ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1-08 от 11.11.2010 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

11 ноября 2010г.

Дело № 2-3762/10

г.Хабаровск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Председательствующего

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

Бирюковой И.О.

При участии в заседании:

Помощника прокурора Хабаровского края

ФИО2

От ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае

Представитель по доверенности от ______г. ______юр/23/816.1-08

ФИО3

От Министерства природных ресурсов Хабаровского края,

Представитель по доверенности от ______ г. ______.328-933

Представитель по доверенности от ______г. ______.328-11846

ФИО4

ФИО5

3-е лицо не заявляющее самостоятельные требования на стороне ответчика Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края

Представитель по доверенности от ______г. б/н

ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае, 3-ему лицу, не заявляющему самостоятельные требования на стороне ответчика Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений федерального законодательства в сфере управления федеральным имуществом и охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений федерального законодательства в сфере управления федеральным имуществом и охраны окружающей среды. В обоснование иска указал, что в феврале-марте 2010 года прокуратурой края проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и обращения с имуществом Российской Федерации, законности исключения из реестра федерального имущества объекта «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» (далее «Хвостохранилище ЦОФ»). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998г. №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» указанный объект был учтен в Территориальной государственной базе данных федерального имущества Реестра федерального имущества с присвоением реестрового номера 027000646. Согласно п.4 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 03.04.2007 года №536 объект «Хвостохранилище ЦОФ» подлежал учету в составе государственной казны РФ с указанием обременения. Однако указанные мероприятия по внесению изменений в реестр федерального имущества до настоящего времени Территориальным управлением не проведены. Факты и документы, подтверждающие прекращение права собственности РФ на указанный объект, отсутствуют. Из чего следует, что право собственности РФ в отношении этого объекта не прекращено. В связи с чем, невнесение объекта «Хвостохранилище ЦОФ» в реестр федерального имущества является незаконным.

Просит суд признать незаконным бездействие территориального управления Росимущества по Хабаровскому краю, выразившееся в неисполнении полномочий правообладателя указанного объекта федерального имущества по его надлежащему учету в составе казны РФ; неосуществлении полномочий правообладателя указанного объекта федерального имущества по его надлежащему учету в составе казны РФ; неисполнении обязанностей собственника объекта размещения отходов по проведению контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду и выполнению работ по восстановлению нарушенных земель; непринятии мер по надлежащему содержанию и обеспечению сохранности объекта федерального имущества, не определении эксплуатирующей организации.

Просит суд обязать Территориальное управление Росимущества по Хабаровскому краю до 31.12.2010 года: как правообладателя выполнить необходимые мероприятия и внести в реестр федерального имущества в состав казны РФ объект ««Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в соответствии с требованием Постановления РФ от 16.07.2007 № 447 « О совершенствовании учета федерального имущества»; принять меры к обеспечению объекта надлежащего содержания и режима охраны объекта федерального имущества, определить эксплуатирующую организацию в установленном законом порядке; в порядке, установленном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» организовать контроль за состоянием и воздействием на окружающую среду «Хвостохранилище ЦОФ», выполнить работы по восстановлению нарушенных земель.

В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования Прокурором Хабаровского края были уточнены, просит суд:

1. Признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае, выразившееся в

- неисполнении полномочий правообладателя и невнесении в реестр федерального имущества объекта «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества»;

- неисполнении обязанностей собственника объекта размещения отходов по проведению контроля за его состоянием и воздействием на окружающую среду;

- непринятии мер по надлежащему содержанию и обеспечению сохранности объекта федерального имущества, неопределении эксплуатирующей организации.

2. Обязать Территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае как правообладателя выполнить необходимые мероприятия и внести в реестр федерального имущества в состав казны РФ объект ««Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в соответствии с требованием Постановления РФ от 16.07.2007 № 447 « О совершенствовании учета федерального имущества» до 31.12.2010 г., а именно:

2.1. Как правообладателя объекта федерального имущества «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества»:

заполнить форму реестра федерального имущества - карту сведений об объекте учета;

обеспечить подлинность и полноту документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также достоверность и полноту подтверждающих сведений об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета;

2.2. Как орган, уполномоченный на учет объектов федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации:

присвоить объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверить карты сведений о нем;

внести соответствующие записи в журнал учета документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре;

- сформировать карты сведений об объекте учета по установленным формам путем внесения в соответствующие строки номера и даты присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества и иных сведений, содержащихся в поступивших документах;

- надлежащим образом заверить карты и поместить их в соответствующие подразделы реестра, поступившие документы - в дело.

