Дело № 2-1489/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 23 июня 2021 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Ю.В. Каркачевой,
при секретаре М.В. Волобуевой,
с участием представителя истца адвоката Сосновцева А.А.,
представителя ответчика Министерства социального развития Оренбургской области ФИО1,
представителя ответчика ГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству социального развития Оренбургской области, ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, возложения обязанности по назначению указанной выплаты и взыскании задолженности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась с вышеназванным иском в суд, указав, что у истца ДД.ММ.ГГГГ родился несовершеннолетний сын ФИО7ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Ленинском районе г. Оренбурга с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении данной выплаты в связи с тем, что у нее не имеется постоянной регистрации на территории Оренбургской области. Выражая несогласие с принятым решением, обращалась с жалобой в Министерство социального развития Оренбургской области, откуда также поступил отрицательный ответ. Считает данный отказ ответчика незаконным, нарушающим ее права, полагает, что в связи с ее материальным положением является лицом, имеющим право на получение меры социальной поддержки. Она и ее несовершеннолетний сын имеют регистрацию по месту пребывания в г. Оренбурге по адресу: <адрес>. Просит решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка отменить, обязать ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» в Ленинском районе г. Оренбурга назначить ей ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка, взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области сумму ежемесячных выплат с января 2020 года по день вынесения решения, а также возместить судебные расходы: по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, по оформлению нотариальной доверенности в размере 1500 рублей, по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель истца адвокат А.А.Сосновцев, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства социального развития Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, в судебном заседании возражала против заявленных требований, считает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочиями на принятие соответствующих решений и предоставлении мер социальной поддержки, о которых просит истец, обладает ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».
Представитель ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении данной выплаты, поскольку установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец снята с регистрационного учета по месту жительства и постоянного регистрации на территории Российской Федерации не имеет. Истцу разъяснено право на повторное обращение с заявлением о назначении мер социальной поддержки в случае устранения причин и изменения обстоятельств, вследствие который ей отказано. Рекомендовано обратиться в суд об установлении факта постоянного проживания на территории г. Оренбурга.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (ч. 1). Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (ч. 2).
При этом, ч. 3 ст. 1 названного Закона предусмотрено, что ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.
Согласно ч. 6 ст. 1 Закона порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Так, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка".
Согласно п. 2 Порядка обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка) имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (далее - заявитель), лично либо через представителя.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, а также в случае отмены усыновления подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеет право отец (усыновитель) либо опекун ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации.
Пунктом 6 указанного Порядка установлено, что в заявлении о назначении выплат указываются, в частности:
а) наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в который подается заявление;
б) фамилия (кроме того, в скобках указывается фамилия, которая была при рождении), имя, отчество (при наличии) заявителя;
в) дата рождения заявителя;
г) сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, кем и когда выдан);
д) сведения о принадлежности к гражданству;
е) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (при наличии);
ж) сведения о месте жительства (пребывания) или фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (пребывания) или фактического проживания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность) и др.
Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что право на спорную ежемесячную выплату имеют женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Отцу ребенка право на получение данной выплаты предоставляется при изложенных условиях в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, а также в случае отмены усыновления.
Согласно свидетельству о рождении установлено, что ФИО9 родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Оренбурге, его родителями являются ФИО3 и ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка ФИО10ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в назначении данной выплаты с указанием на то, что она не является лицом, постоянно проживающим на территории Российской Федерации.
Согласно паспорту ФИО3 установлено, что ДД.ММ.ГГГГ последняя снята с регистрационного учета по месту жительства, постоянной регистрации на территории Российской Федерации не имеет.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания № установлено, что ФИО3 и несовершеннолетний ФИО11 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>.
На срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ее несовершеннолетний ФИО12 зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания № и №.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Анализируя действия ответчиков, суд приходит к выводу, что они в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Министерство социального развития Оренбургской области в соответствии с Положением, регламентирующим деятельность данного ведомства, утв. Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2020 № 183-ук, является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения, координацию вопросов, направленных на укрепление института семьи, защиты интересов и прав детей, а также реализацию концепций демографической политики Российской Федерации в Оренбургской области и осуществляющим полномочия в сфере опеки и попечительства в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Согласно Устава ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» установлено, что данное юридическое лицо и его филиалы, образованные в каждом муниципальном образовании, входящие в его структуру, является уполномоченным органом, которым рассматриваются и принимаются решения о назначении мер социальной поддержки, предусмотренных в данном случае Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
При таких обстоятельствах Министерство социального развития Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Оценивая действия ГКУ «Центр социальной поддержки населения», выразившиеся в принятия решения об отказе ФИО3 в предоставлении мер социальной поддержки в виде назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, суд считает их законными. При этом отмечает, что, несмотря на то, что ФИО3 в силу материального положения, имела право на получение предусмотренных мер социальной поддержки, вместе с тем предоставление таких мер носит заявительный характер с обязательным предоставлением документов, предусмотренных действующим законодательством, в частности: Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка".
Учитывая, что ФИО3 не имеет регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, то факт наличия у нее регистрации по месту пребывания не позволяет ее отнести к категории лиц, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, ФИО3 не была лишена возможности установить факт своего постоянного проживания на территории г. Оренбурга, в том числе и в судебном порядке, однако, истец данным правом не пожелала воспользоваться.
В связи с тем, что ФИО3 не был представлен в полном объеме пакет документов, предусмотренный вышеуказанными положениями норм действующего законодательства, позволяющий принять уполномоченному ведомству в лице ГКУ «Центр социальной поддержки населения» положительное решение о назначении мер социальной поддержки, то решение об отказе в назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка является законным и обоснованным.
Иные доводы истца ФИО3 основаны на неверном понимании и толковании норм материального права, вольной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
В связи с отсутствием правовых оснований для признания решения об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным, производные от основного требования о возложения обязанности по назначению указанной выплаты и взыскании задолженности и взыскании судебных расходов также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Министерству социального развития Оренбургской области, ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка, возложения обязанности по назначению указанной выплаты и взыскании задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Ю.В. Каркачева
Решение в окончательной форме принято 30 июня 2021 года.