ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1-2А-318/18 от 21.08.2018 Санкт-петербургского гарнизонного военного суда (Город Санкт-Петербург)

Д-№1- 2а-318/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Чупринина Е.А., при секретаре судебного заседания Похабовой Ю.Н., с участием административного истца Афониной Т.А., её представителя адвоката Скирко А.А., представителя ответчиков – начальника и жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – Маркина А.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда рассмотрев административное дело по иску Афониной Т. А., об оспаривании решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – У. Р. по СПб и ЛО), утверждённого начальником управления, об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

Афонина обратилась в военный суд с административным исковым заявлением в котором просила:

-признать незаконным решение жилищной комиссии У. Р. по СПб и ЛО от 4 мая 2018 года (протокол заседания жилищной комиссии № 99), утверждённое начальником управления об отказе в принятии её на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания;

- обязать жилищную комиссию и начальника У. Р. по СПб и ЛО повторно рассмотреть вопрос принятия её на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.

В судебном заседании истец и её представитель иск поддержали, пояснив, что Афонина Т.А., проходящая военную службу с 1985 г., не обеспеченная жилым помещением, установленным порядком обратилась в жилищную комиссию по вопросу постановки на жилищный учет, однако решением У. Р. по СПб и ЛО №99 от 4 мая 2018 г. ей в этом было отказано.

Основанием для принятия данного решений явилось то, что Афониной Т.А. вместе с сыном А., в 1993 г. было предоставлено жилое помещение в 3-х комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (две комнаты). Согласно договору передачи в собственность от 2003 г., комнаты приватизированы на истца и ее сына.

В соответствии с договором дарения от 16 сентября 2010 г., Афонина Т.А. произвела отчуждение своей доли в пользу сына. 29 апреля 2011 г. Афонина Т.А. снялась с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировалась по месту жительства в 1 комнатную квартиру, общей площадью 32,5 кв.м., расположенную по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес> В дальнейшем, решением Выборгского районного суда, вступившим в законную силу 1 июля 2017 г. истец была признана не приобредшей права пользования указанным помещением и снята с регистрационного учета по данному адресу.

Между тем, как пояснил представитель истца, Афонина Т.А. по его мнению ранее за счет государства (государственного жилищного фонда) жилым помещением не обеспечивалась, так как с введением в действие Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" жилищный фонд в городе и входящих в него административно территориальных образований отнесен к разряду муниципальной собственности (п. 1 ст. 23 указанного Закона).

Представитель ответчиков в удовлетворении иска просил отказать, пояснив, что Афонина Т.А. 6 октября 2005 г. была ошибочно принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку на момент признания ее нуждающейся в жилом помещении, она проживала в коммунальной квартире и занимала жилое помещение, принадлежащее ей и ее сыну на праве собственности в суммарной площади 43,60 кв.м., что составляет более учетной нормы (15 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах) установленной Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65. В связи с чем, решение о принятии ее на учет нуждающейся 6 октября 2005 не соответствовало действующему законодательству.

Представитель ответчиков также пояснил, что жилищная комиссия Управления при повторном рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Афониной Т.А., оценив материалы учетного (жилищного) дела, учла факт обеспечения военнослужащей жильем ранее за счет государства, в связи с чем приняла обоснованное решение об отказе Афониной Т.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания.

Таким образом, решение жилищной комиссии по вопросу принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении административного истца, изложенное в протоколе №99 от 4 мая 2018 года, законно и обоснованно, прав истца не нарушает.

Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав имеющиеся доказательства, суд полагает установленными следующие обстоятельства.

Согласно материалам дела Афонина Т.А. проходит военную службу с 1985 г., общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более 30 лет.

Как следует из учетного жилищного дела, с 6 октября 2005 г. истец состояла с составом семьи 1 человек, на учете нуждающихся в жилом помещении.

26 февраля 2016 г. жилищной комиссией У. Р. по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (протокол №86 от 26.02.2016 г.) Афониной Т.А. было распределено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью 40 кв.м. с оплатой площади, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств в сумме 202029 рублей 76 копеек. С указанным решением жилищной комиссии истец согласился, в связи с чем, 18 марта 2016 г. с Афониной Т.А. было заключено соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления. 23 марта 2016 г. истцом в соответствии с соглашением, была уплачена денежная сумма в размере 202029 рублей 76 копеек.

