ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1-22-2011 от 17.02.2011 Пензенского областного суда (Пензенская область)

                                                                                    Пензенский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Пензенский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        . Дело № 7.1-22 - 2011

Р Е Ш Е Н И Е

17 февраля 2011 года г.Пенза

Судья Пензенского областного суда Рыжов В.М., при секретаре судебного заседания Козловой Е.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 14 января 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работающей директором МКП «Т.», проживающей по адресу: ,

установил:

Постановлением начальника Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 16 ноября 2010 года директор МКП «Т.» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и как должностное лицо подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

ФИО1 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование своих требований ФИО1 указала, что у административного органа отсутствовали основания для привлечения ее к административной ответственности, поскольку в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения. Указала, что она не осуществляет расчет и установление тарифов на продукцию МКП «Т.», так как данные тарифы устанавливают уполномоченные органы в области государственного регулирования тарифов, в связи с чем, отсутствует объект правонарушения. Отсутствует объективная сторона правонарушения, поскольку МКП «Т.», осуществляя расчеты с ЖСК «Б.», руководствовалось положениями действующего гражданского и жилищного законодательства РФ. ЖСК «Б.» является абонентом МКП «Т.». МКП «Т.» отпускает данному абоненту тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения. В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплате подлежит фактически принятое абонентом количество тепловой энергии в соответствии с данными учета. У ЖСК «Б.» установлен прибор учета тепловой энергии и теплоносителя, допущенный в эксплуатацию в качестве коммерческого. Абонент ежемесячно самостоятельно представляет показания своего прибора учета МКП «Т.». Тариф на горячую воду при закрытой системе теплоснабжения утвержден, исходя из нормативной величины тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 м3, - 0,066 Гкал. Тепловая энергия потребляется жилым домом не только со сливом горячей воды из кранов, но и с потерями тепловой энергии во внутридомовых стояках и полотенцесушителях. Количество нормативных потерь тепла в стояках и полотенцесушителях не одинаково при сливе воды в домах с различными конструктивными особенностями и составляет от 0,15 до 0,35. Эта величина как среднее значение, равное 0,33, учтена в нормативной величине подогрева - 0,066 Гкал на 1 м3 при закрытой системе водоснабжения. Однако, ЖСК «Б.» согласно представленных им показаний приборов учета, фактически потребил большее по сравнению с нормативным количество тепловой энергии через систему ГВС жилого дома, и в соответствии с положениями действующего законодательства обязан был это количество потребленной энергии полностью оплатить. Нормативное количество тепловой энергии, потребленное абонентом через систему ГВС, было предъявлено абоненту в составе тарифа на горячую воду (0,066 Гкал на 1 м3 слитой воды). Количество тепловой энергии, потребленное абонентом сверх норматива, определенное по показаниям прибора учета абонента, было предъявлено абоненту в счетах по тарифу на тепловую энергию, утвержденному для потребителей МКП «Т.» Управлением по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области. При этом, тепловая энергия, используемая полотенцесушителями жилых домов, это тепловая энергия, используемая для отопления жилых помещений, поскольку согласно п. 3.4. Межгосударственного стандарта «ГОСТ 31311-2005. Приборы отопительные. Общие технические условия», введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 26.04.2006 г. №80-ст, «полотенцесушитель - это отопительный прибор, предназначенный для обогрева помещений». Исходя из положений действующего гражданского законодательства, тепловая энергия, потребляемая абонентом, должна быть полностью оплачена в соответствии с представленными абонентом данными учета. То есть именно таким образом, каким осуществляло расчеты с абонентами МКП «Т.». Обязанность оплаты фактически потребленной энергии содержится и в Жилищном кодексе РФ. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При одновременном действии ГК РФ, ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. №520 необходимо в первую очередь руководствоваться императивными нормами кодексов, поскольку они согласно принципу приоритетности имеют большую юридическую силу по сравнению с постановлениями Правительства РФ. Кроме того, ссылка на Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 г. №520 является некорректной, поскольку данное постановление - всего лишь определило общие аспекты основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, которые должны определять конкретный порядок расчета тарифов на горячую воду, и которые должны были быть утверждены в 10-месячный срок со дня издания Постановления №520 от 14.07.2008 г., до настоящего времени не утверждены. Кроме того, 30.07.2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», который вновь закрепил положение об обязанности оплаты абонентом фактически потребленной тепловой энергии в соответствии с данными коммерческого учета. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе, поддержание мощности. При этом потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ потребители, подключенные к системе теплоснабжения, приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации. Оплата тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования. Количество поставляемой тепловой энергии подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности (ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ). Таким образом, данный Федеральный закон в очередной раз установил, что количество потребленной абонентом тепловой «энергии (в том числе и через систему горячего водоснабжения) должно определяться по показаниям приборов коммерческого учета, оплате подлежит фактически потребленное количество в соответствии с данными коммерческого учета. Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Исполнение требований данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Требования к приборам учета тепловой энергии содержатся в «Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя» (зарегистрированы в Минюсте РФ 25.09.1995 г. №954). В соответствии с Правилами узел учета - это комплект приборов и устройств, обеспечивающий учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. В узел учета тепла входят: тепловычислитель, первичные преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, блоки питания приборов (при питании их от сети), линии электрической связи, вспомогательное оборудование (модемы, антенны, отключающие устройства и т.