Волгодонской районный суд Ростовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Волгодонской районный суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Отметка об исполнении решения суда Дело Номер обезличен
_____________________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«17» февраля 2010 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Нездоровиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Руденко И.Ю.,
с участием:
истцов: ФИО1 Юрия Егоровича, ФИО1,
представителя истца ФИО5 - адвоката ФИО3 (удостоверение0226 от Дата обезличена года, ордер Номер обезличен от Дата обезличена года), действующего на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, удостоверенной нотариусом ... области ФИО4,
представителя ответчика - ОАО «ЭМК-Атоммаш» - ФИО6, действующего на основании доверенности Номер обезличенДАС-003/ЭМК от Дата обезличена года, выданной генеральным директором ОАО «ЭМК-Атоммаш» ФИО7,
представителя ответчика Администрации ... области - ФИО8 Анны Владимировны, действующей на основании доверенности Номер обезличен.1-69 от Дата обезличена года, выданной мэром ... области ФИО9,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по ... - ФИО10, действующего на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, выданной начальником ГУ МЧС России по ... генерал-майором ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 Юрия Егоровича, ФИО1, ФИО1 Анны Юрьевны к открытому акционерному обществу «ЭМК-Атоммаш», Администрации ... области, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, Главному ФИО12 Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ..., Муниципальному автономному учреждению муниципального образования «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства», о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истцы ФИО2, ФИО1 и ФИО13 обратились в суд с иском к ОАО «ЭМК-Атоммаш» о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указали, что с мая 1992 года по Дата обезличена года ФИО2 проходил службу в УГПС МЧС России по ... в ..., уволен по ст.58 пункту «е» (по сокращению численности штатов в связи с реорганизацией органа внутренних дел и невозможности использования сотрудников органа внутренних дел на службе) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Семья ФИО1 состоит из трех человек - супругов ФИО2, ФИО1, и их дочери ФИО13 В 1992 году ФИО2 был поставлен на квартирный учет в 1 ОВПО УВД ..., как нуждающийся в получении жилья на семью из 3 человек. В 1993 году ФИО2 как сотруднику 26 СВПЧ 1 ОВПО УВД ..., нуждающемуся в получении жилья, на основании решения жилбыткомиссии ВПЧ 16 от Дата обезличена года по ордеру Номер обезличен было предоставлено временное жилье - комната Номер обезличен площадью 18,0 кв.м. в общежитии ВПЧ-16 в .... Дата обезличена года между ФИО12 государственной противопожарной службы ГУВД ... и ОАО «Энергомашкорпорация - Атоммаш» ... был заключен договор Номер обезличен «О создании объектового подразделения Государственной противопожарной службы в ОАО «Энергомашкорпорация-Атоммаша», в котором указывалось, что ГПС организует на объектах «Хозоргана» пожарную часть Номер обезличен (ПЧ-16). Договором было предусмотрено, что «Хозорган» обязан предоставить жилье личному составу ПЧ-16 наравне со своими сотрудниками. С 1996 года ФИО2 проходил службу по контракту в ПЧ-16. Письмом от Дата обезличена года Номер обезличенЮЛ-11 подразделение ПЧ-16 подлежало ликвидации. Дата обезличена года ФИО2 обратился к директору ОАО «ЭМК-Атоммаш» ... по поводу предоставления семье жилья, в его просьбе было отказано. В связи с ликвидацией ПЧ-16 проживать в общежитии стало невозможно: была отключена холодная вода, электроэнергия, здание начали сносить. Администрация ОАО «ЭМК-Атоммаш» в этот период времени ничего не предлагала. Дата обезличена года по достигнутой договоренности с заместителем генерального директора гостиницы «Атоммаш» ФИО2 и челнам его семьи было предложено добровольно выселиться из непригодгого для проживания здания, подлежащего сносу. В этом случае истцам должны были предоставить две комнаты в общежитии по ...-3 .... Истцы выселились из подлежащего сносу общежития, однако до настоящего времени им взамен не предоставлено иное жилое помещение, пригодное для проживания. По настоящее время истцы значатся зарегистрированными по прежнему месту проживания - общежитие ПЧ-16 в ..., вынуждены снимать жилье. ОАО «ЭМК-Атоммаш» уклоняется от решения вопроса о предоставлении истцам жилого помещения равноценного раннее занимаемому.
