Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Усть-Илимский городской суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2011 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Салыкиной Е.Ю., при секретаре Маковецкой Н.В.
при участии представителя заявителя Поповой С.Н. - Гончарова А.П., действующего по устному заявлению,
представителя заинтересованных лиц Кузнецовой Т.И., действующей, как представитель Администрации г. Усть-Илимска на основании доверенности от 30.12.2010г. № 76-д, сроком действия по 31.12.2011г., с полным объемом процессуальных прав, и как представитель Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска по доверенности от 15.08.2011г. № 09-05/05, сроком действия по 31.12.2011г., с полным объемом процессуальных прав,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3407/2011 по заявлению Поповой С.Н. о признании действий Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска незаконными,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований указано, что *** заявитель обратился в Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, выполнении перепланировки под размещение магазина непродовольственных товаров. *** Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска было отказано в удовлетворении заявления. С отказом не согласна по следующим основаниям. Заявители вправе присутствовать на заседании комиссии. В действительности *** на заседание был приглашен представитель заявителя Гончаров А.П., которому было объявлено решение, самого заседания комиссии не было. Далее, ст. 23 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов. Согласие собственников требуется только при проведении реконструкции, которую следует отличать от переустройста и перепланировки. В данном случае производится перепланировка и переустройство жилого помещения. Земельный участок данного многоквартирного дома в долевой собственности у собственников помещений не находится. Заявителю ничего не известно о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по ***, сформирован и прошел кадастровый учет как придомовая территория. Заявитель просит признать незаконным приказ Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска *** от *** об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: *** в нежилое.
В судебное заседание заявитель Попова С.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без ее участия.
В судебное заседание не явился представитель Поповой С.Н. - Ботясов Н.М., извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебном заседании представитель Поповой С.Н. - Гончаров А.П., действующий по устному заявлению, доводы заявления поддержал. Дополнительно суду пояснил следующее. Поданные документы должна была рассматривать комиссия, состав комиссии был неправомочный, полномочия комиссии не ясны. О заседании комиссии извещен не был. Согласие сособственников многоквартирного дома представлять не нужно, поскольку не идет речи о реконструкции жилого помещения. Земельный участок в собственности сособственников многоквартирного дома не передан, сведений о регистрации права собственности нет, в то время как долевая собственность на земельный участок возникает только с момента ее регистрации.
В судебном заседании Кузнецова Т.И., действующая как представитель Администрации г. Усть-Илимска, а также в интересах Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска с заявлением Поповой С.Н. не согласилась, поддержала письменные возражения по заявлению. Суду пояснила, что *** в интересах заявителя Поповой С.Н., было подано заявление в Департамент недвижимости Администрации ***. К заявлению были приложены следующее документы: копия паспорта Гончарова А.П., копия доверенности, договор *** на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ***, проект переустройства и перепланировки переводимого помещения *** под размещение магазина непродовольственных товаров. *** с учетом решения Комиссии по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые на территории муниципального образования *** Департаментом принято решение об отказе в переводе жилого помещения *** нежилое в многоквартирном доме по адресу: ***, п***, под размещение магазина непродовольственных товаров. Уведомление, направленное собственнику жилого помещения Поповой С.Н., указывает на отсутствие в представленном пакете документов ряда обязательных документов, таких как: технического паспорта переводимого помещения; поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленного и оформленного в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, и, в том числе, отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного в соответствии с требованиями ЖК РФ. в связи с использованием в силу ст. 36 ЖК РФ общего имущества многоквартирного дома. Ссылка заявителя на пункт 3.3. Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденного постановлением главы Администрации города Усть-Илимска от *** ***, является несостоятельной, так как в настоящее время действует Положение о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденное постановлением Администрации города Усть-Илимска от *** *** (далее - постановление ***), в котором отсутствует норма об обязанности уведомлять заявителя о дате заседания Комиссии по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые на территории муниципального образования город Усть-Илимск (далее - Комиссия). Обязанность участия заявителя в заседании Комиссии законодательно не установлена. По факту принадлежности земельного участка, на котором расположен многоквартирный ***, Департамент поясняет следующее. В настоящее время государственный кадастровый учет данного участка произведен, имеется кадастровый паспорт земельного