п.), а также запорная арматура (задвижки, вентили, краны). Монтаж узла учета производится на основании выполненного согласно техническим условиям и согласованного с теплоснабжающей организацией проекта. Узел учета тепловой энергии может быть сконфигурирован различными способами, в зависимости от конкретных условий применения. Установленный у ЖСК «Б.» узел учета построен на основе теплосчетчика, в состав которого входят в качестве функциональных блоков 4 расходомера (2 на подающем и обратном трубопроводах системы отопления и 2 на подающем и циркуляционном трубопроводах системы ГВС), 2 комплекта термопреобразователей и 4-х-канальный тепловычислитель. Теплосчетчики аттестованы метрологической службой ПЦСМ как единый комплект. Допуск в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии у абонента в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя также осуществляется в целом на весь узел учета. Согласно п.п. 9.5., 9.6. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время, фиксируются в журналах. К журналу прилагаются записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя. В срок, определенный договором, потребитель обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журнала учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя. Согласно п. 1.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя требования Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты, и присоединенной тепловой нагрузки потребителя. В соответствии с п. 1.3. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил. Количество тепловой энергии, полученное потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за период, определенный договором (п. 3.2.1. Правил). Правила учета тепловой энергии и теплоносителя действуют на территории Российской Федерации и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими отпуск, транспорт, распределение и потребление тепловой энергии и теплоносителей (Введение к Правилам). Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, тепловая энергия, потребляемая абонентом, должна быть им полностью оплачена в соответствии с представленными им данными узла учета. То есть именно таким образом, каким осуществляло расчеты с ЖСК «Б.» МКП «Т.». При данном порядке расчетов строго соблюдается требование ст. 544 ГК РФ. Также требование фактической оплаты тепловой энергии в соответствии с данными приборов учета содержится и в ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». Только подобный порядок расчетов обеспечивает соблюдение законных прав и интересов всех абонентов, поскольку только в этом случае абоненты с потреблением тепловой энергии ниже нормативного не производят оплаты за фактически не потребленный ими коммунальный ресурс. Права абонентов с потреблением тепловой энергии выше нормативного также не ущемлены, поскольку они производят оплату за фактически потребленное количество энергии. Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения включаются в состав общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со ст.110 Жилищного кодекса РФ жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Горячее водоснабжение жилых домов осуществляется централизованно от внешнего источника с циркуляцией в стояках (полотенцесушителях). В связи с вынесением и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.10.2010 г. и Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области постановления от 16.11.2010 г. о наложении на директора МКП «Т.» ФИО1 штрафа по делу об административном правонарушении, МКП «Т.» вынуждено применять при осуществлении расчетов с абонентами порядок расчета, указанный в постановлении Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области и внести исправления во все счета-фактуры, предъявленные абонентам в 2010 г.. Подобный порядок нарушает права и законные интересы потребителей МКП «Т.», фактическое потребление тепловой энергии через систему горячего водоснабжения которых согласно показаний их прибора учета ниже нормативного значения (менее 0,066 Гкал на подогрев 1м3). Подобными потребителями, в частности, являются ПГ., ЖСК «П.» и др.. МКП «Т.» вынуждено предъявлять данным абонентам счета за большее по сравнению с их фактическим количество не потребленной ими тепловой энергии, не учитывая их фактическое потребление энергии, и игнорируя показания их приборов учета. Таким образом, подобный порядок расчетов нарушает законные права и интересы не только МКП «Т.», но и потребителей предприятия. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. По делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения (ст. 26.1. КоАП РФ). Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ). Вина директора предприятия административным органом установлена не была. Руководитель предприятия в своей деятельности призван соблюдать и отстаивать права и законные интересы предприятия. Директор МКП «Т.» в своей деятельности руководствовалась положениями действующего гражданского и жилищного законодательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Договор энергоснабжения в силу положений ст. 426 ГК РФ является публичным договором. Согласно ст. 426 ГК РФ коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Условия публичного договора, не соответствующие данному требованию, являются ничтожными. МКП «Т.» направило всем своим абонентам (в том числе и ЖСК «Б.») дополнительные соглашения либо новые договоры с установлением порядка расчетов за горячую воду с 01.01.2010 г.. То есть предприятие со своей стороны предприняло все меры для надлежащего исполнения всех своих обязательств. Оказывать предпочтение кому-либо из абонентов при осуществлении с ними расчетов предприятие было не вправе. Лицом, виновным в том, что договор энергоснабжения с ЖСК «Б.» до настоящего времени не заключен, является председатель ЖСК К.. ЖСК «Б.», получив надлежащим образом оформленную оферту договора энергоснабжения, никаким образом не прореагировал (не возвратил подписанный договор, не представил своего протокола разногласий к договору). Таким образом, в силу ст. ст. 421, 426, 445 ГК РФ только абонент вправе в судебном порядке понуждать энергоснабжающую организацию к заключению договора, энергоснабжающая организация такого права лишена. Допустив подобное бездействие, председатель ЖСК «Б.» К. не исполнила своей основной обязанности, предусмотренной п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307. Согласно данному пункту Правил ЖСК, являющееся исполнителем коммунальных услуг гражданам, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и для этого самостоятельно производить коммунальные ресурсы либо заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на их приобретение.

