ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 08 от 09.02.2011 Добрянского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Добрянский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Добрянский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-346/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Добрянка 9 февраля 2011 года

Добрянский районный суд Пермского края в составе :

судьи Д.Г. Липилиной

при участии представителя ФИО1 – ФИО2

представителя ТИК ДМР ФИО3

представителя Избирательного объединения ВПП «Единая Россия» ФИО4

представителя местного отделения ВПП «Единая Россия» ФИО5

секретаря Ж.В.Коуровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Добрянка гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене Решения ТИК ФИО7 муниципального района за № 08/04 от 21 января 2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО6»,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Добрянский районный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Решения территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района № 08/04 от 21.01.2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО6»

Требования мотивировал тем, что выборы депутатов Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва назначены Решением Земского Собрания ФИО7 муниципального района № 1063 от 20.12.2010 года, которое было опубликовано 23.12.2010 г. в газете «Камские Зори» № 51.

Решением территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района № 17/01 от 22.12.2010г. полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 на территории ФИО7 муниципального района по выборам депутатов Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию ФИО7 муниципального района.

Он (ФИО1), в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района по одномандатному избирательному округу № 11 по Решению ТИК ФИО7 муниципального района № 12/07 от 28.01.2011г.

Решением ТИК ДМР № 08/04 от 21.01.2011г., в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района по одномандатному избирательному округу №11, был зарегистрирован ФИО6, выдвинутый избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района.

Указанное Решение территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района за № 08/04 от 21.01.2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу №11 ФИО6», является незаконным и подлежит отмене в связи со следующим:

В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

В соответствии с пунктом 14.1. Устава Партии «Единая Россия», местное отделение Партии является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего муниципального образования: муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения, входящих в состав одного субъекта Российской Федерации.

Избирательное объединение Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района является структурным подразделением Партии «Единая Россия» и не имеет статуса юридического лица.

Согласно части 10 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании.

В силу части 14.1. статьи 35 ФЗ № 67-ФЗ, части 10.2. статьи 33 Закона Пермского Края № 525 от 09.11.2009г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском Крае», в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, его заверения организующей выборы избирательной комиссией, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

а) список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

д) нотариально удостоверенную копию устава политической партии, иного общественного объединения. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

Список кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района, выдвинутых избирательным объединением Местным отделением Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района по одномандатным избирательным округам оформлен с нарушением Федерального закона № 67-ФЗ, а именно адрес места жительства каждого кандидата в списке указан не в полном объеме без указания наименования субъекта Российской Федерации (Пермский край), района (Добрянский район).

В силу части 7 статьи 33 Закона № 525-ПК решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, а также единого списка кандидатов должно содержать:

1) число зарегистрированных участников соответственно съезда, конференции, общего собрания, заседания иного органа политической партии;

2) число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов, единого списка кандидатов;

3) решение о выдвижении кандидатов, единого списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, единого списка кандидатов);

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;

5) дата принятия решения.

В свою очередь часть 8 статьи 33 Закона № 525-ПК регламентирует, что единый список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

14.01.2011 года уполномоченный представитель избирательного объединения Местного отделения Партии «Единая Россия» представил в территориальную избирательную комиссию ФИО7 муниципального района следующие документы:

1. Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам на 2-х листах

2. Копии паспортов кандидатов на 121-м листе

3. Решение Местного политического совета Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района от 27.12.2010г. «О назначении уполномоченного представителя избирательного объединения местного отделения ВПП «Единая Россия» ФИО7 муниципального района на выборах депутатов Земского собрания ФИО7 муниципального района» на 1-ом листе.

4. Копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица Регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Пермского края на 1-м листе.

5. Копия устава Партии «Единая Россия» на 32-х листах.

6. Решение Местного политического совета Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района от 08.12.2010г. «О выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам списком на выборах депутатов Земского собрания ФИО7 муниципального района», на 1-ом листе.

7. Выписку из Протокола № 48 заседания Президиума Регионального политического совета регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Пермского края от 22.12.2010г. по вопросу согласования кандидатур местных отделений Партии «Единая Россия» Пермского края для участия в выборах в органы местного самоуправления Пермского края 13 марта 2011г. на 1-м листе.

