ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 0872/2021 от 15.06.2021 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Дело № 2-1487/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 15 июня 2021 года

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Ю.В. Каркачевой,

при секретаре М.В. Волобуевой,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Ахмайзяновой Л.И.,

представителя ответчика Территориального Управления Росимущества в Оренбургской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Оренбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г.Оренбурга, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга проведена проверка законности использования, отчуждения защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту ЗС ГО), расположенных на территории Ленинского района г. Оренбурга, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятии мер прокурорского реагирования. Установлено, что по адресу: <адрес> подвале многоквартирного дома расположено защитное сооружение гражданской обороны. Согласно выписки из ЕГРН данное защитное сооружение, площадью 200,1 кв.м, является собственностью РФ ( от ДД.ММ.ГГГГ). Вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны является заброшенным, фактически никем не используется. Год постройки- 1887 год. Наличие наледи на полу, образовавшейся за счет подтопления из квартир многоквартирного дома, подтверждает отсутствие герметизации и гидроизоляции подвального помещения. Признаков, свидетельствующих о принадлежности подвала к ЗС ГО (наличие защитно- герметичных дверей, инженерно- техническое оборудование, фильтровентиляционной системы и др.) не установлено.

Полагает, что ненадлежащим содержанием защитного сооружения гражданской обороны и необеспечением его сохранности нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан, у которых в случае чрезвычайной ситуации может возникнуть потребность в использовании защитного сооружения гражданской обороны.

Руководствуясь положениями ст.210 ГК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 №804, Постановления Правительства РФ 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 просит суд возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Оренбургской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по принятию мер к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель истца Ахмайзянова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, указав, в реестре федерального имущества, расположенного на территории Оренбургской области учтен объект гражданской обороны, составляющий государственную казну РФ - убежище (5 класса), вместимостью 200 человек), расположенное по адресу: <адрес> В рамках реализации Приказа ГУ МЧС России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по рассмотрению документации на снятие с учета защитных сооружений гражданской обороны» ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом- экспертом ТУ Росимущество в Оренбургской области совместно с представителем ГУ МЧС по Оренбургской области, а также старшим прокурором Аймайзяновой Л.И. был осуществлен выезд и составлен акт осмотра спорного защитного сооружении, расположенного по вышеуказанному адресу. В процессе осмотра убежища установлено и документально зафиксировано, что ЗС ГО находится в подвале многоквартирного дома и является заброшенным. Фактически никем не используется, 1887 года постройки. Признаки, свидетельствующие о принадлежности подвала к защитному сооружению фактически не установлены, статус присвоен необоснованно. Кроме того, установлено отсутствие организаций, которым указанные выше ЗС ГО может быть передано в оперативное управление и хозяйственное ведение, отсутствует потребность в вышеуказанном ЗС ГО на территории Оренбургской области. Приказом ТУ Росимущество в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-ту создана комиссия по снятию с учета объекта гражданской обороны, составляющих казну РФ и расположенных на территории Оренбургской области. По результатам заседания комиссии, принято решение о снятии ЗС ГО с учета в качестве объекта гражданской обороны, в настоящее время ТУ Росимущество направило акты о снятии с учета убежища в адрес Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России. Указывает, что работа по снятию с учета ЗС ГО в рамках имеющейся компетенции у ответчика проводится.

Представитель третьего лица Главного Управления МЧС России по Оренбургской области в судебное заседание не явился о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении в отсутствии.

Представитель третьего лица ООО "УК "ЖФ "ФИО3", надлежащим образом извещённый о дне, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.

Судом с учетом требований ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 1 Федерального закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно ст. 2 указанного Закона одними из основных задач в области гражданской обороны являются подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Требованиями ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны; руководит организацией и ведением гражданской обороны; издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны; определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту Постановление № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов (п.3 указанного Постановления № 3020-1).

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «Защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяется исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", которые рассчитаны на все случаи жизни: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (пункт 1.2).

Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты. В связи с чем защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие признакам объектов оборонного производства, на основании п.3 постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Требованиями ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение; разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

По правилам ч.4 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе иди договоре.

Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб, и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федерального агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Территориальное управление), согласно которому Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Полное наименование - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, сокращенное наименование - ТУ Росимущества в Оренбургской области. Местонахождение Территориального управления - Оренбургская область, г. Оренбург.

Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, выполняет ТУ Росимущества в Оренбургской области.

Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту ЗС ГО) в мирное время.

Согласно п.2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее по тексту Правила № 583).

Согласно пунктам 1.3; 1.7 и 1.8 Правил №583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту – в разделе V Правил).

Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил № 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания ЗС ГО к готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых, создаются группы (звенья) по облуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.

При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.

Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).

Согласно пункта 2.5 Правил №583 с учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"; при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны установлены СНиП II-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утв. Постановлением Госстроя СССР от 13.10.1977г. .

Судом установлено, что по адресу <адрес> подвале многоквартирного дома расположено сооружение гражданской обороны- убежище инв., 5 класса, вместимостью 200 человек, площадью 200,1 кв.м, кадастровый номер , запись о государственной регистрации права собственности РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное защитное сооружение утратило расчетные защитные свойства ограждающих и несущих конструкций, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с участием заместителя начальника Управления ГО и ЗН ГУ МЧС по Оренбургской области ФИО2, главного специалиста ТУ Росимущества по Оренбургской области ФИО1, помощника прокурора Ленинского района г.Оренбурга Ахмайзяновой Л.И. в присутствии представителя ООО УК «ЖФ ФИО3», а именно подвал многоквартирного дома <адрес> является заброшенным. Фактически не используется. Год постройки- 1887. Признаки, свидетельствующие о принадлежности подвала к защитному сооружению гражданской обороны не установлены. Необходимое для ЗС ГО оборудование отсутствует. Фактически, с учетом года постройки, статус ЗС ТО в отношении данного подвала присвоен необоснованно. В одном из помещений подвала имеются следы затопления из многоквартирного дома.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в силу требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Кроме того, согласно письма Приказу ТУ Росимущества в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-ту создана комиссия по снятию с учета объектов гражданской обороны, составляющих казну РФ и расположенных на территории Оренбургской области. По результатам заседания комиссии приято решение о снятии ЗС ГО с учета в качестве объекта гражданской обороны.

В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На момент рассмотрения дела убежище, расположенное по адресу <адрес> утратило свой статус как защитного сооружения гражданской обороны, в настоящее время восстановление его технически невозможно или экономически нецелесообразно, кроме того отсутствуют организации, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление для защиты населения.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Оренбурга, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Ю.В. Каркачева

Решение в окончательной форме принято 18 июня 2021 года.