ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 08-18/207 от 26.11.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Авдеева Т.Н. дело №7А-370/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

26 ноября 2020 г. г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Шубин Д.В.,

при секретаре Ульяновой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Светловского городского суда Калининградской области от 21 октября 2020 года, которым постановление №08-18/207 от 07 августа 2020 года и.о. начальника отдела государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора – стершего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «Светловский судоремонтный завод» ФИО1 изменено, административный штраф снижен до 50000 рублей.

Заслушав ФИО1, ее защитника Германович Е.М., исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №08-18/207 от 07 августа 2020 года и.о. начальника отдела государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора – стершего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 должностное лицо ООО «Светловский судоремонтный завод» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 65000 рублей.

Решением судьи Светловского городского суда Калининградской области от 21 октября 2020 года постановление №08-18/207 от 07 августа 2020 года изменено, размер назначенного ФИО1 административного штрафа снижен до 50000 рублей.

ФИО1 обратилась с жалобой на указанные акты, требуя их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование ссылается на то, что 16 июля 2020 года наличия краски в акватории завода зафиксировано не было, вода была насыщена сине-зелеными водорослями, которые могут создавать эффект загрязнения. Фактически Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора была проведена внеплановая проверка в отношении ООО «Светловский судоремонтный завод», которая в нарушение ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не была согласована с прокурором. Был нарушен порядок забора проб воды, в нем не участвовал представитель завода, экспертиза образцов была поручена заинтересованной лаборатории.

Заслушав ФИО1, ее защитника Германович Е.М., исследовав материалы дела, полагаю необходимым изменить обжалуемые акты отменить, производство по делу прекратить.

Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 названного Кодекса.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - это любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение.

К внутренним морским водам РФ относится акватория Калининградского (Вислинского залива) Балтийского моря, Калининградский морской канал Морского порта Калининград (Светловский грузовой район).

Согласно части 2 статьи 59 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты, такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Статья 55 Водного кодекса РФ предусматривает основные требованиях к охране водных объектов, так, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, запрещаются.

Как следует из постановления, ФИО1 вменено то, что она, являясь должностным лицом ООО «Светловский СРЗ», обязанным следить за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия, 16 июля 2020 года допустила загрязнение акватории, находящейся в пользовании предприятия по договору от 01.11.2017 - Калининградский (Вислинский) залив Балтийского моря, акватория, прилегающая к плавучему доку ООО "Светловский судоремонтный завод", ориентировочные координаты: 54°40"30,75"с.ш., 020°08"53,23"в.д., нефтепродуктами.

Согласно материалам дела, такой вывод природоохранным органом сделан на основании обследования загрязнённой акватории Морского порта Калининград (Светловский грузовой район), акватории вдоль городского променада Светлый Калининградской области. При визуальном осмотре акватории зафиксировано наличие нефтяного загрязнения акватории у плавучих доков ООО «Светловский судоремонтный завод». Загрязнение носило неравномерный характер – тяжёлые фракции коричневого цвета.

В ходе обследования (осмотра) произведён отбор пробы природной воды, для определения на показатель «нефтепродукты» в следующих 3-х точках:

т.1, створ №1, Калининградский (Вислинский) залив Балтийского моря, акватория, прилегающая к плавучему доку ООО "Светловский судоремонтный завод", ориентировочные координаты: 54°40"30,75"с.ш., 020°08"53,23"в.д.;

т.2, створ №2, Калининградский (Вислинский) залив Балтийского моря, нория, прилегающая к набережной (променад) в г. Светлый, ориентировочные координаты: 54°40"19,14"с.ш, 020°08"25,67"в.д.;

т.3, створ №3, Калининградский (Вислинский) залив Балтийского моря, территория, прилегающая к набережной (променад) в г. Светлый, ориентировочные координаты: 54°40"08,98"с.ш., 020°08"09,18"в.д.

Отобранные пробы направлены для исследования в передвижную химическую лабораторию филиала ФГБУ «Балттехмордирекция» Калининградский (аттестат аккредитации № RA.RU.518056 ан 30.12.2016г.).

По результатам проведенной экологической экспертизы (заключение № 09-2020/БАМУ от 21.07.2020 года), химический анализ в пробе т.1 (вышеуказанные координаты) установлено превышение предельно допустимых показателей по показателю «нефтепродукты» в 25,6 раза.

Данная акватория (в точке отбора пробы № 1) по договору водопользования от 01.11.2017 находится в пользовании ООО «ССРЗ».

Таким образом, вывод о виновности должностного лица ООО «ССРЗ» был сделан на основании установления превышения ПДК нефтепродуктов в 25,6 раза в воде в районе дока предприятия, а также визуального наблюдения загрязнения на поверхности акватории в этом месте.

Однако, данных доказательств недостаточно для установления факта загрязнения водоема ООО «ССРЗ».

Объект, переданный в пользование ООО «ССРЗ» по договору водопользования от 1 ноября 2017 года (л.д. 68-80), представляет собой часть акватории Калининградского залива Балтийского моря площадью 0,162 кв. км., не являющейся обособленной от остальной части залива и располагается фактически в КМК – месте с интенсивным судоходством. В материалах дела не имеется данных, позволяющих исключить загрязнение водоема в этой локации другими предприятиями, располагающимися на берегу залива, проходящими по КМК судами.

Природоохранным органом не установлен конкретный источник сброса загрязняющих веществ исходя из определения, данного этому понятию в ст. 37 Федерального закона от 31.07.1998 года № 155-ФЗ, объяснения у должностных лиц завода не получались, территория завода, плавучие доки не осматривалась.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что в соответствии с п.п. «д» п. 7 договора водопользования показатели качества воды в водном объекте в месте водопользования характеризуются как «грязная» (величина УКИЗВ – 6,2), что соответствует 4Б классу качества воды.

Степень загрязнения поверхностных вод определяется в соответствии с "РД 52.24.643-2002. Руководящий документ. Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям" (утв. и введен в действие Росгидрометом 03.12.2002) (далее – Методические указания).

Согласно этому документу, УКИЗВ - удельный комбинаторный индекс загрязненности воды, определяемый на основании изложенного в Методических указаниях алгоритма, который сводится к учету основных и специфических типов загрязняющих веществ, в том числе нефтепродуктов. Классификации качества воды осуществляется на основе значений УКИЗВ.

«Грязная» вода относится к 4-му классу качества воды.

Как следует из Приложения «Г» Методических указаний, для высокого уровня загрязненности воды, что соответствует 4-му классу, допустимо превышение ПДК нефтепродуктов от 30 до 50 крат. В данном случае установлено превышение ПДК в точке забора пробы №1, как указано выше, в 25,6 раза, что составляет величину меньшую, чем это предусмотрено для воды 4-го класса качества.

Таким образом, установленные характеристики качества воды в акватории, находящейся в пользовании ООО «ССРЗ», соответствуют условиям договора водопользования.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Ввиду вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии доказательств вины ФИО1 в совершении вменяемого ей правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление №08-18/207 от 07 августа 2020 года и.о. начальника отдела государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора – стершего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2, решение судьи Светловского городского суда Калининградской области от 21 октября 2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 - прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья: Д.В. Шубин