ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 08-02/20-186 от 03.09.2021 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 12-1055/2021

(дело №08-02/20-186)

РЕШЕНИЕ

3 сентября 2021 года <адрес>

Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Ооржак А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО7. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с жалобой на постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО8. от ДД.ММ.ГГГГ.

Жалоба мотивирована тем, что он не является должностным лицом, допустившим правонарушение, поскольку в соответствии с должностной инструкцией начальника финансово-договорного отдела не вменены функции руководства трудовым коллективом государственного органа, не имеет полномочий по формированию кадрового состава и определение трудовых функций работников, по организации порядка прохождения службы, применения мер по поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, а также по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля их расходования. От лица организации выступает руководитель - начальник учреждения ФИО3, который подписывает и заключает любые контракты, является распорядителем финансов, обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, тем самым допустил принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов. Кроме того, государственные контракты не согласовывались с заявителем. Просит суд восстановить пропущенный срок обжалования постановления, отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель по ордеру ФИО4 просили удовлетворить жалобу по изложенным основаниям.

Представитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва извещен, не явился, каких-либо ходатайств до судебного заседания не заявлено, уважительность неявки не подтверждена. В этой связи, жалоба рассматривается без их участия.

Выслушав заявителя и его представителя, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Положения статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) определяют бюджетные обязательства как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В силу статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Из материалов дела следует, что из Управления Федерального казначейства по <адрес> поступило уведомление о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение «Тываавтодор» (далее- ГКУ «Тываавтодор») на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Подъезд к <адрес> с Обществом с ограниченной ответственностью «Восток» заключил контракт от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 711 976 980 рублей и приняты бюджетные обязательства на сумму 70745436 рублей при отсутствии объема прав на принятие обязательств.

Согласно отчету о состоянии лицевого счета ГКУ «Тываавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ по КБК 91 в разделе разделу 1.2.1 «Бюджетные данные» (графа 7) лимиты бюджетных обязательств составили 8 000 000,0 руб., по разделу 2 «Операции с бюджетными средствами» (графа 3) поставлены на учет бюджетные обязательства в размере 11 028 212,41 руб., по разделу 1.4 «Неиспользованные доведенные бюджетные данные) (графа 6) неиспользованные на ДД.ММ.ГГГГ лимиты бюджетных обязательств на 2019 составил 3 028 212,41 руб.

Таким образом, ГКУ «Тываавтодор» приняты бюджетные обязательства по указанному КБК 91 на сумму 27 723,24 руб. по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «Восток», при отсутствии объема прав на принятие обязательств.

Из материалов дела следует, что приказ о сокращении объемов финансирования утвержден ДД.ММ.ГГГГ, тогда как уведомление о превышении бюджетным обязательством неиспользованных лимитов сформировано УФК по РТ ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснительной записки начальника ГКУ «Тываавтодор» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что финансово-договорной отдел размещает утвержденные и подписанные контракты и договора на официальный сайт ЕИС и передает бухгалтерии по реестру с приложением ф. КС-2, ф.КС-3. Далее бухгалтер через программу СУФД направляет сведения бюджетных обязательств в Казначейство для постановки на учет бюджетных обязательств. Финансово-договорной отдел контролирует поступление лимитов на лицевой счет Управления, использование бюджетных средств согласно заключенным договорам и контрактам.

Согласно положению о финансово-договорном отделе ГКУ «Тываавтодор», отдел проводит анализ и контроль использования бюджетных средств Управлением, составляет и согласовывает сметы доходов и расходов на управление дорогами Республики Тыва и исполнение дорожных работ на финансовый год с разбивкой по кварталам, осуществляет оперативный учет по выполнению программ дорожных работ по использованию выделенных лимитов на дорожные работы, заключаемых договоров (контрактов).

Из должностной инструкции начальника финансово-договорного отдела ГКУ «Тываавтодор» видно, что в должностные обязанности начальника входит осуществление руководства работой отдела по разработке планов по ремонту, строительству и содержанию автодорог, как текущего года, так и на перспективу и осуществляет их согласование, обеспечивает контроль по исполнению обязательств, предусмотренных контрактами, участвует в распределении поступающих финансовых средств, контролирует правильность и своевременность оформления документов на оплату выполненных работ.

Приказом начальника ГКУ «Тываавтодор» _ЛС от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначен начальником финансово-договорного отдела ГКУ «Тываавтодор».

ДД.ММ.ГГГГ главным контролером-ревизором отдела контроля в сфере закупок Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1

Постановлением руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ начальник финансово-договорного отдела ГКУ «Тываавтодор» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

С такими выводами должностного лица нельзя согласиться ввиду следующего.

В соответствии с положениями ст. ст. 24.1, 4.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Так, согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В соответствии с частью 4 данной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано следующее разъяснение.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа указано на то, что ФИО1 обладал соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению Бюджетного законодательства Российской Федерации.

При этом в подтверждение полномочий ФИО1, как должностного лица, то есть лица, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, приведены перечень должностных обязанностей, содержащихся в должностной инструкции ФИО1, положение о финансово-договорном отделе ГКУ «Тываавтодор».

Доказательств, которые бы согласовывались с протоколом об административном правонарушении, в деле не имеется.

Приведенные ссылки на должностную инструкцию финансово-договорного отдела не содержат обязанность ФИО1 принимать бюджетные обязательства от имени управления в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ.

При этом, согласно ответу на запрос суда, государственный контракт с начальником финансово-договорного отдела ФИО1 не согласовывался, каких-либо обязанностей по государственному контракту на начальника не возлагалась, в разработке плана закупок и плана-графика на 2019 год ФИО1 участия не принимал.

Таким образом, вывод должностного лица о том, что ФИО1 обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в связи, с чем является должностным лицом не доказаны. Соответствующих доказательств о том, что Министерством доводилось лимиты бюджетных обязательств до ФИО1, и сведений об утверждении Сводной бюджетной росписи и внесения изменений в нее, согласований проектов государственных контрактов, а именно от ДД.ММ.ГГГГ не представлены.

При отсутствии совокупности достаточных доказательств, подтверждающих вину ФИО1, и с учетом презумпции невиновности оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежит отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей – отменить.

Производство по делу в отношении ФИО1 прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи жалобы через приемную Кызылского городского суда Республики Тыва в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.

Судья А.М. Ооржак