14.01.2011г. ТИК ДМР письменно подтвердила получение вышеуказанных документов от уполномоченного представителя избирательного объединения Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района Пермского края.

Решением территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района № 03/10 от 16.01.2011г. был заверен список кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального второго созыва в количестве 16 (шестнадцать) человек, выдвинутых избирательным объединением Местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района Пермского края по одномандатным избирательным округам.

17.01.2011г. ФИО6, выдвинутый избирательным объединением Местным отделением Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района, подал для выдвижения в территориальную избирательную комиссию ФИО7 муниципального района следующие документы:

1. Заявление о согласии, баллотироваться кандидатом в депутаты Земского Собрания по одномандатному избирательному округу № 11 на 2-х листах.

2. Копию паспорта на 6-ти листах.

3. Копию документа об образовании на 1-м листе.

4. Справку от 12.01.2011г. Местного отделения Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района о принадлежности к политической партии на 1-м листе.

5. Копию документов, подтверждающих сведения об основном месте работы на 2-х листах.

17.01.2011г. ТИК ДМР письменно подтвердила получение вышеуказанных документов от ФИО6

18.01.2011г. кандидат в депутаты Земского Собрания по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО6 подал в ТИК для регистрации первый финансовый отчет на 2-х листах и в этот же день ТИК ДМР письменно подтвердила получение вышеуказанного документа от ФИО6

Согласно части 4 статьи 36 Закона № 525-ПК соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов.

В силу части 1 статьи 37 Закона № 525-ПК соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов.

Согласно подпункту «б» пункта 24 части 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ от 11.07.2001г. "О политических партиях".

При выдвижении ФИО6 избирательным объединением Местным отделением Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района были допущены нарушения Федерального закона № 95-ФЗ.

Согласно пункту «г» части 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Однако в нарушение данного положения Федерального закона № 95-ФЗ избирательное объединение Местное отделение Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района не известила территориальную избирательную комиссию ФИО7 муниципального района о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности органах местного самоуправления, что подтверждается письмом территориальной избирательной комиссии ФИО7 района от 28.01.2011г. № 01-23/175.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона № 95-ФЗ закреплено, что решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

В соответствии с пунктом «и» части 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ Устав политической партии должен содержать положение, определяющее порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах;

Согласно пункту 13.9.10.14. Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия», Президиум Регионального политического совета, по поручению Регионального политического совета, согласовывает кандидатуры, представленные Местными политическими советами для выдвижения Конференциями (Общими собраниями) местных отделений Партии либо Местными политическими советами кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления. В свою очередь в соответствии с пунктом 14.6.5.1. Устава Партии «Единая Россия» Конференция Местного отделения партии тайным голосованием выдвигает по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, установленном п. 13.9.10.14 настоящего Устава, кандидатов (списков кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления, за исключением кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов муниципальных образований административных центров соответствующих субъектов Российской Федерации при наличии в этом административном центре нескольких местных отделений Партии.

Однако, в нарушение вышеуказанных положений Федерального закона № 95-ФЗ и Устава Партии «Единая Россия» избирательное объединение Местное отделение Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района не проводило в установленном порядке конференцию (общее собрание) по выдвижению кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам списком на выборах депутатов Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва соответствующие протокол и решение в ТИК ДМР не предоставило.

В соответствии с частями 1 и 2 Закона № 525-ПК, избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов, при этом выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ.

Часть 4 статьи 31 Закона № 525-ПК закрепила, что выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам и в составе единого списка кандидатов по единому избирательному округу осуществляется со дня, следующего за днем публикации решения о назначении выборов. (день публикации решения о назначении выборов - 23.12.2010г.).