Решением Волгодонского городского суда от Дата обезличена года в иске истцам было отказано. ФИО21 кассационной коллегии ... суда от Дата обезличена года решение от Дата обезличена года оставлено без изменения. ФИО16 президиума ... суда от Дата обезличена года решение от Дата обезличена года и определение кассационной коллегии ... суда от Дата обезличена года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. При этом, суд надзорной инстанции указал на то, что при рассмотрении дела исследованию и оценке подлежали обстоятельства, касающиеся как законности проживания истцов в снесенном помещении и его фактического использования, так и обстоятельства, по которым истцы оставили это жилое помещение.
При новом рассмотрении спора по ходатайству истцов к процессуальному участию в деле были привлечены: в качестве ответчика - Администрация ... области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципальное автономное учреждение муниципального образования «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту МАУ «ДСиЖКХ». ОАО «ЭМК - Атоммаш» из числа ответчиком истцы просили не исключать. Уточнив исковые требования, истцы просили обязать Администрацию ... области предоставить им, ФИО5, ФИО1 и ФИО13, в пользование по договору социального найма благоустроенное жилое помещение соответствующее социальным нормам предоставления жилой площади (12 кв.м. на 1 члена семьи). Ссылались на ст.5 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О введение в действие жилищного кодекса РФ», полагали, что к правоотношениям, связанным с проживанием истцов в ранее занимаемом жилом помещении пожарного депо, к правам и гарантиям истцом должен применяться ЖК РСФСР, согласно ст.92 которого «..В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов». В соответствии с п.п.п.1,8,9, ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям. Юридически значимым обстоятельством, при разрешении спора, по мнению истцов является то обстоятельство, что до выселения истцов из занимаемого ими помещения, по решению суда весь комплекс жилищно-бытового назначения ответчика ОАО «ЭМК - Атоммаш» был передан в муниципальную собственность.
В судебном заседании истцы ФИО5 и ФИО1 поддержали уточненные требования. Истец ФИО13 в своем письменном заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации ... в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что договор Номер обезличен от Дата обезличена г., заключенный между УГПС УВД по РО и ОАО «ЭМК-Атоммаш» являлся действующим, подписан и скреплен печатями сторон. Следовательно, ОАО «ЭМК-Атоммаш» приняло на себя обязательство обеспечения жильем работников бывшей ПЧ -16. Однако после ликвидации ПЧ-16 и увольнении истца в связи с сокращением численности штата, по требованию ОАО «ЭМК-Атоммаш» истец и члены его семьи освободили жилье. Впоследствии здание пожарного депо, где проживали истцы было снесено. Указанные помещения по акту приема-передачи ОАО «ЭМК-Атоммаш» в муниципальную собственность не передавались. ФИО2 на учете нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «Город Волгодонск» не состоит. Информацией о предоставлении ему общежития, либо другого жилого помещения не располагают. Указывают, что истец не лишен права обратиться в Администрацию ... с заявлением о рассмотрении и принятии решения о признании его нуждающимся в жилом помещении, малоимущим и постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Представитель ответчика ОАО «ЭМК-Атоммаш» в судебном заседании исковые требования о возложении на Администрацию ... обязанности по предоставлению жилья истцам считал обоснованными. Пояснил, что материально-правовые требования, заявляемые ранее истцами об обязании ОАО «ЭМК-Атоммаш» выполнить определенные действия должны сопровождаться указанием на соответствующие обязательства (обязанности) ответчика совершить данные действия. Такие обязательства (обязанности) возникают на основании, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В данном случае истцами заявлено требование о предоставлении жилого помещения, следовательно, у ответчика должна быть предусмотрена установленная законом обязанность по предоставлению жилого помещения. Из искового заявления следует, что государственный служащий, сотрудник государственной противопожарной службы и члены его семьи обратились с иском к коммерческой организации, основанной в форме частной собственности о предоставлении жилого помещения. Свои требования к ОАО «ЭМК-Атоммаш» истцы основывают на положениях ст. 154 ФЗ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой в течение 2005 года обеспечение выполнения полномочий Федеральной противопожарной службы по организации тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России осуществляется участием объектовых подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ранее на основе договоров с организациями и финансируемых за счет их средств. Однако, в данной норме прямо указано, что организация - собственник охраняемого объекта финансирует и обеспечивает лишь деятельность объектового подразделения ГПС, т.