13 апреля 2016 г. решением жилищной комиссией У. Р. по СПб и ЛО (протокол заседания № 87 от 13.04.2016 г.) истцу было предоставлено в собственность жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью 40 кв.м.

Однако, 7 июля 2016 г. жилищной комиссией У. Р. по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на основании п.п.2 ст.56 ЖК РФ было принято решение о снятии Афониной Т.А. с учета нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания с отменой решения жилищной комиссии №87 от 13 апреля 2016 г. о предоставлении однокомнатной квартиры с оплатой за счет собственных средств по адресу: Санкт - Петербург, <адрес> возвращением Афониной Т.А. оплаченной суммы в размере 202029 рублей 76 копеек. Деньги истцу в последствии были возвращены.

Правомерность данного решения жилищной комиссии была проверена истцом в судебном порядке, и оно было признано обоснованным (Определение Ленинградского окружного военного суда № 33а-692/2016 от 17 ноября 2016 г.).

Основанием для принятия указанного выше решения жилищной комиссии явилось то, что Афониной Т.А. вместе с сыном А., в 1993 г. было предоставлено жилое помещение в 3-х комнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: С Петербург, <адрес> общей площадью 76, 1 кв.м. (две комнаты), где была обеспечена более установленной в г. Санкт-Петербурге учетной нормы площади жилого помещения (15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах - ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»).

При этом 22 декабря 2003 г. (в период прохождения административным истцом военной службы) Афониной Т.А. и ее сыну Территориальным управлением Московского административного района переданы в порядке приватизации в собственность 139/487 и 140/487 соответственно долей в праве собственности в вышеуказанной квартире. В дальнейшем договором дарения от 16.09.2010 Афонина Т.А. произвела отчуждение своей доли в пользу сына, после чего самостоятельно снялась с регистрационного учета по месту жительства по адресу данной квартиры, то есть фактически по своему усмотрению распорядилась предоставленным жилым помещением.

29 апреля 2011 г. Афонина Т.А. снялась с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировалась по месту жительства в 1 комнатную квартиру, общей площадью 32,5 кв.м., расположенную по адресу: г. Санкт-Петербург, <адрес>, принадлежавшую племяннику истца.

В дальнейшем, решением Выборгского районного суда, вступившим в законную силу 1 июля 2017 г. истец была признана не приобредшей права пользования указанным помещением и снята с регистрационного учета по данному адресу.

Афонина Т.А. установленным порядком вновь обратилась в жилищную комиссию по вопросу постановки на жилищный учет, однако решением У. Р. по СПб и ЛО №99 от 4 мая 2018 г. ей в этом было отказано.

Оценивая изложенные обстоятельства, суд исходит из следующего.

Согласно ст.15 ФЗ РФ«О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности. Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Поэтому в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 г. - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.

Как следует из материалов дела, Афонина Т.А. вместе с сыном была обеспечена жилым помещением, полученным от администрации Московского района г. Санкт-Петербурга, что указывает, вопреки мнению представителя истца, на ее обеспеченность жильем за счет государства. В последствии данным жильем истец распорядилась по своему усмотрению.

При таких обстоятельствах административный истец поставила перед ответчиком вопрос о предоставлении ей жилого помещения в порядке, установленном Федеральным "О статусе военнослужащих", то есть за счет государства, при обеспеченности жильем из государственного жилищного фонда фактически повторно, без сдачи ранее предоставленного жилья, что противоречит положениям "О статусе военнослужащих", согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Что касается прекращения права пользования Афониной Т.А жилым помещением, принадлежащим её племяннику, решением Выборгского районного суда, то данный факт не опровергает вышеизложенных обстоятельств, относительно распоряжения истцом ранее предоставленного государством жилым помещением и соответственно не порождает обязанности уполномоченного органа в постановке её на жилищный учет.

Таким образом, основания для признания Афониной Т.А. нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания отсутствуют, а следовательно оспариваемое решение прав истца не нарушает и иск удовлетворению не подлежит.

В силу требований ст. 111 КАС РФ, поскольку настоящее судебное решение состоялось не в пользу административного истца, то и оснований для возмещения с другой стороны в его пользу судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Афониной Т. А. о признании незаконным решения жилищной комиссии У. Р. по СПб и ЛО от 4 мая 2018 года (протокол заседания жилищной комиссии № 99), утверждённое начальником управления об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, а также в возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос принятия её на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд, через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Чупринин Е.А.