Избирательное объединение Местное отделение Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района в нарушение данных правовых положений 08.12.2010г. приняло Решение Местного политического совета Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района «О выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам списком на выборах депутатов Земского собрания ФИО7 муниципального района», с приложением списка кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района по одномандатным избирательным округам. Данное Решение вместе со списком кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района по одномандатным избирательным округам было направлено в Региональное отделение Партии «Единая Россия» Пермского края для согласования, которое 22.12.2010г. (в нарушение установленных сроков на выдвижение - со дня, следующего за днем публикации решения о назначении выборов, 23.12.2010г. день публикации решения о назначении выборов) на заседании Президиума Регионального политического совета, согласно пункту 4.2. выписки из протокола № 48, согласовало представленные кандидатуры для выдвижения Местными политическими советами кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления муниципальных образований: Добрянский муниципальный района (список кандидатур прилагается –указано в данной выписке из протокола № 48). В пункте 4.3 выписки из протокола указано, что настоящее решение направить в местные отделения Партии.

Однако, Местное отделение Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района после получения выписки из протокола № 48 от 22.12.2010г. вместе с согласованным Президиумом Регионального политического совета списком кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района по одномандатным избирательным округам, не стало собирать конференцию (общее собрание) для проведения в установленном порядке выдвижения тайным голосованием кандидатов в депутаты Земского Собрания с составлением соответствующего протокола, подтверждающего проведение и соблюдение всех процедурных вопросов, связанных с выдвижением кандидатов и соответствующих решений, принятых по данным вопросам.

Согласно подпункту «в» пункта 24 части 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Кандидат ФИО6 предоставил в территориальную избирательную комиссию ФИО7 муниципального района недействительный паспорт на странице 19 паспорта стоит отметка «аннулировано», не предусмотренная Положением о паспорте гражданина РФ. Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 828 от 08.07.1997г. В паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, - соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о регистрации и расторжении брака - соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы; о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами. По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки: о его группе крови и резус-факторе - соответствующими учреждениями здравоохранения; об идентификационном номере налогоплательщика - соответствующими налоговыми органами. Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа Федеральной миграционной службы. Запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.

В силу пунктов «г» и «е» части 14.1. статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в соответствующую избирательную комиссию должно быть представлена нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании, решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ, соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком.

В нарушение данного положения Федерального закона № 67-ФЗ, избирательное объединение Местное отделение Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района, не являясь юридическим лицом, не предоставило в ТИК ДМР решение о создании Местного отделения Партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района, соответствующего протокола и решения конференции (общего собрания) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком.

Таким образом, решение № 08/04 от 21.01.2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО6» является незаконным и подлежит отмене, поскольку принято ТИК ДМР с нарушениями действующего избирательного законодательства, в т.ч., в противоречии с предусмотренным в пункте 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ, принципом равенства прав и обязанностей кандидатов. Вследствие этого он, будучи зарегистрированным кандидатом в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района поставлен в неравное положение с зарегистрированным кандидатом в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района ФИО6., чем существенно нарушено его пассивное избирательное право кандидата.

В судебном заседании представитель ФИО1 настаивал на удовлетворении его требований по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района (ТИК ДМР) требования ФИО1 не признал, считает Решение избирательной комиссии № 08/04 от 21.02.2011г. законным и обоснованным, поскольку при проверке представленных кандидатом ФИО6 и избирательным объединением местным отделением ВПП «Единая Россия» документов, избирательная комиссия не выявила неполноту сведений о кандидате и не выявила несоблюдение требований закона к оформлению представленных документов. В связи с этим, избирательной комиссией было принято оспариваемое решение о регистрации кандидата. Указанные в заявлении ФИО1 нарушения избирательного законодательства не являются существенными и не могут являться основанием для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии. Документы в отношении ФИО6 были представлены в ТИК 14.01.2011г. представителем местного отделения ВПП «Единая Россия», о чем было оформлено Подтверждение, самим ФИО6 документы в ТИК были представлены 17 и 18 января 2011г., его заявление было зарегистрировано в Журнале входящей корреспонденции, а по пакету документов, приобщенных к заявлению – было оформлено Подтверждение. Никаких других документов в отношении ФИО6 в ТИК ко дню принятия решения № 08/04 не поступало.

