ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 08 от 06.02.2012 Чернушинского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Чернушинский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Чернушинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-173/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

г. Чернушка

Пермский край 06 февраля 2012 года.

Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С.Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:

Прокурора Мусихиной Н.С.

Представителя заявителя Мансурова А.И. Кислицына А.В.

Представителя ТИК Чернушинского района Воиновой Ю.Н.

При секретаре Воробьевой Л.В.

Гражданское дело по заявлению Мансурова Алмаза Ильгатовича о признании решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 26.01.2012 года № 08/10 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва незаконным.Обязать ТИК Чернушинского муниципального района зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 3

УСТАНОВИЛ:

Мансуров А.З. обратился в суд с заявлением о признании решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 26.01.2012 года № 08/10 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва не законным и обязать ТИК Чернушинского муниципального района зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.

Заявление мотивировал тем, что решением Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 26.01.2012 № 08/10 ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 на основании п.п. «ж» части 4 ст.37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК, ввиду недостаточного количества достоверных подписей. Решение ТИК было основано на итоговом протоколе проверки подписных листов, составленном рабочей группой ТИК 24.01.2012 года. В соответствии с итоговым протоколом и приложенной к нему ведомостью проверки подписных листов, из 50 подписей избирателей, представленных им в ТИК, действительными были признаны 44 подписи, недействительными 6 подписей, что составило 12% подписей, отобранных для проверки, при этом все 6 подписей были признаны недействительными по коду нарушения 15 (данные об избирателе не соответствуют действительности). В соответствии с п.6.4 ст.38 ФЗ от 12.06.2001 № 67-ФЗ недействительными признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (п.п. «в»). В соответствии с п.11 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК, недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел РФ либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с ч.5 настоящей статьи. Считает, что со стороны ТИК Чернушинского муниципального района нарушены указанные выше положения как федерального так и краевого закона, т.к. решение было вынесено при отсутствии официальной справки УФМС, либо письменного заключения эксперта. Выданный ему на руки документ, который по его заявлению был выдан ТИК в качестве официального документа, на основании которого подписи были признаны недействительными, т.е. официальная справка УФМС, таковой назвать нельзя, так как документ оформлен ненадлежащим образом: отсутствует указание на орган, выдавший документ; указания на полномочия лица, выдавшего документ; официальная печать уполномоченного органа. Сам документ носит название – Таблица сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей (участников референдума) в поддержку выдвижения кандидата. Соответственно, как рабочая группа, так и ТИК не вправе были при проверке подписных листов и вынесении решения, руководствоваться указанным документом. Таблица, которой руководствовался ТИК при отмене регистрации, содержит указание на то, что не соответствует фамилия избирателя (папка 1 лист 1 строка 1). Даже если указанные нарушения соответствуют действительности, то считаю их незначительными, т.к. они не влияют на волеизъявление избирателей. В соответствии с п.6 ст.76 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.24-26 ст.38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным ФЗ, иным законом.

На основании изложенного, руководствуясь главой 26 ГПК РФ, просит суд решение Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 26.01.2012 года № 08/10 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва признать незаконным. Обязать ТИК Чернушинского муниципального района зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 3.

Заявитель Мансуров А.И. в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения извещен.

Представитель заявителя Мансурова А.И. Кислицын А.В. заявление своего доверителя по доводам, изложенным в нем поддержал, на удовлетворении заявления настаивал.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Воинова Ю.Н. жалобу Мансурова А.И. просила оставить без удовлетворения. В обоснование своих доводов пояснила, что действия комиссии об отказе Мансурову А.И. в регистрации кандидатом в депутаты ЗС Чернушинского муниципального района соответствуют п. «ж» ч.4 ст.37 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.2009, а поэтому являются законными. Кроме устных доводов, представителем ТИК представлены письменные возражения на заявление, приобщенные к материалам дела. (л.д. 14-18)

Суд, заслушав заключение прокурора Мусихиной Н.С., полагавшей, что поданное заявление подлежит оставлению без удовлетворения, стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидат доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч.8 ст.37 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательного прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.

Согласно п.2 ст.35 Закона № 525-ПК … указанного закона если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации: кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно ч.6 ст.35 Закона № 525-ПК … Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, единых списков кандидатов, но только один раз - в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов. Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

Согласно ч.7 ст.35 Закона № 525-ПК … каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а так же ставит свою подпись и дату её внесения. После чего каждый подписной лист заверяется …

Согласно п.10 ст.35 Закона № 525-ПК … количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов.

