ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 0850/2018 от 22.05.2018 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2а-2195/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22.05.2018 года город Оренбург

Центральный районный суд города Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Турковой С.А.,

при секретаре Лысановой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что ФИО1 имеет в собственности квартиру по адресу <адрес>. В соответствии с действующим налоговым законодательством ФИО1 в отношении указанного объекта недвижимости начислен налог на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 6440 рублей, за 2014 год в сумме 6440 рублей (налоговая база*налоговая ставка*количество месяцев владения*доля в праве – 429 326*1,50=6440 рублей и направлено налоговое уведомление от 30.12.2016 года. На основании ст.3 Закона о налогах на имущество физических лиц №2003-1 от 09.12.1991 года, ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования. На территории г.Оренбурга налоговые ставки установлены решением Оренбургского городского совета от 10.09.2007 года №327, от 31.10.2006 года №137 «О ставках налога на имущество физических лиц». Для недвижимого имущества с инвентаризационной стоимостью объекта налогообложения от 1 000 000 до 1500 000 рублей ставка налога составляет 1,5%. По состоянию на 21.02.2018 года задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013-2014 г.г. ( с учетом частичной оплаты) в общей сумме составляет 10312 рублей. Должнику начислены пени за несвоевременную уплату налога в размере 64,79 рублей за период с 25.04.2017 года по 14.05.2017 года.

Просили взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц в общей сумме 10 376 рублей, в том числе налог на имущество физических лиц за 2013 год в размере 6440 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 25.04.2017 года по 14.05.2017 года в размере 40,46 рублей, налог на имущество физических лиц за 2014 года в размере 3 872 рубля. Пени по налогу на имущество физических лиц за период с 25.04.2017 года по 14.05.2017 года в размере 24,33 рубля.

Представители административного истца ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности в материалах дела, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.

Согласно пункту 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст. 75 НК РФ). На основании пункта 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ.

Судом установлено, что административный ответчик ФИО1 с 06.08.2009 года является собственником квартиры расположенной по адресу <адрес>.

ФИО1 с 16.11.2007 года также собственником жилого дома расположенного по адресу <адрес>.

ИФНС Росси по Дзержинскому району г.Оренбурга ответчику был начислен налог на имущество физических лиц (квартиру расположенную по адресу <адрес>) за 2013 год в размере 1284 рубля, направлено налоговое уведомление об уплате налога в срок до 05.11.2014 года.

Обязанность по уплате налога ФИО1 выполнена 10.07.2014 года, что подтверждается чеком-ордером от 10.07.2014 года.

ИФНС Росси по Дзержинскому району г.Оренбурга ответчику был начислен налог на имущество физических лиц (квартиру расположенную по адресу <адрес>) за 2014 год в размере 1284 рубля, направлено налоговое уведомление об уплате налога в срок до 01.10.2015 года.

Обязанность по уплате налога ФИО1 выполнена 07.09.2015 года, что подтверждается чеком ордером от 07.09.2015 года.

ИФНС Росси по Центральному району г.Оренбурга ответчику был начислен налог на имущество физических лиц (жилой дом, расположенный по адресу <адрес>) за 2013 год в размере 9995,00 рублей, направлено налоговое уведомление об уплате налога в срок до 05.11.2014 года.

Обязанность по уплате налога ФИО1 выполнена 10.07.2014 года, что подтверждается чеком-ордером от 10.07.2014 года.

ИФНС Росси по Центральному району г.Оренбурга ответчику был начислен налог на имущество физических лиц (жилой дом, расположенный по адресу <адрес>) за 2014 год в размере 9995,00 рублей, направлено налоговое уведомление об уплате налога в срок до 01.10.2015 года.

Обязанность по уплате налога ФИО1 выполнена 07.09.2015 года, что подтверждается чеком-ордером от 07.09.2015 года.

ИФНС Росси по Дзержинскому району г.Оренбурга произвело перерасчет налога на имущество за 2013,2014 год и формирование нового налогового уведомления.

