ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 08-02/20-181 от 03.09.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 12-669/2021

(дело №08-02/20-181)

РЕШЕНИЕ

<адрес> 3 сентября 2021 года

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Ооржак А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО6. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с жалобой на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что он не является должностным лицом, допустившим правонарушение, поскольку в соответствии с должностной инструкцией начальника финансово-договорного отдела не вменены функции руководства трудовым коллективом государственного органа, не имеет полномочий по формированию кадрового состава и определение трудовых функций работников, по организации порядка прохождения службы, применения мер по поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, а также по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля их расходования. От лица организации выступает руководитель учреждения ФИО3, который подписывает и заключает любые контракты, является распорядителем финансов, обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, тем самым допустил принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов. Кроме того, государственные контракты не согласовывались с заявителем. Просит суд восстановить пропущенный срок обжалования постановления, отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель по ордеру ФИО4 просили удовлетворить жалобу, дав пояснения соответствующие ее доводам.

Представитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва извещен, не явился, каких-либо ходатайств ими не заявлено.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Положения статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определяют бюджетные обязательства как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В силу статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Из материалов дела следует, что из Управления Федерального казначейства по <адрес> поступило уведомление о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 70 745 436 руб.

Согласно отчету о состоянии лицевого счета ГКУ «Тываавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ по КБК 911 в разделе 2 «Операции с бюджетными средствами» (графа 3) поставлены на учет бюджетные обязательства в размере 399320396 руб..

Из платежных поручений в деле от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ всего на сумму 307 341 190, 99 рублей (213593094 + 31753579,75 + 61994517,24).

Согласно государственному контракту №Ф2019.300010 от ДД.ММ.ГГГГ цена контракта составляет 711976980 руб.; в 2019 году – объем финансирования составляет 213593094, в 2020 года – 259000000.

Таким образом, ГКУ «Тываавтодор» приняты бюджетные обязательства по указанному КБК на сумму 70 745 436 руб. по данному государственному контракту при отсутствии объема прав на принятие обязательств.

Из пояснительной записки начальника ГКУ «Тываавтодор» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, ответа на запрос суда следует, что финансово-договорной отдел размещает утвержденные и подписанные контракты и договоры на официальный сайт ЕИС и передает бухгалтерии по реестру с приложением ф.КС-2, ф.КС-3. Далее бухгалтера через программу СУФД направляет сведения бюджетных обязательств в Казначейство для постановки на учет бюджетных обязательств. Финансово-договорной отдел контролирует поступление лимитов на лицевой счет Управления, использование бюджетных средств согласно заключенным договорам и контрактам.

Согласно положению о финансово-договорном отделе ГКУ «Тываавтодор», отдел проводит анализ и контроль использования бюджетных средств Управлением, составляет и согласовывает сметы доходов и расходов на управление дорогами Республики Тыва и исполнение дорожных работ на финансовый год с разбивкой по кварталам, осуществляет оперативный учет по выполнению программ дорожных работ по использованию выделенных лимитов на дорожные работы, заключаемых договоров (контрактов).

Из должностной инструкции начальника финансово-договорного отдела ГКУ «Тываавтодор» видно, что в должностные обязанности начальника входит осуществление руководства работой отдела по разработке планов по ремонту, строительству и содержанию автодорог, как текущего года, так и на перспективу и осуществляет их согласование, обеспечивает контроль по исполнению обязательств, предусмотренных контрактами, участвует в распределении поступающих финансовых средств, контролирует правильность и своевременность оформления документов на оплату выполненных работ.

Приказом начальника ГКУ «Тываавтодор» _ЛС от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен начальником финансово-договорного отдела ГКУ «Тываавтодор».

ДД.ММ.ГГГГ главным контролером-ревизором отдела контроля в сфере закупок Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1

Постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ начальник финансово-договорного отдела ГКУ «Тываавтодор» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии с положениями ст. ст. 24.1, 4.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В соответствии с частью 4 данной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано следующее разъяснение.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа указано на то, что ФИО1 обладал соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению Бюджетного законодательства Российской Федерации.

При этом в подтверждение полномочий ФИО1, как должностного лица, то есть лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, приведены перечень должностных обязанностей, содержащихся в должностной инструкции ФИО1, положение о финансово-договорном отделе ГКУ «Тываавтодор».

Вместе с тем, достоверных и объективных данных, доказательств о согласовании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ с начальником финансово-договорного отдела ФИО1, возложении обязанности по государственному контракту на начальника, данных об участии в разработке плана закупок и плана-графика на указанный год заявителя в деле не имеется. Таких доказательств должностным лицом в дело не представлено. В том числе, по запросу суда не представлены. Кроме того, в деле имеется приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной службе» о возложении обязанности руководителя контрактной службы на ФИО8., то есть на иное лицо.

Таким образом, вывод представителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва о том, что ФИО1 обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в связи, с чем является должностным лицом, не обоснованы, ничем не доказаны.

При отсутствии совокупности достаточных доказательств, подтверждающих вину ФИО1, и с учетом презумпции невиновности оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежит отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через приемную Кызылского городского суда Республики Тыва в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.

Судья А.М. Ооржак