- сформировать дело, в которое поместить документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре, сформированные по признакам отнесения указанного имущества к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации.

2.3. Принять меры к обеспечению надлежащего содержания и режима охраны объекта федерального имущества, в установленном законом порядке определить эксплуатирующую организацию.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.11.2010 года производство в части требований: о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае выражавшееся в неисполнении полномочий правообладателя указанного объекта федерального имущества по его надлежащему учету в составе казны РФ; обязании Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае до 31.12.2010 года в порядке, установленном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» организовать контроль за состоянием и воздействием на окружающую среду «Хвостохранилище ЦОФ», выполнить работы по восстановлению нарушенных земель прекращено в связи с отказом от иска в данной части.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 09.07.2010 года к участию в деле было привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края для дачи заключения.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.10.2010 года к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельные требования была привлечена Администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.11. 2010г. произведена замена ответчика (процессуальное правопреемство) на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.

В судебном заседании помощник прокурора Хабаровского края ФИО2 уточненные исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные вышеизложенного.

В судебном заседании представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае ФИО3, действующая на основании доверенности исковые требования не признала. Указала, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от ______г. ______ объект недвижимого имущества - «гидротехнические сооружения» в приложениях к вышеуказанному Постановлению отсутствует. В соответствии с п.2.1.14 Указа Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 24.12.1993г. № 2284 запрещена приватизация объектов недвижимости - «портовые гидротехнические сооружения и объекты...». В соответствии с планом приватизации предприятия «Солнечный горно-обогатительный комбинат» путем преобразования в акционерное общество открытого типа, утвержденного Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края № 318 от 28.07.1993г., в уставной капитал реорганизованного общества вошло все имущество, отраженное в плане приватизации. В числе объектов недвижимого имущества, не подлежащих приватизации, объект хвостохранилище также не значится. В соответствии с приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края №371 от сентября 1999г. имущество, не вошедшее в уставной капитал ОАО "Солнечный ГОК", в том числе и объект хвостохранилище, передано "ООО Дальневосточная горная компания". Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что объект «хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно­обогатительного комбината» не является федеральной собственностью. «Хвостохранилище Солнечного ГОКа» в настоящее время является техногенным массивом грунта типа "отвал", который не относится к гидротехническим сооружениям, т.к. хвостохранилище полностью осушено, сброс воды в хвостохранилище отсутствует.

Объект «Хвостохранилище ЦОФ» не является объектом недвижимости в связи с отсутствием документов, подтверждающих технический учет данного объекта, в том числе технический паспорт на данный объект, сведения, подтверждающие технические характеристики данного объекта (инвентарный номер, литер, общая площадь и др.); отсутствием соответствующей информации о фактическом наличии и принадлежности данного объекта к объектам недвижимости.

Представитель 3-его лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации солнечного муниципального района Хабаровского края ФИО6, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора. Указал, что «Хвостохранилище ЦОФ» является федеральной собственностью, включено в состав казны РФ, является гидротехническим сооружением. В настоящее время в отвалах «Хвостохранилище ЦОФ» накоплено 23,9 млн.тонн токсичных высокосульфидных отходов обогащения на площади 65 га. Осушение «Хвостохранилище ЦОФ» является причиной периодического пылевого загрязнения городского поселения и прилегающей территории. Имеет место высокое загрязнение тяжелыми металлами протекающей по территории Солнечного муниципального района реки.

Выслушав пояснения сторон, заключение Министерства природных ресурсов Хабаровского края изучив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, создано на основании приказа Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22.12.2003 N 607 и передано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае является территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на территории Хабаровского края.

Согласно Положению о ТУ Росимущества в Хабаровском крае, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.09.2009г. №278, управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Хабаровского края, и иного федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передачи федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранно­стью федерального имущества, находящегося на территории Хабаровского края, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федераль­ных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений применять в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункты 4.1 и 4.3 раздела 2). В том числе осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Росимущество (пункт 4.9).

Следовательно, ТУ Росимущества в Хабаровском крае наделено полномочиями на совершение действий по включению того или иного объекта в реестр федеральной собственности, а также исполнение полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края.

Объект «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» (далее «Хвостохранилище ЦОФ») построено по проекту института Гипроникель и введено в эксплуатацию в 1969 г.

Согласно статьям 94, 95 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года) государство в рассматриваемый период являлось единым собственником всего государственного имущества. Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Следовательно, «Хвостохранилище ЦОФ» являлось государственной собственностью.

Согласно абзацу 3 статьи 1 Закона РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, являлись собственностью РСФСР.

Кроме того, согласно статьей 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР" имущество органов власти и управления РСФСР было отнесено к государственной собственности РСФСР.

