Д- №-1- 2а - 104/2020 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2020 года Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Чупринина Е.А., при секретаре судебного заседания Похабовой Ю.Н., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2 и представителя федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) Б. И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску <данные изъяты> запаса ФИО1 об оспаривании бездействия ЗРУЖО, связанного с непринятием решения о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие ЗРУЖО по принятию решения о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии, а также обязать ответчика принять решение о предоставлении жилищной субсидии.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме и пояснили, что ФИО1 проходил военную службу по контракту, установленным порядком был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением. После увольнения с военной службы он оставался в списках очередником на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, и в связи с долгой нереализацией его права на обеспечение жильем по избранному месту жительства г. Москва, несколько раз изменял форму обеспечения жильем. В окончательном варианте он просил перечислить ему жилищную субсидию.
В одном из ответов на его обращение (№184ЗРУЖО от 23 октября 2018 г.), ему было сообщено, что служебным жилым помещением в г. Москва он обеспечен быть не может, а перечисление жилищной субсидии произойдет во втором полугодии 2019 года, но до настоящего момента ответчиком обязанность в установленные сроки перечислить ему названную субсидию не исполнена. При этом, истец и его представитель полагают, что ФИО1, как уволенный с военной службы, должен быть обеспечен жилищной субсидией вне всякой очереди.
Данное бездействие (по принятию решения о перечислении жилищной субсидии), по мнению истца и его представителя, нарушают права ФИО1 и членов его семьи, поскольку истец уволен с военной службы в запас, а жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства он не обеспечен.
Представитель ЗРУЖО ФИО3 административный иск ФИО1 не признала и просила в его удовлетворении отказать по следующим основаниям.
На 20 марта 2020 года в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, состояло 1570 человек, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет раннее 1 декабря 2016 года, при этом из них 273 человека, имеющих внеочередное право. Поступивших лимитов недостаточно для обеспечения всех военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилого помещения с формой обеспечения – жилищная субсидия. На сегодняшний день в реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений ещё состоят военнослужащие, принятые на учет начиная с 1998 года.
Учитывая, что истец не имеет статус «внеочередника», жилищное обеспечение его будет осуществляться в полном соответствии с положениями ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) с учетом поступления соответствующих бюджетных средств и исходя из принципа очередности, так как иное будет нарушать права граждан, принятых на учет раннее ФИО1
Что касается изменения очередности нахождения истца в списках нуждающихся, то данный факт обусловлен тем, что на учет нуждающихся в получении жилого помещения с формой обеспечения – жилищная субсидия поступают новые военнослужащие и лица, уволенные с военной службы, с датой возникновения такого права раньше, чем у ФИО1 Кроме того, в эту же очередь входят и вновь поступают внеочередники, в связи с чем очередь истца может сдвинуться.
Начальник Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по ЗВО» в судебное заседание не прибыл и просил о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд полагает установленными следующие обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что истцом не пропущен предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный процессуальный срок обращения с иском в суд, поскольку им оспаривается длящееся «бездействие» ответчика.
Согласно материалам дела, ФИО1 с 1 августа 1996 г. проходил военную службу, с 2001 г. – на офицерских должностях, приказом командира БВМБ Балтийского флота от 15 июня 2017 года №32 уволен с военной службы по истечении срока контракта (пп»б» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») с зачислением в запас, приказом того же должностного лица от 23 августа 2017 года №122 с 25 августа 2017 г. исключен из списков личного состава воинской части, с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Выслуга – более 21 года в календарном исчислении.
Решением отдела №4 ЗРУЖО (Калининград) от 1 декабря 2016г. №42/05/3830 ФИО1 был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, составом семьи 4 человека (сам истец, его супруга, дети 2002 и ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Согласно пояснений истца и договора найма служебного жилого помещения №18 от 1 июня 2009 г., ФИО1 и члены его семьи в настоящее время проживают в служебной 3-х комнатной квартире общей площадью 69,1 м2 по адресу: г. Балтийск, <адрес>.
В учетном (жилищном) деле истца содержится переписка с ЗРУЖО, ДЖО, МО РФ по вопросам реализации жилищных прав ФИО1, при этом из этой переписки истца с уполномоченными органами и должностными лицами усматривается, что в целях ускорения обеспечения жилым помещением в г. Москва истец неоднократно изменял форму реализации его права (с предоставления жилья в порядке договора социального найма на обеспечение жильем в порядке предоставления жилищной субсидии и обратно).