Представитель РО ВПП «Единая Россия» ФИО4 с доводами заявления ФИО1 не согласна, считает заявленные требования незаконными на следующих основаниях:

Заявитель указывает на то, что Избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района (далее - Избирательное объединение) были нарушены п. 2 ст. 25 Федерального закона № 295-ФЗ от 11.07.2001г. «О политических партиях» (далее - Закон № 295-ФЗ), п.п.1,2 ст. 33 и п. 4 ст. 31 Закона Пермского края № 525 от 09.11.2009г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» (далее - Закон № 525-ПК). Заявитель указывает, что для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Законом № 95-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата. В заявлении сделана ссылка на то, что Избирательное объединение нарушило процедуру выдвижения кандидатов на выборах Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва. А именно, Избирательное объединение не провело заседание Местного политического совета Местного отделения ВПП «Единая Россия» ФИО7 муниципального района (далее - Местный политический совет) для выдвижения кандидатов путем тайного голосования после согласования кандидатур с Президиумом Регионального политического совета РО ВПП «Единая Россия» Пермского края (далее - Президиум), тем самым, нарушив порядок, предусмотренный Уставом ВПП «Единая Россия» (далее - Устав). Кроме того, заявитель отмечает, что процедура выдвижения кандидатов Избирательным объединением была осуществлена с нарушением сроков, а именно, до дня, следующего за днем публикации решения о назначении выборов (до 23.12.2010 года).

Данные доводы безосновательны, т.к., в соответствии с п.п.14.7.14.1, 13.9.10.14 Устава, 08.12.2010 года Местным политическим советом было проведено Заседание, на котором были определены кандидатуры для согласования президиума. Президиум на своем заседании 22.12.2010г. согласовал кандидатуры местных отделений Партии «Единая Россия» Пермского края для участия в выборах в органы местного самоуправления. Уже после публикации решения о назначении выборов 25.12.2010 года - на основании п.п. 1,2 ст. 33 и п.А ст. 31 Закона № 525-ПК Избирательное объединение выдвинуло кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района. Данный факт подтверждается протоколом № 27 Заседания местного политического совета от 25.12.2010 года. Согласно п. 14.7.14.1 Устава выдвижение кандидатов на выборах в представительные органы местного самоуправления осуществляется Местным политическим советом путем тайного голосования. Таким образом, нарушений Избирательным объединением допущено не было.

2. В заявлении содержится ссылка на нарушение Избирательным объединением п. «г» п. 1 ст. 27 ФЗ № 95 о том, что в ТИК ДМР не поступало письменного извещения о дате, времени и месте проведения заседания Местного политического совета, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района. Однако, отсутствие письменного уведомления не является нарушением вышеуказанной нормы. Так как, в обязанности политической партии входит извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия. Избирательное объединение проводит множество мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов и о порядке их про ведения закон не предусматривает обязанность письменного извещения избирательной комиссии, не содержит разъяснений о порядке извещения. Информация о мероприятиях, связанных с выдвижением передается членам избирательной комиссии при личном диалоге и посредством телефонной связи, препятствий для посещения партийных мероприятий членам Территориальной избирательной комиссии не создавалось.

3. Кроме того, заявитель утверждает, что Избирательное объединение нарушило п.п. 7, 10.2 ст. 33 Закона № 525-ПК, п.14.1 ст. 35 ФЗ № 67-ФЗ тем, что не предоставило в ТИК ДМР документы, подтверждающие создание Избирательного объединения - Местного отделения ВПП «Единая Россия» ФИО7 муниципального района, и документы, подтверждающие выдвижение тайным голосованием кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района, а также предоставило список кандидатов, содержащий неполные сведения об адресе места жительства кандидатов. Заявитель полагает, что данные нарушения являются основаниями для отказа в регистрации кандидата в депутаты ФИО6, а, следовательно, и отмены решения территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района № 08/04 от 21.01.2011 года «О регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО6». Однако, п. «а» ст. 37 Закона № 525-ПК предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, среди которых нет несоответствия документов, предоставляемых избирательным объединением в избирательную комиссию. Вышеуказанные нарушения могли послужить основанием для отказа избирательному объединению в заверении списка кандидатов. Таким образом, рассмотрение данного вопроса не может быть предметом настоящего разбирательства, так как обжалуется решение территориальной избирательной комиссии о регистрации конкретного кандидата, а не решение о заверении списка кандидатов. ТИК ДМР сочла пакет документов, предоставленных Избирательным объединением достаточным для заверения списка, в противном случае, Избирательное объединение получило бы отказ и имело бы возможность представить документы в полном соответствии с требованиями закона и территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района. Кроме того, отмена решения о заверении списка кандидатов Избирательного объединения не влечет отмены решения о регистрации кандидата. И на сегодняшний день, решение территориальной избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, является действующим.