Распоряжение и управление государственным имуществом в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" было возложено на Совет Министров РСФСР.

Порядок и сроки разграничения имущества между различными уровнями собственностями установлены Постановлением Верховного Совета РСФСР от 31.10.1990 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР".

До проведения такого разграничения распоряжение и управление имуществом предприятий, находящихся в подчинении РСФСР, республик в составе РСФСР, автономных областей и округов, краев и областей, городов, районов и сел в соответствии с пунктом 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 24.12.1990 "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" осуществляли соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими органы.

Так как до принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорный объект, находившееся в собственности РСФСР в силу статьи 1 Закона РСФСР от 31.10.1990 N 293-1, из федеральной собственности в установленном порядке собственником (РСФСР) не передавалось, находилось в пользовании и во владении РСФСР, то на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 оно по-прежнему в силу закона являлось федеральной собственностью.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1 приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Согласно статье 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

В силу статьи 14 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Акционерные общества являются также собственниками средств, полученных ими от продажи акций.

Единственным доказательством существования права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество является государственная регистрация этого права (статья 2 Закона N 122-ФЗ).

Судом установлено, что приватизация государственного предприятия «Солнечный ГОК» осуществлена в 1993 году л.д.25).

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1 определение величины уставного капитала акционерного общества может производиться только в соответствии с методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации.

Согласно абз. 2 п. 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66, величина уставного капитала акционерного общества устанавливалась в акте оценки стоимости имущества предприятия.

Между тем, в представленном в материалы дела акте оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1992 Солнечного ГОК (приложение N 9 к плану приватизации) содержится перечень имущества, стоимость которых подлежала включению в уставный капитал образуемого акционерного общества.

Согласно абз. 4 п. 1.3 названных методических указаний акты оценки имущества предприятия составлялись на основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества, которая, в свою очередь, осуществлялась предприятием на основе данных его полной инвентаризации.

В соответствии с п.8 перечнем 1 к приложению №9, разделом III акта оценки плана приватизации Солнечного ГОКа хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики отражено в перечне горнокапитальных и природоохранных объектов, не подлежащих приватизации, в отношении которых установлен особый режим приватизации л.д.29-33).

Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 16.09.1999г. №371 государственное имущество, не вошедшее в уставный капитал акционерного общества «Солнечный ГОК», было передано в пользование ООО «Дальневосточная горная компания» В числе указанного имущества передано и хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики. Передача оформлена актами приема-передачи основных средств от 01.02.1999г. от ОАО «Солнечный горно-обогатительный комбинат» ООО «Дальневосточная горная компания» л.д.34).

Правообладателем земельного участка, на котором находится хвостохранилище, с кадастровым номером 27:14:010807:0054, площадью 3592000 кв.м., расположенного по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, является Российская Федерация.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним от 04.08.2009 № 01/303/2009-051 объекты «пром-площадка цоф, хвостохранилище, площадью 229,4 кв.м» находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ООО «Дальневосточная горная компания». Земельный участок, занимаемый объектами «промплощадка фоц, хвостохранилище, площадью 229, 4 кв.м.» распоряжением администрации солнечного района от 16.02.2000г. №108-р «О предоставлении земельного участка ООО «дальневосточная горная компания» предоставлен ООО «ДВГК».

После признания банкротом ООО «Дальневосточная горная компания» данный земельный участок никому не предоставлялся (письмо администрации Солнечного муниципального района от 17.08.2009 № 387).

В Приложениях 1-3 Постановления Верховного Совета Российской Феде­рации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" пообъектно указаны объекты, относящиеся к фе­деральной собственности, и которые могут быть переданы в собственность субъ­ектов федерации, собственность муниципальных образований. Оформление передачи объектов, указанных в п.2 вышеуказанного постановления в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п.5 Постановления от 27.12.21991г. №3020-1).

При этом непосредственно Постановлением Верховного Совета Россий­ской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 не установлено право собственности на конкретный объект, а предусмотрено условие передачи объектов - это принятие соответствующего распорядительного акта уполномоченного органа.

Судом установлено, что данный распорядительный акт ответчиком не принимался, материалы дела не содержат.

Доказательств того, что спорное имущество в установленном законодательством порядке выбыло из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право федеральной собственности на него прекратилось, в материалах дела не имеется.

Согласно п.5 ст.214 Гражданского кодекса РФ порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом.

До принятия данного закона действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена.

Как следует из положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 (в редакции постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 25.12.1992 N 4239-1, от 01.07.1993 N 5310-1 и с изменениями, внесенными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 28.04.1993 N4881-1), не подлежат приватизации объекты водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, а также объекты и предприятия по их эксплуатации (п. 2.1.12).