е. несет расходы по содержанию самого подразделения в целях его эффективной деятельности. Указанной нормой на организацию не возлагается обязанность по предоставлению социальных гарантий, предусмотренных для сотрудников этих подразделений, являющихся государственными служащими. Данные граждане, являясь сотрудниками ГПС, обладают гарантиями, предоставленными им государством в лице соответствующих органов. Сам по себе факт проживания истцов в помещениях промышленного предприятия не порождает права пользования помещением как квартирой и установления у занимаемого ими помещения статуса жилого помещения. Отнесение того или иного помещения к жилому либо нежилому фонду строго определено жилищным законодательством, положения которого определяют назначение жилого дома или жилого помещения, предназначенного для проживания в нем граждан, а также для использования их в установленном законном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. ОАО «ЭМК-Атоммаш» никогда не создавало на своих производственных площадях общежития, не выдавало истцу ордера на жилое помещение, не давало согласия на заселение в помещения, принадлежащие обществу на праве собственности, следовательно, между истцами и ответчиком в лице ОАО «ЭМК-Атоммаш» не возникли жилищные правоотношения, порождающие жилищные права и обязанности сторон, как право истца требовать от ответчика предоставления жилого помещения и обязанность ответчика обеспечить истца и членов его семьи жилым помещением. Отметили также, что истцы не отрицают того обстоятельства, что ОАО «ЭМК-Атоммаш» предлагало истцам вселиться в жилые помещения в общежитии по ... ... в комнату Номер обезличен и комн. Номер обезличен, от чего они отказались, мотивируя свой отказ тем, что указанные комнаты непригодны для проживания. Однако, данные утверждения не соответствуют действительности, поскольку из представленного свидетельства о государственной регистрации права видно, что здание по ... имеет статус общежития и является жилым. Полагают, что не являются надлежащими ответчиками по данному спору, вопросы, связанные с реализацией прав граждан на получение жилья отнесены к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления. Именно на эти органы возложены обязанности по предоставлению определенных гарантий и условий для осуществления гражданами права на жилище. Хозяйственным договором Номер обезличен от Дата обезличена г. были урегулированы отношения двух сторон договора - УГПС ГУВД РО и ОАО «ЭМК-Атоммаш», при этом истец стороной договора не являлся. Действие указанного договора было прекращено Дата обезличена г., что повлекло прекращение всех предусмотренных договором взаимных обязательств сторон. Поэтому данный договор не влечет обязанности ОАО «ЭМК-Атоммаш» предоставить жилье истцам. То обстоятельство, что руководство ОАО «ЭМК-Атоммаш» предлагало бывшим сотрудникам ГПС жилые помещения по адресу: ... ... не дает оснований полагать, что у общества существовала такая обязанность. Кроме того, как указывает истец, ордер ему был выдан в 1993 г. ПЧ-16, являющейся структурным подразделением ГПС, т.е. до создания ОАО «ЭМК-Атоммаш» и до возникновения отношений, урегулированных договором Номер обезличен от Дата обезличена ... этого, весь жилой фонд ОАО «ЭМК-Атоммаш» в 2007 году был передан в муниципальную собственность, поэтому надлежащим ответчиком считают администрацию ....
Представитель третьего лица - Главного ФИО12 МЧС России по ... полагал требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указал, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Здание пожарного депо было снесено ответчиком после выселения жильцов, причем всем жильцам, за исключением истца, были предоставлены жилые помещения, которые в последующем перешли в их собственность в порядке приватизации. Следовательно, ОАО «ЭМК-Атоммаш» при выселении из занимаемого жилого помещения обязан был предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение. Однако, поскольку, весь жилой фонд ОАО «ЭМК-Атоммаш» в 2007 году был передан в муниципальную собственность, поэтому в данном случае предоставить жилье истцам обязана Администрацию ..., учитывая и то обстоятельство, что согласно действующему гражданскому законодательству переход прав влечет переход обязанностей.