Согласно ст.36 Закона № 525-ПК …

1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и(или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);

б) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, установленного частью 1 статьи 58 настоящего Закона);

в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1-2 статьи 32 либо частью 18 статьи 33 настоящего Закона (если такие изменения имеются).

2. Для регистрации единого списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в избирательную комиссию, организующую выборы:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения единого списка кандидатов, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения единого списка кандидатов проводился сбор подписей избирателей);

б) первый финансовый отчет избирательного объединения;

в) сведения об изменениях в едином списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из единого списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 9 и 10 статьи 33 настоящего Закона (если такие изменения имеются).

3. При приеме документов для регистрации кандидата, единого списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указывается также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом соответствующая избирательная комиссия предварительно заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству подписных листов, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме представляемых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов документов, если документы доставлены до истечения времени, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи.

4. Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32, частями 12 и 18 статьи 33 настоящего Закона (за исключением сведений о судимостях).

5. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС "Выборы".

6. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному (многомандатному) избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии, организующей выборы, - уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.

7. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.

8. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписных листах или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.

9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

10. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

11. Недействительными считаются:

а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;

б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем соответственно уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения избирательной комиссией, организующей выборы, единого списка кандидатов;

и) подписи, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 5 статьи 35 настоящего Закона;

к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

л) все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и(или) оформленном не в соответствии с приложениями N 1-3 к настоящему Закону;

м) все подписи избирателей в соответствующем подписном листе, если заверительная запись лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, внесена позже заверительной записи кандидата (уполномоченного представителя избирательного объединения);

н) подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, в поддержку выдвижения которого собирались подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, в поддержку выдвижения которого собирались подписи.

12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "ж" и "л" части 11 настоящей статьи.

13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительна в соответствии с подпунктами "ж" и "л" части 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

14. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, единому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо если количество недостоверных и(или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 83 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.

Согласно п.4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона;

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и
регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата;

г) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона;

д) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос "о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона;

е) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;

ж) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее. 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;

з) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Закона;

и) не создание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в
соответствии со статьей 57 настоящего. Закона создание избирательного фонда необязательно); Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;

к) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

л) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

м) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;

н) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

о) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;

п) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»

Подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется соответствующими окружными избирательными комиссиями или избирательной комиссией муниципального образования. По решению избирательной комиссии муниципального образования к проверке подлинности подписей могут привлекаться члены территориальных избирательных комиссий.

Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов по избирательному округу.

Проверке подлежит не менее 2 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписи отбираются произвольным образом на заседании соответствующей избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.

О времени проведения проверки подлинности собранных подписей избирательная комиссия обязана сообщить кандидатам, в отношении которых эта проверка проводится, а также выдвинувшим их избирательным объединениям. Комиссия не вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, изъявившим желание направить своих доверенных (уполномоченных) лиц для участия в проводимой проверке.

Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах.

Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.

Недействительными считаются:

недостоверные подписи, а именно подписи избирателей, не являющихся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел;

подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;

фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе.

Подпись признается фальсифицированной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол удостоверяется не менее чем тремя членами избирательной комиссии.

Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа.

В случае обнаружения недействительных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 2 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недействительных подписей от числа проверенных регистрация кандидата не производится.

Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными, недостаточно для регистрации.

Согласно п. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 ст.38 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

6.1 По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

6.2 Если при проверке подписей избирателей, участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя, участника референдума в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

6.3. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

6.4 Недействительными признаются:

а) подписи избирателей, участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;

б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;

в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;

д) подписи избирателей, участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;

з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно;

и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;

к) подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона;

л) подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;

м) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 настоящего Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, предусмотрено законом);

н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума;

о) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.

Решением Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края № 522 от 09 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва на 04 марта 2012 года. (л.д. 62)

Заявитель Мансуров А.И., путем самовыдвижения выдвинул свою кандидатуру на участие в выборах депутатов Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края 6 созыва по одномандатному избирательному округу № 3. (л.д. 32-38).

Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.10.2011 года № 507 утверждена Схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва.

Численность избирателей по одномандатному избирательному округу № 3 в соответствии с решением ЗС ЧМР от 27.10.2011 года № 507 составляет 2287 человек, следовательно, в поддержку выдвижения кандидату по данному избирательному округу для регистрации необходимо представить 46 достоверных подписей, допускается превышение количества необходимых для регистрации подписей, но не более чем на пять подписей.