Согласно статье 95 Гражданского кодекса РСФСР земля, ее недра, воды, леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. В соответствии со статьей 49 Основ гражданского законодательства, введенных в действие с 01.01.1992, юридическим лицам земельные участки и другие природные объекты также предоставлялись только во владение или пользование.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.97 N 117 "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.

Судом установлено, что Хвостохранилище приурочено к правому борту долины р.Холдоми и расположено в 6500 метров юго-западнее места слияния рек Холдоми и Силинка. Емкость его с трех сторон образована ограждающей дамбой (пионерная дамба, намывная ограждающая дамба). Кроме того, там находится насосная станция оборотного водоснабжения, дренажная галерея протяженностью 544 м., которая призвана выполнять роль гидравлического затвора, водоприемные колодцы, водосборные коллекторы, а также имеет другие признаки объекта недвижимости. Согласно заключения НИ и ПЭЦ «Промгидротехника», после выведения хвостохранилища из эксплуатации, они все время сохраняют свойства гидротехнического сооружения л.д.43). Дамбы, по своим физическим характеристикам представляют собой искусственно созданную часть водного объекта и подчиняются правилам статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением, следует судьбе главной вещи. Иное требует доказывания.

Как следует из описания, содержащегося в заключении на спорный объект, дамбы находятся непосредственно рядом с водным объектом. В теле дамб в целях обеспечения их основного предназначения, расположены водоприемные колодцы.

Таким образом, дамбы обслуживают объект и обеспечивают безопасность его использования. Обладая необходимыми признаками принадлежности главной вещи, спорные сооружения следуют судьбе главной вещи, т. е. также являются объектами федеральной собственности, пока не доказано иное.

В связи с тем, что отведение водного объекта под неразрывно связанные с ним спорные сооружения является необходимым условием признания права собственности, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям должен быть собственник водного объекта.

Ответчик ТУ Росимущества в Хабаровском крае не оспаривает принадлежности водного объекта (реки) к государственной собственности, однако при этом не привел доказательств предоставления ОАО «Солнечный горно-обогатительный комбинат», а в последствии ООО «Дальневосточная горная компания» права использования участков реки под строительство сооружений с целью их последующего закрепления в частную собственность. Акватория водного объекта не входит в состав земель, принадлежащих вышеуказанным лицам, поэтому его утверждение о нахождении спорных сооружений на земельном участке ООО «Дальневосточная горная компания» не соответствует действительности.

Согласно пункту 2 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 под реестром объектов федерального недвижимого имущества понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них, подлежащая учету в Государственном регистре баз и банков данных.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов прав на отдельные объекты, является соответствующий реестр.

До момента внесения объектов в реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с Выпиской из реестра Федерального имущества от 24.01.2007 года №881, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю правообладателем объекта «Хвостохранилище ЦОФ» (реестровый №02700646), который находится в пользовании у ОАО «Солнечный горно -обогатительный комбинат» является Российская Федерация. Данный объект на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998г. №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» был учтен в Территориальной базе данных по Хабаровскому краю Реестра федерального имущества с присвоением реестрового номера 02700646.

Поскольку надлежащих доказательств включения спорного имущества в перечень объектов государственной собственности субъекта федерации (частной и т.д.) ответчик не представил, суд приходит к выводу о том, что хвостохранилище ЦОФ обоснованно было включено в Реестр федеральной собственности.

Судом установлено, что спорный объект не передавался из федеральной собственности в иную собственность (в том числе частную) в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, а иные основания прекращения права федеральной собственности, в соответствии со ст. 235 ГК РФ, материалами дела не подтверждены.

Согласно п.4 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 03.04.2007 г. №536 объект «Хвостохранилище ЦОФ» подлежал учету в составе государственной казны Российской Федерации с указанием обременения.

В соответствии с п.п.»б» п.4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №447, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества в отношении имущества, составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Под учетом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимо для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом (п.2 Положения).

Как указано в письме ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 05.08.2009 №5156/17971.1-08 объект недвижимого имущества «Хвостохранили­ще ЦОФ», расположенный по адресу: 682711, Хабаровский край, Солнечный район п.Солнечный, ЦОФ исключен из краевого реестра федерального имущества от 05.04.2007 года в связи с ликвидацией пользователя ОАО «Солнечный горно­обогатительный комбинат» в соответствии с Постановлением Верховно­го Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении го­сударственной собственности в Российской Федерации на федеральную соб­ственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Поста­новление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1).