В соответствии со ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при отсутствии состава административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и ее защитник Алексина Г.В., доводы, изложенные в жалобе, поддержали, Считали оспариваемое постановление административного органа неправомерным, просили обжалуемое постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по доводам, изложенным в жалобе.

Представители Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, просили жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, постановление начальника Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области С. от 16 ноября 2010 года оставить без изменения, пояснили, что ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Указали, что плата за тепловую энергию на ГВС не предусмотрена действующим законодательством.

Судья вынес решение, которым постановление начальника Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 16 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставлено без изменения, а ее жалоба - без удовлетворения.

В жалобе ФИО1 просила решение судьи отменить по доводам, аналогичным изложенным в жалобе на постановление административного органа, вынести новое решение об отмене постановления административного органа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1 и ее представителя Алексиной Г.В., просивших об отмене постановления административного органа и решения судьи по основаниям, изложенным выше, объяснения представителей Управления по регулированию тарифов ФИО2, ФИО4, ФИО5, просивших решение административного органа и решение судьи оставить без изменения, пояснивших, что в абзаце втором п.15 Правил №307 имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице ТСЖ, ЖСК у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан, нахожу решение судьи об оставлении постановления административного органа без изменения законным и обоснованным.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Таким образом, объективная сторона указанного правонарушения охватывает, в том числе и деяния в виде иных нарушений порядка ценообразования, которые в диспозиции данной нормы прямо не перечислены. Одним из главных условий наступления административной ответственности за такое правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. При этом порядок ценообразования должен быть установлен нормативными правовыми актами.

Из оспариваемого постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении следует, что допущенное заявителем административное правонарушение выражается в нарушении установленного порядка ценообразования, поскольку при наличии в г. Пензе установленного тарифа на горячее водоснабжение, МКП «Т.» в нарушение положений жилищного законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, самовольно выставляло плату за теплоэнергию на ГВС, не предусмотренную действующим законодательством, что привело к ущемлению интересов потребителей горячей воды.

Так, 31.01.2010 года МКП «Т.» выставило в счет-фактуре ЖСК «Б.» плату за теплоэнергию на ГВС в сумме .; 28.02.2010 г. МКП выставило в счет-фактуре ЖСК плату за теплоэнергию на ГВС в сумме .; в счет-фактуре от 31.03.2010 г. указана плата за теплоэнергию на ГВС в сумме .; в счет-фактуре от 30.04:2010г. МКП выставило ЖСК плату за теплоэнергию на ГВС в сумме .; в счет-фактуре от 31.05.2010 г. указана плата за теплоэнергию на ГВС в сумме  За указанный период ЖСК «Б.» оплачивало за потребление горячей воды за куб.м. по цене , без платы дополнительной стоимости за теплоэнергию на ГВС.

В мае 2010 года прокуратурой района по результатам проведения проверки по обращению ЖСК «Б.» в адрес МКП «Т.» было внесено представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

МКП «Т.», рассмотрев указанное представление прокуратуры района, с июля 2010 года не выставляет ЖСК «Б.» в счете-фактуре плату за теплоэнергию на ГВС.

27 ноября 2009 г. МКП «Т. разработало производственную программу на 2010 год по реализации ГВС, которая была согласована с администрацией г. Пензы.

Указанная программа лежит в основе тарифа на горячую воду, утвержденного администрацией г. Пензы для МКП «Т.».