участка. В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от *** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от *** *** земельный участок, на котором расположен многоквартирный ***, с момента постановки на кадастровый учет перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанность органа местного самоуправления уведомлять о произведенном переходе права законодательно не установлена. Кроме того, исходя из положений ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности как общие помещения, предназначенные для обслуживания жилого дома, инженерные коммуникации и оборудование, обслуживающее жилой дом, так и несущие конструкции дома. Согласно ст.247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех участников. Поскольку перевод помещения из жилого в нежилое с устройством дверного проема для образования отдельного входа в помещение предполагает изменение порядка использования внешней стены дома, которая является несущей конструкцией и находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в данном жилом доме, для изменения режима использования общего имущества необходимо согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Помимо вышеизложенного представленный проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения не соответствует установленным частью 16 раздела III постановления № 607 требованиям, а именно: проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, затрагивающий конструктивные (несущие конструкции) и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (здания жилого дома) и их частей, подлежит согласованию с автором проекта жилого дома или его правопреемником, либо в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации - государственной экспертизе. В случаях, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и отсутствии автора проекта жилого дома, проведение работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого помещения осуществляется при условии ведения авторского надзора. Для подготовки проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения в нежилой фонд собственник (уполномоченный представитель) должен получить заключение органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, охраны окружающей среды, отдела надзорной деятельности по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району Главного управления МЧС России по Иркутской области о возможности изменения функционального назначения помещения. До подготовки проекта проектная организация проводит обследование несущих конструкций, по результатам которого делается техническое заключение о несущей способности конструкции и возможности выполнения намечаемой перепланировки, в т.ч. устройства тех или иных проемов в несущих стенах. Проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения должен содержать заключение о его соответствии требованиям строительных, санитарных, противопожарных, экологических норм и правил, обеспечивающих защиту жизни, здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, должен разрабатываться проектной организацией, имеющей выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, с учетом стандартов, действовавших при строительстве объекта, и отвечать требованиям технических регламентов. Если при проведении переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения предполагается изменение внешнего вида фасада жилого дома (нежилого здания), проект переустройства и (или) перепланировки должен содержать архитектурное решение изменяемого фасада в цветном исполнении, которое подлежит согласованию с начальником отдела архитектуры и градостроительства Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска - главным архитектором». Таким образом, приказом Департамента собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: ***, Поповой С.Н. правомерно отказано в переводе указанного жилого помещения в нежилое. В связи с вышеизложенным, с учетом отсутствия представленных стороной заявителя доказательств надлежащего соблюдения ч.2 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации при подаче документов в уполномоченный на выдачу разрешения на перевод жилого помещения в нежилое орган, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регламентирован ст. 23 Жилищного кодекса РФ (далее также ЖК РФ) согласно которой:
1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу ч.4, 5 ст.23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
Основания отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение предусмотрены ст. 24 ЖК РФ.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
В соответствии со ст. 21, 37, 39 Устава муниципального образования город Усть-Илимск (с изменениями) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация города Усть-Илимска. В структуру Администрации города входят постоянно действующие исполнительные органы Администрации города (управления, департаменты, отделы). Структура Администрации города утверждается Городской Думой. К компетенции Администрации города Усть-Илимска относится решение вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Иркутской области, муниципальными правовыми актами. ( л.д.95 оборот.стор., л.д.116).
Заявление о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: г.*** нежилое с целью перепланировки под размещение магазина непродовольственных товаром Гончаровым А.П., действующим в интересах Поповой С.Н., было подано в Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска ***. (л.д.55). Согласно поименованного приложения к заявлению прилагались: копия доверенности, копия договора *** от ***, проект 302-809-АС.
Приказом Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска *** от *** отказано в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: *** в нежилое (л.д.8).