Суд приходит к выводу о неисполнении Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае полномочий правообладателя и невнесении в реестр федерального имущества объекта «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» по следующим основаниям и полагает необходимым заявленные требования прокурора удовлетворить в данной части.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», хвостохранилище ЦОФ Солнечного ГОКа как специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения перемещаемых гидротранспортом отходов рудообогащения (отвальных хвостов) ЦОФ. Являясь сооружением, прочно связанным с землей, хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики подпадает под понятие объекта недвижимого имущества и подлежит учету в реестре федерального имущества, что также подтверждается «Заключением о состоянии хвостохранилища Центральной обогатительной фабрики бывшего ООО «Дальневосточная горная компания», выполненным НИ и ПЭЦ «Промгидротехника». В Указанном заключении отражены технические характеристики хвостохранилища как сооружения III класса капитальности, имеющего в своем составе дамбы, коллекторы, колодцы, дренажную систему и другие признаки объекта недвижимого имущества.

Государственной программой приватизации на 1992 год установлен запрет на приватизацию объектов водохозяйственных и мелиоративных сооружений. Судом установлено, что спорное гидротехническое сооружение является объектом федеральной собственности (ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, ст.3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений").

Таким образом, действия ТУ Росимущества в Хабаровском крае по неисполнению полномочий правообладателя указанного объекта федерального имущества по его надлежащему учету в составе казны РФ и неисполнению обязанностей собственника объекта размещения отходов по проведению контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду и выполнению работ по восстановлению нарушенных земель незаконны.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», хвостохранилище ЦОФ является объектом размещения отходов – специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

На основании ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются способы защиты гражданских прав, к которым в том числе относится присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы предусмотренные законом.

В соответствии с ч.3, 4 ст.12 Федерального закона 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель, в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п.п.4.3, 4.13 положения, Управление Росимущества в Хабаровском крае осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельный участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. Проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ): размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (часть 1 статьи 34); юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1 статьи 39).

В нарушение части 1 статьи 34 и части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ТУ Росимущества по Хабаровскому краю не исполняет требования по содержанию и эксплуатации объекта - хвостохранилища ЦОФ, в результате чего, хвостохранилище ЦОФ оказывает значительное негативное воздействие на здоровье населения и на окружающую среду в целом.

Согласно заключения Министерства природных ресурсов хабаровского края от 02.08.2010 ода № 9.3.26-11848, В результате деятельности государственного предприятия - Солнечного горно-обогатительного комбината в отвалах хвостохранилища ЦОФ накоплено 23,9 млн. тонн токсичных высокосульфидных отходов обогащения на площади 65 га.

Осушение хвостохранилища ЦОФ является причиной периодического пы­левого загрязнения городского поселения «Рабочий поселок Солнечный» и при­легающей территории. Имеет место экстремально высокое загрязнение тяжелы­ми металлами протекающей по территории Солнечного муниципального район.

Указанные обязанности собственника ответчиком фактически не исполняются. Мероприятия для обеспечения его сохранности и безопасности и надлежащего содержания, ТУ Росимущества надлежащим образом не организовывались и не проводились.

Таким образом, требования прокурора об обязании ответчика как правообладателя объекта федерального имущества ««Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» выполнить все мероприятия и внести и внести в реестр федерального имущества в составе казны Российской Федерации объект «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» и понуждению принять меры к обеспечению надлежащего содержания и сохранения объекта федерального имущества - «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме в соответствии со ст.196 ч.3 ГПК РФ.

Срок для производства работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При определении срока выполнения работ, суд учитывает, и то, что в настоящее время оказывает значительное негативное воздействие на здоровье населения и на окружающую среду в целом суд полагает необходимым установить месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае, 3-ему лицу, не заявляющему самостоятельные требования на стороне ответчика Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений федерального законодательства в сфере управления федеральным имуществом и охраны окружающей среды - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае, выразившееся в:

- неисполнении полномочий правообладателя и невнесении в реестр федерального имущества объекта «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества»;

- в неисполнении обязанностей собственника объекта размещения отходов по проведению контроля за его состоянием и воздействием на окружающую среду;

- в непринятии мер по надлежащему содержанию и обеспечению сохранности объекта федерального имущества.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае как правообладателя объекта федерального имущества «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» выполнить все мероприятия и внести в реестр федерального имущества в составе казны Российской Федерации объект «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае принять меры к обеспечению надлежащего содержания и сохранения объекта федерального имущества - «Хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината».

Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, течение 10 дней со дня составления 16.11.2010 г. мотивированного решения, через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Председательствующий Е.А. Савченко