4. В отношении доводов заявителя о недействительности паспорта кандидата ФИО6, основанных на том, что на странице 19 паспорта гражданина Российской Федерации имеется отметка «аннулировано», которая не утверждена Постановлением Правительства РФ № 828 от 08.07.1997г. Согласно, Приложению № 18 к «Административному регламенту Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету», утвержденному Приказом ФМС РФ № 26 от 03.02.2010г., утверждена форма отметки об аннулировании заграничного паспорта, которая выглядит следующим образом: «АННУЛИРОВАНО»(размер 60 х 1 О мм).

5. Заявитель считает оспариваемое решение незаконным в связи с отсутствием в списке кандидатов в депутаты Земского собрания ФИО7 муниципального района, выдвинутых избирательным объединением Местным отделением Партии «Единая Россия», полного адреса места жительства кандидатов, а именно отсутствие наименования субъекта Российской Федерации - Пермский край, района - Добрянский район. В данном случае, отсутствие указания на субъект Российской Федерации, суд не должен относить к ненадлежащему оформлению указанного документа, поскольку положения статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" направлены на то, чтобы у избирательной комиссии имелась возможность идентифицировать лицо, обращающееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить сообщает ли оно достоверные сведения и не имеется ли у этого лица очевидных ограничении пассивного

избирательного права, а также к указанному списку были приложены ксерокопии паспортов кандидатов, подтверждающие сведения которые должны быть указаны. (Определение Верховного Суда РФ № 16-Г07-35от 28 ноября 2007г., Определение Верховного Суда РФ от 6 октября 2006 года по делу № 56-Г06-37).

Представитель местного отделения ВПП «Единая Россия» ДМР с требованиями ФИО1 не согласна, пояснила, что местное отделение ВПП «Единая Россия» является структурным подразделением, оно состоит из 161 члена ВПП «Единая Россия», состоящих в 5 первичных отделениях. Высшим органом отделения является конференция, политический совет местного отделения состоит из 5 человек. В рамках предвыборной компании политсовет 08.12.2010г. провел собрание по выдвижению списка кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатным избирательным округам, протокол был направлен на согласование в региональное отделение партии в г. Пермь, откуда получили Протокол № 48 о согласовании и 25.12.2010г. политсовет провел тайное голосование по выдвижению списка кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва. После этого все необходимые документы 14.01.2010гг. она, как уполномоченное лицо, предоставила в ТИК ДМР. После 14.01.2011г. дополнительно в ТИК она никаких документов не предоставляла. Кроме того, 24.12.2010г. она в вечернее время сообщила члену ТИК ФИО8 о том, что 25.12.2010г. состоится заседание политсовета, на котором будет проведено тайное голосование по выдвижению списка кандидатов в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва.

Заслушав участников судебного разбирательства, материалы дела, суд считает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

Согласно ч.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 21 ФЗ № 95 от 11.07.2001г. "О политических партиях», политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В соответствии с п.1 и 2 ст. 25 ФЗ № 95 от 11.07.2001г. "О политических партиях», выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления, осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Согласно пункту «г» части 1 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

По ст. 31 Закона Пермского края № 525 от 09.11.2009г. "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае", который регламентирует общие условия выдвижения кандидатов:

1. На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно либо в составе единого списка кандидатов по единому избирательному округу в соответствии с настоящим Законом.

2. Непосредственное выдвижение кандидатов осуществляется по одномандатным (многомандатным) избирательным округам путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением.

3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

4. Выдвижение кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и в составе единого списка кандидатов по единому избирательному округу осуществляется со дня, следующего за днем публикации решения о назначении выборов.

В силу части 7 статьи 33 Закона № 525-ПК решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, а также единого списка кандидатов должно содержать:

1) число зарегистрированных участников соответственно съезда, конференции, общего собрания, заседания иного органа политической партии;

2) число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов, единого списка кандидатов;

3) решение о выдвижении кандидатов, единого списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, единого списка кандидатов);

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;

5) дата принятия решения.