Суд считает, что приказ Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска *** от *** отмене не подлежит по следующим основаниям.
То обстоятельство, что заявление было подано в Департамент недвижимости Администрации города, а решение по нему принято Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска не является нарушением прав заявителя, поскольку в период течения срока рассмотрения заявления был изменен порядок перевода жилого помещения в нежилое, изменена компетенция структурных подразделений Администрации города Усть-Илимска. Решение по заявлению принято Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска в соответствии с предоставленными полномочиями. Факт передачи заявления из Департамента недвижимости Администрации города в Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска не нарушает прав заявителя, а наоборот свидетельствует об их соблюдении в связи с изменениями в компетенции указанных органов.
На момент подачи заявления действовало Положение о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории муниципального образования город Усть-Илимск, утвержденное постановлением мэра города № 1449 от 09.12.2005.
Согласно п.3.1. указанного нормативного правового акта заявление о согласовании переустройства и перепланировки представляется в отдел архитектуры и градостроительства Департамента недвижимости Администрации города.
Указанное Положение признано утратившим силу постановлением мэра города № 575 от 03.08.2011 года.
В соответствии с ч.9 ст.46 Устава муниципального образования город Усть-Илимск муниципальные правовые акты вступают в законную силу с момента их подписания, если в самом акте не предусмотрен иной срок (л.д.96).
Как следует из п.п. 1.2, п.п.3.5.6 Положения о Департаменте недвижимости Администрации города Усть-Илимска утвержденного решением Городской Думы четвертого созыва № 26/114 от 14.12.2005 года Департамент учрежден Городской Думой и является исполнительным органом Администрации города Усть-Илимска в компетенцию которого входило принятие решений принятии решений о переводе жилых помещений в нежилые, о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений, по состоянию на момент подачи Поповой С.Н. заявления (п.1.2. л.д.120, п.3.5.6. л.д.121 оборот. стор.).
Решением Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва № 28/178 от 22.06.2011 года подпункт 3.5.6 пункта 3.5. раздела 3 признан утратившим силу.
Одновременно решением Городской Думы города Усть-Илимска пятого созыва № 28/179 от 22.06.2011 года к компетенции Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска отнесен вопрос о принятии решений о переводу жилых помещений в нежилые, о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений ( л.д.43).
Как видно из Положения о Департаменте жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска, утвержденного решением Городской Думы четвертого созыва города Усть-Илимска № 78/453 от 25.06.2008 года, Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска учрежден Городской Думой в качестве постоянно действующего исполнительного органа Администрации города (л.д.35-41).
Действующее на момент принятия решения по заявлению Поповой С.Н. Положение о порядке перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования город Усть-Илимск утверждено постановлением Администрации города Усть-Илимска № 607 от 16.08.2011 года. (л.д. 44). Согласно п.4 названного Положения перевод помещений в жилое (нежилое), подготовка проектов и направление уведомлений о переводе (отказе в переводе), совершение иных необходимых действий по оформлению перевода осуществляет Департамент жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска.
Таким образом, решение по заявлению Поповой С.Н. принято компетентным лицом - исполнительно-распорядительным органом Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска.
Как следует из уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение от *** мотивы отказа следующие. В нарушение ч.2 ст. 23 ЖК РФ не представлены следующие документы: технический паспорт переводимого помещения; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Несоблюдение установленных ст. 22 ЖК РФ условий перевода выразилось в непредставлении документов, свидетельствующих о получении согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, на переустройство или перепланировку переводимого помещения. Необходимость представления согласия всех сособственников мотивирована тем, что осуществление переустройства и (или) перепланировки переводимого жилого помещения предусматривает необходимость устройства отдельного входа, что предполагает использование в силу ст.36 ЖК РФ общего имущества многоквартирного дома (устройство дверного проема в несущей стене - ограждающей конструкции данного дома, оборудование крыльца и бетонной дорожки для прохода к крыльцу на земельном участке, сформированном и перешедшем государственный кадастровый учет как придомовая территория ).