Представитель третьего лица МАУ «ДСиЖКХ» в судебном заседании не присутствовали, представили письменный отзыв, согласно которому просили о рассмотрении дела в их отсутствие и указали, что МАУ «ДСиЖКХ» осуществляет функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования, заключает договоры социального найма жилого помещения на основании решения о предоставлении жилого помещения фонда социального использования. ФИО16 главы города от Дата обезличена г. Номер обезличен «О снятии статуса общежития муниципального жилищного фонда» с многоквартирного дома по ... ... статус семейного общежития был снят. Для решения вопроса о предоставлении жилого помещения по ... семье ФИО1 необходимо было обратиться в отдел по учету граждан на получение жилой площади, жилищных субсидий и сертификатов Администрации .... Решение просят вынести на усмотрение суда.
Суд с учетом мнения участвующих в судебном заседании лиц, на основании ст.167 ГПУ РФ, счел возможным и определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца ФИО13 и третьего лица МАУ «ДСиЖКХ».
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела и оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковое требование о возложении обязанности по предоставлению жилья истцам на администрацию ... области подлежащим удовлетворению согласно следующих оснований.
Судом установлено, что с мая 1992 года ФИО2, истец по делу, проходил службу по контракту в ФИО12 Государственной противопожарной службы ГУВД по РО в ....
В 1993 году ФИО14, как сотруднику 26 СВПЧ 1 ОВПО УВД ..., нуждающемуся в получении жилья, было предоставлено жилье - комната площадью 18 кв.м. в общежитии на территории 16 пожарной части 1 отряда ГПС МЧС России на основании ордера Номер обезличен ВПЧ-16. Ордер был выдан ФИО2 по решению жилбыткомиссии ВПЧ 16 от Дата обезличена года на состав семьи - жена ФИО1, дочь ФИО13
В здании общежития 16 пожарной части, кроме семьи ФИО1, размещались семьи других работников пожарной части.
Дата обезличена г. между УГПС ГУВД по РО и ОАО «Энергомашкорпорация -Атоммаш» Волгодонска был заключен договор Номер обезличен «О создании объектового подразделения ГПС ОАО «ЭМК-Атоммаш». В договоре указано, что ГПС организует на объектах «Хозоргана» пожарную часть Номер обезличен (ПЧ-16).
На основании регистрационного удостоверения от Дата обезличена г. МП «БТИ» и ФИО16 главы ... от Дата обезличена г. за ОАО «ЭМК-Атоммаш» Дата обезличена г. было зарегистрировано право собственности на здание пожарного депо с АБК и тренировочной вышкой, расположенное по адресу: г...., 10. Указанное здание являлось нежилым, статус общежития не имело, однако на его территории проживали сотрудники пожарной части, плату за проживание не вносили.
Дата обезличена г. между ФИО2 и МВД РФ в лице начальника УГПС МЧС России по РО был заключен контракт о службе в органах внутренних дел сроком на пять лет. Пунктом 4.4. контракта предусмотрено, что истцу положены правовые гарантии и компенсации. В связи с ликвидацией подразделения ПЧ-16, ФИО2 был уволен Дата обезличена года со службы в связи с сокращением численности штатов.
В здании общежития 16 пожарной части истцы проживали до увольнения ФИО2 из УГПС МЧС России и впоследствии по требованию ОАО «ЭМК-Атоммаш» освободили указанное жилое помещение, так как здание пожарного депо, в котором располагались помещения, занимаемые сотрудниками 16 пожарной части, было снесено.
Всем работникам пожарной части (6 семьям), проживающим на территории здания пожарного депо, были представлены иные жилые помещения в зданиях общежитий, принадлежавших ОАО «ЭМК-Атоммаш», а так же ООО «Гостиница «Атоммаш». Как следует из пояснений представителя ОАО «ЭМК-Атоммаш» указанные действие носили исключительно добровольный характер со стороны руководства ОАО «ЭМК-Атоммаш».
В связи со сносом здания депо ПЧ-16, ФИО2 и его семье Дата обезличена года предлагались жилые помещения по адресу: ... ... ... комнаты 31 и 1125, истец отказался от указанных помещений, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела протокол приема граждан от Дата обезличена года, акт от Дата обезличена года. Из пояснений истцов следует, что отказ от предлагаемых им помещений был вызван исключительно тем, что предложенные помещения не были пригодными для проживания, но не добровольным отказом от соответствующего права. Данное обстоятельство подтверждается и показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО15, не доверять которым у суда оснований не имеется.