В силу ч. 8 ст. 33 Закона № 525-ПК, единый список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется в организующую выборы избирательную комиссию на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Согласно п.п. 10.2 ст. 33 указанного закона, для заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, следующие документы:

1) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и(или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

2) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;

3) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

4) копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании, заверенное подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом);

5) копию устава политической партии, иного общественного объединения, заверенную подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом);

6) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

7) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

По ч. 4 ст. 36 Закона ПК № 525, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32, частями 12 и 18 статьи 33 настоящего Закона (за исключением сведений о судимостях).

Согласно ч.1 ст. 37 данного закона, соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному или многомандатному избирательному округу, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При одновременной регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением в одномандатном или многомандатном избирательном округе и в составе единого списка кандидатов, в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также в составе единого списка кандидатов. В решении соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов указываются дата и время регистрации.

В соответствии с п. 25 ст. 2 ФЗ № 67 от 12.06.2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения;

Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

В соответствии с п.7 ст. 2 ФЗ № 67 от 12.06.2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, а также единого списка кандидатов должно содержать:

(в ред. Закона Пермского края от 29.11.2010 N 717-ПК)

1) число зарегистрированных участников соответственно съезда, конференции, общего собрания, заседания иного органа политической партии;

2) число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов, единого списка кандидатов;

3) решение о выдвижении кандидатов, единого списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и(или) многомандатным избирательным округам, единого списка кандидатов);

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;

5) дата принятия решения.

По ч.1 ст. 33 указанного закона, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 35 указанного закона, избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

По ч.10 ст. 35 ФЗ № 67, наименование избирательного объединения является наименование, указанное в документе, подтверждающем факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения, не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о его создании.

Согласно п. 14.1 указанной статьи, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию следующие документы:

а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;

б) заверенную уполномоченным представителем избирательного объединения копию паспорта каждого кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина;

в) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);

г) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

д) нотариально удостоверенную копию устава политической партии, иного общественного объединения. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа;

е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;

ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Регистрация кандидата, списка кандидатов, в силу ч.1 ст. 38 ФЗ № 67, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

По п.24 ч.1 ст. 38 ФЗ 67, основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Судом установлено, что выборы депутатов Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва были назначены Решением Земского Собрания ФИО7 муниципального района № 1063 от 20.12.2010г. (л.д. 27), которое было опубликовано 23.12.2010 г. в газете «Камские Зори» № 51 (л.д. 28).

Решением территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района № 17/01 от 22.12.2010г. полномочия окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 на территории ФИО7 муниципального района по выборам депутатов Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию ФИО7 муниципального района (л.д. 33). Постановлением Избирательной комиссии пермского края за № 12/02 от 03.03.2009г. председателем ТИК ДМР был утвержден ФИО3 (л.д. 52).

ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района по одномандатному избирательному округу № 11, в порядке самовыдвижения, по Решению ТИК ФИО7 муниципального района № 12/07 от 28.01.2011г. (л.д. 25).

Решением ТИК ДМР № 08/04 от 21.01.2011г., в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района по одномандатному избирательному округу №11, был зарегистрирован ФИО6, выдвинутый избирательным объединением Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО7 муниципального района (л.д. 26).

Суд считает, что при вынесении Решения № 08/04 от 21.01.2011г. Территориальной избирательной комиссией ДМР были допущены нарушения требований ч.4 ст. 36; ч.1 ст. 37 Закона Пермского края за № 525, согласно которых избирательная комиссия проверяет соблюдение требований законодательства при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов; ч.1 ст. 38 ФЗ № 67, согласно которой регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 33 указанного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов.

Как видно из письменного подтверждения (л.д. 34), в 16 час. 35 мин. 14 января 2010гг. уполномоченный представитель избирательного объединения ФИО5 представила в ТИК ДМР документы регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в количестве 7 наименований.

Однако, суд считает, что по пунктам 3, 4, 6, 7 данного подтверждения невозможно идентифицировать какие именно документы были представлены в ТИК.