Суд приходит к вводу, что принятое по заявлению Поповой С.Н. решение соответствует закону.
Как следует из договора *** от *** Попова С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***. Договор зарегистрирован в БТИ г.Усть-Илимска *** (л.д.4).
В комплекте документов, поданных заявителем *** в орган Администрации города Усть-Илимска, отсутствовали технический паспорт переводимого помещения, поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Первые два поименованных документа отсутствуют и не были поименованы заявителем в приложении. Проект был поименован в приложении к заявлению. Однако при исследовании документов установлено, что документ за номером *** фактически является визуализацией переустройства и перепланировки переводимого жилого помещения.
Суду не представлено доказательств факта наличия и согласования проекта перепланировки квартиры в целях перевода квартиры в нежилое помещение для дальнейшего его использования под магазин непродовольственных товаров,
Из представленной визуализации *** переустройства и перепланировки переводимого жилого помещения следует, что для устройства в жилом помещении планируемого магазина необходимо переоборудование ограждающих конструкций дома с целью организации отдельного входа в нежилое помещение: перепланировка включает, устройство дверного проема, устройство отдельный входа со стороны ***, оборудование крыльца и оборудование тротуара из плитки. Это влечет занятие части земельного участка, относящегося к общей долевой собственности домовладельцев в многоквартирном жилом доме. Указанные мероприятия связаны с изменением объекта и порядка пользования частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, перевод названной квартиры в нежилое помещение ведет к изменению режима пользования общим имуществом многоквартирного дома и требует получение согласия всех собственников помещений в данном доме на перевод квартиры в нежилое помещение.
Согласно пункту 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В силу пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу частей 1 - 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от *** *** осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка на котором расположен многоквартирный дом ***, присвоен кадастровый номер *** (л.д.137,138).
Из части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из указанных норм следует, что перевод жилого помещения в нежилое помещение, сопровождающийся реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанный с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, возможен только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Довод заявителя о том, что нормами Жилищного кодекса РФ не предусмотрено предоставление согласия собственников и таковое согласие получить не возможно суд находит несостоятельным.
Несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения частей 2 и 3 статьи 23 Жилищного кодекса РФ подлежат применению в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок принятия решений собственниками помещений многоквартирного дома урегулирован положениями главы 6 Жилищного кодекса РФ, которая допускает проведение собрания в форме заочного голосования путем передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ст. 47 Жилищного кодекса РФ).
Довод заявителя об отсутствии права собственности жильцов многоквартирного дома на земельный участок под домом, противоречит действующим нормам законодательства и материалам дела.
Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 1994 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в силу статьи 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Довод заявителя о том, что требуется государственная регистрации права общей долевой собственности на земельный участок несостоятелен.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 28 мая 2010 г. N 12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации - как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него - не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что он должен быть уведомлен о заседании комиссии, не основан на действующем правовом регулировании. Положение о порядке перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение на территории муниципального образования город Усть-Илимск утвержденное постановлением Администрации города Усть-Илимска № 607 от 16.08.2011 года не предусматривает рассмотрение вопросов Комиссией в присутствии заявителя.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что Департаментом жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска было правомерно отказано в переводе жилого помещения - *** по *** в нежилое помещение под магазин непродовольственных товаров с устройством отдельного входа по основаниям, указанным в уведомлении от ***: заявителем представлен не полный проект документов, в том числе, не представлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Доказательств, подтверждающих, что были представлены в орган местного самоуправления документы, подтверждающие наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на перевод, либо решение общего собрания домовладельцев о переводе помещения, в деле не имеется.
С учетом данных обстоятельств у Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска не было оснований для принятия положительного решения по заявлению, отказ правомерен, соответствует п. 1 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст. 194-199,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Поповой С.Н. о признании незаконным приказа Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации г. Усть-Илимска *** от *** об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: *** нежилое, отказать
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Ю.Салыкина
Решение вступило в законную силу 25.11.2011г.
и