На основании решения ТИК от 28.12.2011 года № 23/03 «Об определении количества подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов, подлежащих проверке» проверке сведений, содержащихся в подписных листах, подлежат все представленные кандидатами подписи избирателей. (л.д. 41, 42)

Согласно ведомости проверки рабочей комиссией, созданной решением ТИК ЧМР Пермского края № 05/01 от 19.01.12 подписных листов, представленных кандидатом в депутаты ЗС ЧМР Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Мансуровым А.И. установлены следующие нарушения:

в папке № 1 на подписном листе 1 строка 1- не соответствующие действительности сведения об избирателях;

в папке № 1 на подписном листе 2 строка 2 - не соответствующие действительности сведения об избирателях;

в папке № 1 на подписном листе 8 строка 2 - не соответствующие действительности сведения об избирателях;

в папке № 1 на подписном листе 17 строки 1,2,3 – не соответствующие действительности сведения об избирателях, подтвержденные справкой ОУФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе. (л.д.13)

Итоговым протоколом проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 от 24.01.2012 года установлено следующее: количество заявленных подписей – 50, количество представленных подписей – 50, количество проверенных подписей - 50, количество достоверных подписей – 44, количество недостоверных подписей – 6, что составляет 12 % подписей, отобранных для проверки. (л.д. 11-12)

Решением Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края от 26.01.2012 № 08/10 Мансурову Алмазу Ильгатовичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 в регистрации отказано. (л.д. 6-8).

Не согласный с отказом в регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва Мансуров А.И. обжаловал его в Чернушинский районный суд. (л.д. 4-5 ).

Согласно п.5 ст.2 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В то же время ФЗ РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не устанавливает форму подписного листа и порядок его заверения.

Форма подписного листа и порядок его заверения при проведении выборов депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района устанавливается Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», в котором указано, что сведения об адресе вносятся на основании паспорта.

Какие сведения об избирателях должны отражаться в подписном листе указано в ч. 6,7 Закона № 525-ПК.

Основания, по которым подписи избирателей могут быть признаны не действительными перечислены в части 11 вышеуказанной нормы.

Установив при проверке подписных листов обстоятельства, предусмотренные п. «в» ч.11 ст.36 Закона № 525 –ПК… Территориальная комиссия признала недействительными из 50 подписей избирателей 6 подписей, что составило 12 % от общего количества подписей избирателей и отказала Мансурову А.И. в регистрации кандидатом в депутаты ЗС Чернушинского муниципального района Пермского края по основаниям, предусмотренным п. «ж» ч.4 ст.37 Закона № 525-ПК, т. е. на законных основаниях.

Требования к содержанию подписных листов, собранным подписям избирателей и к сведениям к подписям избирателей четко и ясно изложены в положениях, предусмотренных ч.6,7 ст.36 Закона № 525-ПК …и носят формальный характер.

Не соблюдение вышеуказанных требований кандидатом при сборе подписей избирателей и заполнении подписных листов влечет за собой отказ в регистрации кандидата на участие в выборах.

Таким образом, члены комиссии при проверке подписных листов обязаны подходить к ней строго формально и руководствоваться в своих действиях положениями вышеуказанного закона.

Поэтому доводы заявителя и его представителя о формальном подходе членов ТИК к проверке подписных листов и о не существенности выявленных членами ТИК при проведении проверки нарушений, поскольку они противоречат ст.36,37 Закона № 525-ПК, не могут быть приняты судом во внимание за несостоятельностью.

Так же не могут быть приняты во внимание и доводы представителя заявителя на не законность отказа в регистрации в связи с отсутствием официального документа органа Федеральном миграционной службы РФ, подтверждающего не соответствие данных о избирателях, указанных в подписных листах их паспортным данным.

В материалах дела имеется Таблица сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, представленная ОУФМС России по Пермскому краю в Чернушинском районе. Данная таблица составлена на основании Соглашения о взаимодействии ЦИК РФ и ФМС России от 29 декабря 2009 года и приложения к ней и является официальным ответом должностных лиц органа ФМС по результатам проверки сведений о избирателях, содержащихся в подписных листах, поэтому оснований и обстоятельств для признания данного доказательства не допустимым суд не усматривает. (л.д. 54, 61)

Установив вышеизложенное, заявление Мансурова А.И. суд оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь ст.194-198, 235 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление Мансурова Алмаза Ильгатовича на решение Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № 08/10 от 26 января 2012 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва оставить без удовлетворения.

Решение в течение пяти дней со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

Судья О.С. Лупенских