Председателем ТИК ДМР в обоснование данного подтверждения суду были представлены:

- по п. 3 – Решение местного политического совета ВПП «Единая Россия» ФИО7 муниципального района от 27.12.2010г. о назначении ФИО5 – уполномоченным представителем местного отделения ВВП «Единая Россия» ДМР для представления его интересов по вопросам, связанным с участием в выборах депутатов представительного органа (л.д. 29);

- по п. 4 – копия Свидетельства о государственной регистрации юридического лица – регионального отделения ВПП «Единая Россия» (л.д. 30);

- по п. 6 – Решение Решение местного политического совета ВПП «Единая Россия» ФИО7 муниципального района от 08.12.2010г. о выдвижении кандидатов для выдвижения на выборах депутатов представительного органа по одномандатным избирательным округам списком, к нему имеется Список (приложение) (л.д. 31);

- по п. 7 – Выписка из протокола № 48 заседания Президиума регионального политического совета регионального отделения ВПП «Единая Россия» от 22.12.2010г. о принятии решения, на основании п. 13.9.10.14 Устава партии, согласовать кандидатуры, представленные местными политическими советами для выдвижения местными политическими советами кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления муниципальных образований, в т.ч. и Добрянский муниципальный район (л.д. 32).

Суд считает, что документы, представленные 14.01.2011г. от имени регионального отделения ВПП «Единая Россия» не соответствуют требованиям законодательства, а именно:

Список кандидатов на 2-х листах (позиция 1 Подтверждения – л.д. 54-55), в нарушение требований ч. 14.1 ст. 33 ФЗ № 67 и ч.10.2 ст. 33 Закона ПК № 525, в графе адрес места жительства не содержит сведений о Пермском крае и Добрянском районе, в нем указаны только населенный пункт (г. Добрянка, п. Полазна), улица, номер дома и квартиры.

Ссылку представителей ВВП «Единая Россия» на то, что полное место проживания кандидатов можно было узнать из данных, указанных в копиях их паспортов, суд считает несостоятельной, поскольку при обозрении копий включенных в указанный список лиц, судом было установлено, что в 4-х паспортах из 17 в графе регистрации не указан даже населенный пункт (город и т.п.), а указаны только улица, дом и квартира.

В соответствии с п. 13.8.9.6 устава (л.д. 114) Региональный политический совет согласовывает кандидатуры, представляемые местными политическими советами для последующего выдвижения конференциями (общими собраниями), либо местными политическими советами местных отделений партии кандидатами в депутаты и на иные выборные органы местного самоуправления. На основании п. 13.9.10.14 устава (л.д. 116) данное согласование по поручению регионального политического совета производится Президиумом регионального политического совета.

Согласно п. 14.6.5.1 Устава партии, к компетенции Конференции (общего собрания), как высшего руководящего органа местного отделения партии, относится выдвижение тайным голосованием, по согласованию с региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, предусмотренном п. 13.9.10.14 устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органы местного самоуправления (л.д. 119).

Пункт 14.7.12 устава, дает право местному политическому совету принимать решения по вопросам, за исключением тех, что согласно устава (п. 14.6.5.1) входят в компетенцию Конференции (общего собрания) местного отделения партии.

Суд считает, что п. 14.7.14.1. устава (л.д. 121), в котором местному политическому совету, в соответствии с законодательством РФ, дано право выдвигать тайным голосованием, по согласованию с региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета в случае, предусмотренном п. 13.9.10.14 устава, кандидатов (списки кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в органы местного самоуправления, не соответствует законодательству, т.к. противоречит самому уставу (п. 14.6.5.1).

Решение местного политического совета ВПП «Единая Россия» ФИО7 муниципального района от 27.12.2010г. о назначении ФИО5 – уполномоченным представителем местного отделения ВВП «Единая Россия» ДМР для представления его интересов по вопросам, связанным с участием в выборах депутатов представительного органа не соответствует по своему оформлению требованиям ч. 7 с. 33 Закона ПК № 535, т.к. в нем не указано число зарегистрированных участников заседания, число участников, необходимое для принятия решения, на котором был решен вопрос по назначению уполномоченного представителя.

Кроме того, решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, на основании данной статьи, должно быть принято одновременно с решением о выдвижении кандидатов, единого списка кандидатов; в нем должны быть указаны итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, единого списка кандидатов).

