№1-109/2014 копия 2а-1-924/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 сентября 2019 года г. Красноуфимск Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Садрихановой С.В., рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к начальнику отделения по вопросам миграции МО МВД России Красноуфимский» ФИО5, о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась с административным иском о признании незаконным отказа начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Красноуфимский» в регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка, просит возложить обязанность зарегистрировать несовершеннолетнюю ФИО8 по месту жительства законного представителя, указывая, что она является матерью несовершеннолетней ФИО2, <дата> года рождения. С <дата> года она состоит в зарегистрированном браке с ФИО1, у которого в собственности имеется жилой дом по адресу <адрес>. Она зарегистрирована по указанному адресу. <дата> она обратилась через многофункциональный центр в ОВМ МО МВД России «Красноуфимский» с заявлением о прописке в вышеуказанном доме ее несовершеннолетней дочери. Однако уведомлением от <дата> ей в этом отказано по причине отсутствия письменного согласия отца несовершеннолетнего ребенка. К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГУ МВД России по Свердловской области, МО МВД России «Красноуфимский». Дело в соответствии с ч.7 ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие неявивишихся сторон, которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Явка сторон признана судом необязательной. В письменном отзыве представитель административного ответчика МО МВД России «Красноуфимский» указал, что с административными исковыми требованиями не согласен, место жительства ребенка при раздельном жительстве родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом. Исследовав письменные материалы и возражения, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Согласно Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984, при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, паспорта законных представителей. В круг заявителей входит один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей гражданина Российской Федерации - в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста. Из свидетельства о рождении от <дата> следует, что матерью ФИО2, родившейся <дата>, является ФИО3, а отцом ФИО4. Из свидетельства о заключении брака от <дата> следует, что ФИО3 вступила в брак и ей присвоена фамилия ФИО1. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от <дата>№1-109/2014, ФИО2, <дата> года рождения, зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес><дата> по <дата>. Согласно представленным запросам от <дата>, ФИО1 обратилась в многофункциональный центр с заявлениями об одновременной регистрации ее и ее несовершеннолетней дочери ФИО8, не достигшей 14-летнего возраста, по месту жительства в <адрес>. При подаче заявления о регистрации несовершеннолетней дочери, от ФИО1 принято заявление; документ, удостоверяющий личность; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение; свидетельство о рождении; домовая книга. Исходя из представленных справок <адрес> территориального отдела от <дата>, ФИО1 зарегистрирована по адресу д<адрес><дата>. Согласно сопроводительному письму от <дата> за подписью начальника отделения ФИО5, документы гражданки ФИО2 возвращены, т.к. отсутствует согласие отца на регистрацию ребенка по месту жительства матери. В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов и соблюдение сроков обращения в суд возложено на истца, а соблюдение требований нормативных правовых актов и соответствие оспариваемого решения таким нормативным актам возложено на административного ответчика. Суд принимает исследованные письменные документы как допустимые и относимые доказательства, считая их достоверными. У суда не имеется оснований не доверять исследованным доказательствам. Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО1, являясь в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации законным представителем своей несовершеннолетней дочери ФИО8, выступает в защиту прав и интересов ребенка с любыми физическими лицами без специальных полномочий. В силу своих прав и обязанностей ФИО1, учитывая проживание с ней несовершеннолетней дочери, подала в уполномоченный орган одновременно с заявлением о своей регистрации по месту жительства по адресу <адрес> и заявление о регистрации по этому месту жительства своей несовершеннолетней дочери, предоставив в уполномоченный орган необходимые документы. Родители имеют равные права и обязанности в отношении общих детей. Законодатель исходит из презумпции добросовестности и разумности родителей в отношении своих детей при осуществлении ими родительских прав. При раздельном проживании родителей, ребенок может быть зарегистрирован по месту жительства одного из них. Действительно частью 3 ст. 65 СК РФ установлено, что при отсутствии соглашения родителей о месте жительства ребенка, спор разрешается судом. Однако право на возбуждение гражданского дела в суде по данному вопросу имеет один из родителей при наличии спора. Сведений о наличии спора между родителями несовершеннолетней ФИО8 о месте ее жительства административный ответчик не представил. Предоставление письменного согласия отца на регистрацию ребенка по месту жительства матери нормативными актами, регулирующими порядок регистрации несовершеннолетних по месту жительства, не предусмотрено. Исходя из этого, у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа в регистрации несовершеннолетней ФИО8 по месту жительства ее матери. Отказом в регистрации административный ответчик нарушил права несовершеннолетнего быть зарегистрированным по месту жительства. Срок обращения в суд административным истцом не пропущен. При таких обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Административный иск ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к начальнику отделения по вопросам миграции МО МВД России Красноуфимский» ФИО5, о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка, удовлетворить. Признать решение начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Красноуфимский» ФИО5 от <дата>№1-109/2014 об отказе в регистрации ФИО2, <дата> года рождения, по месту жительства по адресу <адрес>, незаконным. Обязать начальника отделения по вопросам миграции МО МВД России «Красноуфимский» ФИО5 устранить нарушения прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО2. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме в печатном виде изготовлено в совещательной комнате. Председательствующий С.В. Садриханова |