23.03.2017 года ФИО1 было направлено налоговое уведомление от 30.12.2016 года об уплате налога на имущество физических лиц – <адрес>, расположенную по адресу <адрес>,ДД.ММ.ГГГГ год в размере 6440 рублей и за 2014 год в размере 6440 рублей, а всего 12 880 рублей. Налог предложено уплатить до 24.04.2017 года.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что за несвоевременную уплату налога, административному ответчику начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2013 год за период с 24.04.2017 года по 14.05.2017 года в размере 40,46 рублей. А также за несвоевременную уплату налога начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за период с 25.04.2017 года по 14.05.2017 года в размере 24,33 рубля.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога, инспекцией почтовым отправлением в адрес налогоплательщика на основании ст. 69, 70 НК РФ направлено требование по состоянию на 15.05.2017 года об уплате налога в размере 10312,00 рублей и пени в размере 64,79 рублей. Требование предложено исполнить до 23.06.2017 года.

В связи с неуплатой налога ИФНС Росси по Дзержинскому району г.Оренбурга обратилось 28.07.2017 года с заявлением о выдаче судебного приказа

Мировым судьей судебного участка № 4 Центрального района г. Оренбурга 02.08.2017 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц в размере 10376 рублей и пени в сумме 64,79 руб., который в последующем был отменен.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга указывает, что до настоящего времени начисленная сумма налога на имущество физических лиц и пени ФИО1 не уплачена.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц". С указанной даты утрачивает силу Закон N 2003-1.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона N 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона N 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Закона N 284-ФЗ).

Таким образом порядок уплаты и исчисления налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года были регламентированы Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", в связи с чем данный Закон применяется судом к спорным правоотношениям.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2300-1 "О налоге на имущество физических лиц" (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Исходя из положений пункта 1 статьи 131 ГК РФ, статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о прекращении права на соответствующее недвижимое имущество.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2300-1 установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.

В силу пунктов 10, 11 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2300-1, ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Аналогичные положения закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации (как и Законом N 2003-1), признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Порядок определения налоговой базы, исходя из инвентарной стоимости объекта налогообложения, установлен статьей 404 данного Кодекса, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.

В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Пунктом 4 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

- суммарная инвентаризационная стоимость до 300 000 рублей включительно - 0,1 процента включительно;

- суммарная инвентаризационная стоимость свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно - свыше 0,1 до 0,3 процента включительно;

- суммарная инвентаризационная стоимость свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2 процентов включительно.

При этом суд учитывает, что шкала ставок для расчета налога на имущество исходя из инвентаризационной стоимости, аналогична шкале ставок, установленной в статье 3 утратившего силу Закона N 2003-1, применяемого для расчета налога в 2013,2014 году.

Применительно к 2013, 2014 годам применение, в том числе и приведенных ставок дополнительно регулировалось решение Оренбургского городского совета. Указанная ставка составляла 1,5% - для недвижимого имущества с инвентаризационной стоимостью объекта налогообложения от 1 000 000 рублей до 1 500 000 рублей (решение Оренбургского городского совета от 10.09.2007 года №327 «Об установлении налога на имущество физических лиц», от 31.10.2006 года №137 «О ставках налога на имущество физических лиц» (в редакции от 21.11.2013 года.).

Поводом к доначислению за последние предшествующие года налога на имущество физических лиц явились уточненные сведения о принадлежащих ФИО1 объектов недвижимости – жилого дома и квартиры, расположенных в пределах одного муниципального образования – г.Оренбург.

Инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, принадлежащих ФИО1 составляет 429326,00 рублей (квартира) и 999534,00 рублей (жилой дом). Общая суммарная инвентаризационная стоимость объектов составляет 1 428 860,00 рублей.

Соответственно ИФНС России по Дзержинскому району был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2013, 2014 г.г. исходя из ставки 1,5%.

Налог на имущество физических лиц в отношении имущества квартиры расположенной по адресу <адрес> за 2013 год составляет 6439,89 рублей (429326,00*1,5%).

С учетом выплаченной суммы налога за 2013 год сумма налога составляет 5156 рублей.

Налог на имущество физических лиц в отношении имущества квартиры расположенной по адресу <адрес> за 2014 год составляет 6439,89 рублей (429326,00*1,5%).

С учетом выплаченной суммы налога за 2014 год сумма налога составляет 5156 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ вступила в силу статья 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которой установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням (п. 1).

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (п. 3).

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2013, 2014 год, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, то взыскиваемая инспекцией недоимка и пеня признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом, а следовательно, у налогового органа отсутствуют правовые основания для обращения в суд с указанными требованиями.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Оренбурга к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна судья

Мотивированное решение изготовлено 30.05.2017 г.