Решение местного политического совета ВПП «Единая Россия» ФИО7 муниципального района от 08.12.2010г. о выдвижении кандидатов для выдвижения на выборах депутатов представительного органа по одномандатным избирательным округам списком, также не соответствует требованиям законодательства. В судебном заседании достоверно установлено, что на нем не проводилось предусмотренного законом и уставом партии, тайного голосования. Кроме того, оно не оформлено в соответствии с требованиями закона (ч. 7 с. 33 Закона ПК № 535).

Решение по выдвижению кандидатов должно быть принято после 24.12.2010г. (после опубликования решения о назначении выборов, которое состоялось 23.12.2010г.) высшим руководящим органом местного отделения партии – Конференцией (общим собранием) через тайное голосование.

Выписка из Протокола № 48 заседания Президиума регионального политического совета регионального отделения ВПП «Единая Россия» от 22.12.2010г., о принятии решения, на основании п. 13.9.10.14 Устава партии, согласовать кандидатуры, представленные местными политическими советами для выдвижения местными политическими советами кандидатами в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления муниципальных образований, в т.ч. и Добрянский муниципальный район также не могла быть признана ТИК ДМР в качестве документа, подтверждающего согласование с постоянно действующим руководящим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в составе списка кандидатов (при выдвижении списка кандидатов региональным отделением партии, если такое согласование предусмотрено уставом партии), поскольку такое согласование могло быть произведено только после опубликования решения о назначении выборов, т.е. после 23.12.2010г., а не 22.12.2010г.

Кроме того, в ТИК ДМР была предоставлена копия свидетельства о регистрации в ИФНС юридического лица – регионального отделения ВПП «Единая Россия», а список кандидатов был представлен избирательным объединением – местное отделением ВПП «Единая Россия» ДМР, исходя из этого в ТИК ДМР необходимо было представить надлежаще удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Как видно из Подтверждения, выданного ТИК 14.01.2011г. при получении документов, таких документов в ТИК не предоставлено.

Местным отделением ВПП «Единая Россия» не выполнено требование закона и о заблаговременном уведомлении ТИК ДМР о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков депутатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.

Ссылку на то, что вечером 24.12.2010г. представитель местного отделения партии устно уведомила члена ТИК ДМР ФИО8 о том, что 25.12.2010г. состоится заседание политсовета местного отделения по вопросу выдвижения кандидатов (списка кандидатов) суд считает несостоятельной, а данное уведомление не соответствующим требованиям законодательства. Уведомление должно быть заблаговременным, сама же ФИО8 (допрошенная судом) пояснила, что не имела времени и возможности посетить данное заседание или сообщить о нем в ТИК. Кроме того, в деле имеются письменные уведомления других политических партий (л.д. 57-60), оформление которых, по мнению суда, наиболее соответствует требованиям п. «г» ч.1 ст. 27 ФЗ № 95 «О политических партиях».

Вместе с тем, суд считает несостоятельным указание заявителя на то, что паспорт ФИО6 является недействительным, а значит, не была удостоверена его личность. Заявитель и его представитель не представили суду доказательств того, что паспорт, предъявленный ФИО6 в ТИК ДМР признан недействительным. Запись, на которую ссылается заявитель произведена в графе, отражающей выдачу ФИО6 заграничного паспорта, однако, при осуществлении своих избирательных прав он предъявил паспорт РФ (а не заграничный паспорт), сведения в котором соответствуют требованиям избирательного законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Территориальная избирательная комиссия ФИО7 муниципального района, не имея всех предусмотренных законом документов, произвела регистрацию ФИО6 в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу №11.

Доказательств законности своего Решения за № 08/04 от 21.01.2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу №11 ФИО6» представитель ТИК ДМР суду не представил.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Удовлетворить требования ФИО1.

Признать незаконным и отменить Решение Территориальной избирательной комиссии ФИО7 муниципального района за № 08/04 от 21 января 2011г. «О регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания ФИО7 муниципального района второго созыва по одномандатному избирательному округу № 11 ФИО6».

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский суд.

Федеральный судья Д.Г. Липилина

Не вступило в законную силу