В настоящее время ОАО «ЭМК-Атоммаш» не имеет в собственностиобъектов жилищного фонда, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Решением Волгодонского городского суда от Дата обезличена года была признана ничтожность сделки по приватизации жилой части общежития, расположенного в жилом доме Номер обезличен по ... ..., признана недействительной регистрация права собственности на указанный объект за ОАО «ЭМК-Атоммаш» от Дата обезличена года, произведенная на основании ФИО16 ... от Дата обезличена года, признан недействительным договор купли-продажи жилой части здания общежития, расположенного по ... ..., заключенный 08.12,2004 года между ОАО «ЭМК-Атоммаш» и ООО «Гостиница - Атоммаш», передана в муниципальную собственность часть здания общежития по ... ... со 2 по 12 этажи, а также принято решение о регистрации перехода права собственности на указанную часть здания от ООО «Гостиница«Атоммаш» в муниципальную собственность. Решением Волгодонского городского суда от Дата обезличена гола была признана ничтожность сделки по приватизации жилой части общежития, расположенного в жилом ломе Номер обезличена по ... ...,признана недействительной регистрация права собственности на указанный объект за ОАО «ЭМК-Атоммаш» от Дата обезличена года, произведенная на основании ФИО16 ... от Дата обезличена года, признан недействительным договор купли-продажи жилой части здания общежития, расположенного по ... ..., заключенный Дата обезличена года между ОАО «ЭМК-Атоммаш» и ООО «Гостиница - Атоммаш», передана в муниципальную собственность часть здания общежития по ... ..., а также принято решение о регистрации перехода права собственности на указанную часть здания от ООО «Гостиница «Атоммаш» в муниципальную собственность.
ФИО19 суда Российской Федерации в своем ФИО16 от Дата обезличена года в редакции ФИО16 ФИО19РФ от Дата обезличена года Номер обезличен от Дата обезличена года Номер обезличен разъяснил, что в соответствии с Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в ст.2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Статус военнослужащих имеют так же военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а так же в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военные сборы. Военнослужащие - иностранные граждане обладают статусом военнослужащих с некоторыми установленными законом ограничениями. Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законов и нормативных правовых актов, имеющих специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают.
Таким образом, на истца не распространяются гарантии, предусмотренные законодательством для военнослужащих. Правовое положение сотрудников ГПС определяется в Федеральных законах и нормативно-правовых актах.
В соответствии со ст.154 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, проходящих службу в территориальных и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров в органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, распространяются положения регламентирующие прохождение службы лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а так же гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О пожарной безопасности» на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. Согласно ст.8 указанного закона сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Согласно ст.10 данного закона финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с указанным Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным ФИО17. Финансовое и материально техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а так же финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим федеральным законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
Исходя их содержания приведенных норм, вопросы связанные с реализацией прав категории граждан, к которым относятся истцы, в том числе на получение жилья, отнесены к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, на которые возложены обязанности по предоставлению определенных гарантий и условий для осуществления гражданами права на жилище.
При рассмотрении данного спора юридическими значимыми являются обстоятельства, касающиеся законности проживания истцов в снесенном помещении и его фактического использования, а так же обстоятельства, по которым истцы оставили это жилое помещение.
В силу ст.5 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действия Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.10 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст.3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.
К правоотношениям, связанным с проживанием истцов в ранее занимаемом помещении пожарного депо, применяются нормы ЖК РСФСР.
Статьи 47, 51 Жилищного кодекса РСФСР определяют, что ордер является единственным основанием для вселения гражданина в предоставляемое жилое помещение, в котором определены права сторон договора.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.48 ЖК РСФСР ордер на жилое помещение может быть признан недействительным в судебном порядке в течение трех лет со дня его выдачи.
Истцами в качестве доказательства представлен ордер Номер обезличен ВПЧ-16, выданный ФИО2 по решению жилбыткомиссии ВПЧ 16 от Дата обезличена года на состав семьи - жена ФИО1, дочь ФИО13, на основании которого в 1993 году ФИО2, как сотруднику 26 СВПЧ 1 ОВПО УВД ..., нуждающемуся в получении жилья, было предоставлено жилье - комната площадью 18 кв.м. в общежитии на территории 16 пожарной части 1 отряда ГПС МЧС России. Указанный ордер недействительным признан не был.
Статус общежития установлен в Жилищном кодексе РСФСР от Дата обезличена года, в силу ст.109 которого под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для временного проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся и т.д. жилые дома.