В этой связи, административный орган пришел к правильному выводу о том, что директор МКП «Т.» ФИО1, являясь должностным лицом, необоснованно выставила в расчетах с ЖСК «Б.» плату за коммунальную услугу «теплоэнергия на ГВС», не предусмотренную действующим законодательством, чем совершила иное нарушение установленного порядка ценообразования, за совершение которого частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, поскольку потери, подогрев заложены в утвержденном тарифе.

В силу п. п. 10, и ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органом государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Перечень коммунальных услуг установлен частью 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»- Правительству Российской Федерации предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством.

Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно положениям частей 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 этого Федерального закона, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. №520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе тарифы на горячую воду.

Указанным постановлением установлены особенности ценообразования в отношении товаров и услуг, связанных с горячим водоснабжением.

Согласно п. 48 постановления Правительства РФ №520 от 14.07.2008 года «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 кубометра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Постановлением администрации города Пензы №1463 от 27.11.2009 года «Об установлении тарифов на горячую воду организациям коммунального комплекса г. Пензы» с 1 января по 31 декабря 2010 года установлены тарифы на горячую воду организациям коммунального комплекса, осуществляющим непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения г. Пензы, в том числе для МКП «Т.» установлен тариф на горячую воду при закрытой системе теплоснабжения в размере 62,19 руб. за 1 куб.м. без учета НДС, что составляет 73,38 руб. за 1 куб.м. с учетом НДС.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N307 от 23.05.2006 г. (далее - Правил).

На основании п. 6 названных Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно п. 15 вышеуказанных Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 7 названных Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды; горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

При этом, из положений пункта 19 названных Правил, а также приложения N2 к ним следует, что размер платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» определяется по изложенной там формуле, исходя из установленного тарифа для горячего водоснабжения (руб./куб. м.).

Определение размера платы для населения за горячее водоснабжение в виде начисления отдельной платы за «тепловую энергию на ГВС» указанными Правилами не предусмотрено.

Аналогичная позиция приводится в разъяснениях Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 23.05.2008 № 12529-АД/07, согласно которым применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов «на тепловую энергию в горячей воде» или «на подогрев» (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением №2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. №307, не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является лишь одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб. м).

Утвержденный постановлением администрации г. Пензы тариф на горячую воду обязателен для применения всеми организациями коммунального комплекса, осуществляющими непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению, в том числе и МКП «Т.». Право производить расчеты стоимости горячего водоснабжения, исходя из нормативов потребления тепловой энергии для подогрева горячей воды и дополнительно сверхнормативного расхода тепловой энергии нормативными правовыми документами ресурсоснабжающей организации не предоставлено.

Признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, начальник Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области обоснованно исходил из того, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Пензы в МКП «Т.» установлено, что фактически между МКП «Т.» и ЖСК «Б.» расчеты за горячую воду производились по тарифу, утвержденному постановлением администрации г. Пензы №1463 от 27.11.2009 года «Об установлении тарифов на горячую воду организациям коммунального комплекса г. Пензы», однако отдельной строкой в счетах-фактурах выставлялась плата за тепловую энергию, использованную для приготовления горячей воды по расчету, произведенному МКП «Т.».

Факт нарушения директором МКП «Т.» ФИО1 положений жилищного законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, подтверждается материалами проверки, имеющимися в деле.

У директора МКП «Т.» ФИО1 имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако ФИО1 не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

В действиях директора МКП «Т.» ФИО1 обоснованно определен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку дополнительное выставление МКП «Т.» платы за тепловую энергию, использованную для приготовления горячей воды, действующим законодательством не предусмотрено и нарушает установленный порядок ценообразования в данной сфере.

Выводы административного органа в постановлении и судьи в решении в части доказанности правонарушения и назначения наказания мотивированы. Доводам ФИО1 и ее представителя о том, что МКП «Т.» довыставляло плату за тепловую энергию за подогрев воды в соответствии с действующим законодательством, дана надлежащая оценка в постановлении административного органа и решении судьи. Указанные выводы соответствуют толкованию абзаца второго п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, данному в Постановлении Президиума ВАС РФ от 9 июня 2009 г. №525/09 о том, что если исполнителем услуги является ЖСК, ТСЖ, расчет размера платы на приобретение горячей воды, тепловой энергии … у ресурсоснабжающей организации (МКП «Т.») осуществляется по тарифам, установленным для граждан.

Оснований к отмене или изменению или изменению решения судьи об оставлении постановления административного органа без изменения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья облсуда

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 14 января 2011 года, которым оставлено без изменения постановление начальника Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 16 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а ее жалобу - без удовлетворения.

Судья областного суда В.М. Рыжов