Как видно из заявлений о перечислении жилищной субсидии от 12 октября 2016 года, 10 марта 2017 года, 19 августа 2019 года и от 15 октября 2019 г., а также уведомлений принятым по ним решениям истец принял решение о реализации его жилищных прав путем перечисления ему жилищной субсидии и в настоящее время форма обеспечения его жильем изменена на «предоставление жилищной субсидии».
Заявлением от 24 августа 2017 года ФИО1 перед начальником отдела № 4 ЗРУЖО города Калининграда поставил вопрос о внесении изменений в его учетные данные в связи с увеличением продолжительности военной службы. Согласно уведомления ЗРУЖО от 01 сентября 2017 года изменение в учетные данные внесены.
Заявлением от 12 мая 2018 года ФИО1 просил сообщить о внесении изменений в учетные данные. Уведомлением от 21 июня 2018 года сообщено об отсутствии сведений.
7 ноября 2019 года начальником отдела № 3 ЗРУЖО (Калининград) истцу было сообщено об обеспечении субсидией в порядке очерёдности.
17 ноября 2019 года ФИО1 подано соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления жилищной субсидии на банковский счет.
Ответом от 23 октября 2018 года № 184/3/21983 ЗРУЖО истец был проинформирован, что служебным жилым помещением в г. Москва после увольнения с военной службы он обеспечен быть не может, а перечисление ему жилищной субсидии предположительно произойдет во втором полугодии 2019 года.
В декабре 2019 года в адрес истца поступило уведомление из ЗРУЖО, в котором ему было сообщено, что его право на жилищное обеспечение будет реализовано в установленном порядке с соблюдением очередности. 10.01.2020 Заместитель начальника отдела № 3 (г. Калининград) ЗРУЖО уведомил его о том что, учетное дело направлено в ЗРУЖО (Санкт-Петербург).
При этом, в целях скорейшей реализации жилищных прав ФИО1, ему предлагалось получить квартиру в Москве по <адрес> (на тот момент истец высказал желание на обеспечение жилищной субсидией) (ответ истцу МО РФ от 28 ноября 2018 года на заявление об ускорении реализации жилищных прав).
В дальнейшем от получения данного жилья (г. Москва, <адрес>, общей площадью 72,8 м2) 23 июня 2019 г. истец отказался, по его словам и исходя из отметки на корешке решения о распределении жилья, на том основании, что это жилье является служебной квартирой, в непригодном состоянии (отключены свет и вода, имеются щели) и за ним числится задолженность по коммунальным платежам.
Ответом от 26 июля 2019 года ЗРУЖО сообщило ФИО1 о реализации права на жилье в порядке очередности с предложением представить установленные законом документы. Номер очереди - 1915.
Как усматривается из названной переписки и следует из материалов дела, истец ставил вопрос об обеспечении его служебным жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства – в г. Москва, однако ему уполномоченным органом было разъяснено, что служебное жилье предоставляется военнослужащему по месту прохождения военной службы.
Оценивая изложенные обстоятельства, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации №1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510 Порядокпредоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок) также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 5 Порядка, в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения названных сведений, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
Как установлено по делу, на 20 марта 2020 г. перед административным истцом значилось 1570 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
13 января 2020 года в адрес ЗРУЖО поступило из Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу уведомление о доведении лимитов бюджетных обязательств по статье расходов сметы 8055 «Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения», но указанных лимитов недостаточно для обеспечения всех военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся с формой обеспечения – жилищная субсидия.
Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее ФИО1, следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем, решение о выплате этих средств непосредственно административному истцу принято быть не могло.
Как правильно указал сам истец, из вышеприведенных нормативных актов следует, что принятие уполномоченным жилищным органом окончательного решения о предоставлении жилищной субсидии зависит от доведения лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения МО РФ и поступления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации.
Поскольку по делу установлено, что лимитов бюджетных обязательств до ФКУ УФО по ЗВО, достаточных для обеспечения всех военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся с формой обеспечения – жилищная субсидия, на текущий момент не доведено, оснований утверждать, что ответчиком допущено какое-либо бездействие, нарушающее права и законные интересы истца, не имеется.
Мнение истца и его представителя о том, что он, как уволенный с военной службы, должен быть обеспечен жилищной субсидией вне всякой очереди, не основано на законе.
Иные доводы ФИО1обусловлены обстоятельствами, не имеющими правового значения для разрешения оспариваемых в данном деле правоотношений, и не могут быть приняты во внимание.
Учитывая изложенное, следует прийти к выводу, что заявленные истцом требования обоснованными не являются и удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, ввиду отказа в удовлетворении исковых требований, расходы, связанные с обращением административного истца в суд, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 111, 174-180, 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 об оспаривании бездействия федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанного с непринятием решения о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Западный окружной военный суд, через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья Чупринин Е.А.