Основным нормативным документом, регламентирующим порядок предоставления и пользования жилыми помещениями в общежитиях, является Примерное положение об общежитиях, утвержденное ФИО18 РСФСР отДата обезличена года Номер обезличен (в редакции ФИО16 ФИО17 от Дата обезличена года Номер обезличен).
В нем указано, что в качестве общежития жилые дома регистрируются местной администрацией по представлении специально оформленного разрешения (титульного списка) на строительство (переоборудование) общежития, разрешения органов санитарного надзора на его открытие и штатного расписания на обслуживающий персонал. Согласно Санитарным правилам устройства, оборудования и содержания общежитий от Дата обезличена года запрещается оборудовать под общежития помещения, расположенные в цокольных и подвальных этажах, а так же в иных помещениях, не имеющих достаточного естественного освещения.
... в общежитии предоставляется по совместному разрешению администрации и профсоюзного комитета учреждения (предприятия), в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер для занятия по найму жилой площади в общежитии.
С лиц, проживающих в общежитии, ежемесячно взимается плата за пользование жилой площадью, а так же за коммунальные и иные услуги по действующим в данном регионе ставкам. Под платой за иные услуги подразумевается плата за пользование постельным бельем, за уборку помещений, амортизационные отчисления за пользование мебелью, бытовыми приборами и т.д.
ФИО19 Суда РСФСР в своем ФИО16 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» от Дата обезличена года Номер обезличен, разъяснил о том, какие дома следует относить к общежитиям. В частности в нем указано: разрешая споры о выселении из общежития, следует проверить, является ли общежитием занимаемое ответчиком помещение, для чего необходимо выяснить следующие обстоятельства: находится ли дом, в котором расположено жилое помещение в ведении истца; построен ли он в качестве общежития либо специально переоборудован для этой цели; имеется ли разрешение санэпидемстанции на его заселение как общежитие; выдавался ли в установленном порядке ордер на заселение жилой площади в общежитии; укомплектован ли дом (жилое помещение) мебелью, специальным оборудование, инвентарем, культурно - бытовыми предметами, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан; имеются ли штаты для обслуживания общежития; взимается ли плата за пользование им и др. Полученные доказательства должны быть исследованы в судебном заседании и оценены в совокупности. Только после этого суд вправе решить вопрос о том, распространяется ли на помещение, по поводу которого возник спор, правовой режим общежития (п.24).
Предоставленные в деле доказательства свидетельствуют о том, что здание пожарного депо, расположенное по ...-10 в ... использовалось по своему функциональному назначению и находилось на территории промышленного предприятия в пределах участка отведенного под заводскую территорию. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 61 Номер обезличен от Дата обезличена года спорное здание относится к объектам нежилого фонда и именуется как здание пожарного депо с АБК и тренировочной вышкой, общей площадью. Следовательно, помещения расположенные в указанном здании не соответствуют требованиям, предъявляемым к общежитиям.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании в спорное помещение были вселены и проживали в нем с 1992 года по 2007 год семьи работников пожарной части, в том числе и истцы. Истцы были вселены в спорное помещение на основании правоустанавливающего документа - ордера.
На основании ст.40 ФИО20 каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 92 ЖК РСФСР, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение).
В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов»
В соответствии с п.п. 1,8,9, ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке.
На основании ч.1ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев.
В силу ч.1ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2ст.57 ЖК РФ случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч.2ст.57 ЖК РФ.
Жилищным кодексом РФ обозначены вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления: учет граждан в качестве нуждающихся в жилье; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного фонда; предоставление в установленном порядке жилых помещений малоимущим гражданам и т.п. (ст. 14ЖКРФ).
Федеральный закон от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с ФИО20и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в ФИО20целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
Суд считает, что рассматриваемая жилищная ситуация возникла в том числе и в результате ненадлежащее производимых проверок, государственного учета и регистрации жилого фонда находящегося на территории муниципального образования и отсутствия слаженной координированной работы соответствующих муниципальных служб и федеральных органов регистрационного учета граждан. В противном случае, не возникло бы такого положения когда гражданин, имеющий на руках ордер на жилое помещение и отметку о регистрации в гражданском паспорте оказался юридически незащищенным со стороны действующего жилищного законодательства, поскольку то помещение которое ему предоставлено и где он зарегистрирован как в жилом, в действительности является производственным и административным зданием не относящемся к категории жилого фонда и не обладающим основными признаками жилого помещения.
Юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является и то обстоятельство, что весь жилой фонд ранее находившийся в собственности ОАО «ЭМК-Атоммаш» предан в ведение органов местного самоуправления и те жилые помещения которые предлагались семье ФИО1 находятся в жилых домах принадлежащих в настоящее время муниципальному образованию. Согласно действующему гражданскому законодательству возникновение соответствующих прав порождает и соответствующие обязанности.
Следует также учитывать, что в связи со сносом помещений пожарного депо, где проживали сотрудники ПЧ -16, каждому из них было предоставлено жилье в бывших общежитиях ОАО «ЭМК-Атоммаш» использующихся в настоящее время в силу ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», в режиме жилья по договору социального найма, то есть данной категории граждан во внеочередном порядке предоставлено социальное жилье, как лицам его утратившим в силу непредвиденных обстоятельств. При этих условиях истцы также могли быть переселены в жилые помещения в общежитиях ОАО «ЭМК-Атомамаш», однако поскольку в 2007г. общежития уже не находились в распоряжении ОАО «ЭМК-Атоммаш», жилье им не было предоставлено. Следовательно, отсутствие у истцов жилья ставит их в неравное положение по сравнению с остальными переселенными гражданами из помещений снесенного здания пожарного депо.
Пункт 1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ определяет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из конституционно-правового толкования этого положения ЖК РФ приданного ему в ФИО21 Суда РФ от Дата обезличена N 376-О-П, не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относятся и заявители), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Суд считает, что при рассматриваемой ситуации, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, истцы в силу ст.57 ЖК РФ и конституционно-правового смысла в ФИО21 Суда РФ от Дата обезличена N 376-О-П, имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, как лишившиеся своего помещения в результате его сноса (непредвиденной утраты) и даже если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Доводы представителя Администрации ... о том, что обязанность ОАО «ЭМК-Атоммаш» предоставить истцам жилье вытекает из договора Номер обезличен от Дата обезличена года, несостоятельны, поскольку данным договором были урегулированы отношения двух сторон: УГПС ГУВД РО и ОАО «ЭМК-Атоммаш». Истец стороной спорного договора не являлся. Исходя из своего содержания данный договор квалифицируется как договор возмездного оказания услуг. В соответствии со ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно предмету исследуемого договора ГПС собственными силами осуществляет охрану объектов от пожаров и пожарно-профилактическое обслуживание в соответствии с установленным нормативными документами порядком. В соответствии с п.1 ст.781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. При этом согласно п.1 ст.782 ГК РФ заказчик вправе в любое время отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Представители ОАО «ЭМК-Атоммаш» и ГУ МЧС России по ... подтвердили в судебном заседании, что действие договора Номер обезличен от Дата обезличенаг. было прекращено с Дата обезличена года на основании письма ОАО «ЭМК-Атоммаш». Прекращение действия договора влечет за собой прекращение всех предусмотренных договором взаимных обязательств сторон по отношению друг к другу. На момент освобождения ФИО22 помещения в здании пожарного депо и подписания соответствующего акта от Дата обезличена года, договорные отношения между ОАО «ЭМК-Атоммаш» и ГПС были прекращены. Сторона договора требований о предоставлении жилья ее работникам, не заявляла. Кроме того, ордер на занятие помещения для проживания был выдан истцам ПЧ 16, являющейся структурным подразделением ГПС, в 1993 году, т.е. до создания ОАО «ЭМК-Атоммаш» и до возникновения отношений регулируемых договором Номер обезличен от Дата обезличена года.
Таким образом, суд на основании вышеприведенных законоположений в их взаимосвязи, применительно к установленным по делу обстоятельствам, приходит к выводу о том, что исковые требования к ОАО «ЭМК-Атоммаш» заявлены истцами без законных к тому оснований и подлежат удовлетворению в части возложения обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения соответствующего социальным нормам предоставления жилой площади на Администрацию ....
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию ... области предоставить в пользование ФИО1 Юрию Егоровичу, ФИО1 и ФИО1 Анне Юрьевне благоустроенное жилое помещение соответствующее социальным нормам предоставления жилой площади.
На решение может быть подана кассационная жалоба в ... суд через ... суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: