Октябрьский районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение
Именем Российской Федерации
19
сентября
2011 года
Омск
Октябрьский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Будылка А.В.,
при секретаре Смольниковой Е.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с участием представителей сторон дело № 2-3101/11:
Истец – Министерство культуры Омской области,
представитель истца ФИО1;
Ответчики – ФИО2,
ФИО3,
представитель ответчиков ФИО4;
Третье лицо – ФИО5;
Предмет спора – о понуждении осуществить ремонтно-реставрационные работы зданий.
Министерство культуры Омской области предъявило в Октябрьском районном суде города Омска исковые заявления к ФИО2 и ФИО3, указав, что здания жилых домов. .. и. .. по улице. .. города Омска, построенные в 1927 году, решением Исполкома Совета народных депутатов Омской области от 22 января 1991 года № 20 признаны памятниками истории и культуры и приняты на государственную охрану местного значения. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» данные здания относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в реестр.
ФИО2 является собственником квартир №. .. в доме. .. и квартир №. .. в доме. ...
ФИО3 – собственником квартиры. .. в доме. .. и квартир. .. в доме. ...
Истцом заключены с ответчиками охранные обязательства на квартиры, собственниками которых они являются.
Состояние указанных объектов культурного наследия в настоящее время является крайне неудовлетворительным: в квартирах никто не проживает за их состоянием никто не следит, за период с 2008 по 2011 года работы по сохранению зданий собственниками не проводились, задания и разрешения на проведение данных работ истцом не выдавались, проектная документация не согласовывалась. По указанной причине возникла реальная угроза уничтожения объектов культурного наследия.
Собственник данных объектов несёт бремя их содержания с учётом требований закона. Объект культурного наследия используется с обязательным обеспечением неизменного его облика и интерьера. Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
Министерство культуры РФ является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, под которой, в частности понимается система мер, направленных на предотвращение разрушения объектов культурного наследия, контроль за их сохранением и использованием.
Под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение его физической сохранности ремонтно-реставрационные работы, в том числе его консервация, ремонт, реставрация, приспособление для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Разрушение объекта культурного наследия влечёт за собой нарушение прав неопределённого круга лиц, урон национальному достоянию Российской Федерации, изменение облика исторического центра города Омска.
На основании изложенного истец посредством предъявления самостоятельных исков к ответчикам просил понудить каждого из них осуществить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия: домов. .. и. .. по улице. .. города Омска в течение шести месяцев со дня принятия решения суда.
При рассмотрении дела было установлено, что третьим собственником квартир в указанных домах (№. .. в доме. .. и №. .. в доме 13) является ФИО5, иск к которому предъявлен и рассматривается Первомайским районным судом города Омска.
С учётом указанного и возражений ответчиков истец требования уточнил, просил понудить ответчиков осуществить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия: домов. .. по улице. .. города Омска в части принадлежащих им квартир.
Определением Октябрьского районного суда города Омска дела по искам Министерства культуры Омской области к ФИО2 и ФИО3 были объединены в одно производства для их совместного рассмотрения, к участию в деле в качестве третьего лица привлечён ФИО5
Впоследствии истец вновь требование уточнил, просил понудить ответчиков осуществить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия: домов. .. по улице. .. города Омска соразмерно долям ФИО2 и ФИО3 в праве общей собственности на общее имущество указанных домов – 3/5 и 1/10, соответственно, относительно дома. .. и ?, соответственно, относительно дома. .. в течение шести месяцев со дня принятия решения суда.
ФИО5 к участию в деле в качестве ответчика привлечь не просил, к моменту разрешения данного дела Первомайским районным судом города Омска было принято решение об отказе Министерству культуры Омской области в удовлетворении требования о понуждении ФИО5 к осуществлению работ по консервации объектов культурного наследия. Решение суда в законную силу не вступило, истцом была подана кассационная жалоба.
Ответчики иск не признали, указав, что являются собственниками квартир, находящихся в домах, которые являются памятниками истории и культуры регионального значения.
Требования к использованию, содержанию и сохранению памятников истории и культуры указываются в охранном обязательстве.
В соответствии с охранными обязательствами ответчики обязались принимать меры по обеспечению сохранности памятника в соответствии с рекомендациями уполномоченного органа, производить реставрацию памятника только при наличии его специального разрешения, сообщать об его отчуждении, повреждении или гибели.
На основании указанного полагают, что не обязаны проводить ремонтно-реставрационные работы в отношении зданий.
Истец направил им 15 марта 2010 года рекомендации обеспечить консервацию, принадлежащих им квартир, исключить доступ посторонних лиц. Данное требование они выполнили, что отражено в актах проверки истцом технического состояния памятников.
ФИО3 по поручению остальных собственников квартир заключил с охранным предприятием договор на круглосуточную охрану памятников истории и культуры. Здания были отключены от электро-, водо-, энергоснабжения, окна были заколочены, на основании чего полагают, что ими были приняты серы по сохранению памятников.
В декабре 2009 года собственники обратились к истцу для выдачи планового задания на разработку научно-проектной документации для реставрации (ремонта) объекта культурного наследия.
В соответствии с плановым заданием была разработана проектная документация и собственники обрались к истцу за разрешением проектирования и согласования эскизного проекта многоквартирного дома с приспособлением для современного использования объектов культурного наследия.
Истец предварительно одобрил выбранный вариант работ по сохранению памятника, на основании чего собственники предложили истцу согласовать выбранный эскизный проект многоквартирного дома с приспособлением для современного использования объектов культурного наследия.
Истец отказал в его согласовании без ссылок на нормативные акты.
В апреле 2011 года они повторно обратились за согласованием эскизного проекта, потребовав полный перечень требований к проекту строительства с приспособлением объектов культурного наследия для современного использования, на что истец не ответил.
Также в 2010 году они трижды обращались к истцу для рассмотрения и согласования перемещения объектов культурного наследия, была выбрана площадка для переноса, но согласование получено не было.
Указанные действия полагают мерами по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, а работы по сохранению памятников – не проведёнными по вине истца.
Кроме того, истец, требуя осуществить ремонтно-реставрационные работы, не уточняет перечень работ, необходимых для этого.
Полагают, что приступить к ремонтно-реставрационным работам при имеющих место быть обстоятельствах невозможно, поскольку объём работ не определён, разрешительная документация отсутствует. Требования истца неисполнимы.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала, возражая против доводов ответчиков. Представитель ответчиков возражала против иска, указывая на то, что ответчики предпринимают попытки к сохранению объектов культурного наследия, но их реализации препятствует истец, на основании чего просила в иске отказать. Ответчики, третье лицо, будучи надлежаще извещёнными о слушании дела, для участия в судебном заседании не явились.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные ими доказательства, суд
установил:
22 января 1991 года решением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов № 20 памятники истории и культуры (памятники деревянной архитектуры, часть средовой застройки) – здания. .., расположенные на улице. .. города Омска, являвшиеся муниципальными жилыми домами, были приняты на государственную охрану местного значения.
В период с 27 июня 2008 года по 26 ноября 2009 года квартиры в домах. .. по улице. .. города Омска были приобретены в собственность ФИО2 и ФИО3 на основании соответствующих договоров купли-продажи. Квартиры №. .. в доме. .., квартиры №. .. в доме. .. указанного времени принадлежат ФИО2, квартира. .. в доме. .., квартиры. .. в доме. .. – ФИО3
Остальные квартиры в указанных домах (...) принадлежат ФИО5
При приобретении каждой из квартир в указанных домах ответчики приняли на себя охранные обязательства в отношении памятников истории и культуры – жилых домов 1927 года, по которым обязались принимать меры к обеспечению сохранности памятника в соответствии с рекомендациями государственного органа по охране памятников, производить реставрацию памятника только при наличии специального разрешения, уведомлять о предполагаемом отчуждении, о повреждении и гибели памятника.
Используя памятники, собственники обязались иметь противопожарное оборудование, содержать территорию памятника в благоустроенном состоянии, своевременно производить текущий ремонт, допускать представителей органа контроля содержания памятников.
Из актов технического состояния памятников истории и культуры и определения плана работ по ним, являющихся приложениями к охранным обязательствам и подписанным сторонами, следует, что техническое состояние памятников и состояние их архитектурно-конструктивных элементов неудовлетворительное, в 2007 году отремонтирована кровля, есть утраты декоративных элементов, реставрационные работы не проводились. Сторонами запланировано, что в целях сохранения памятников и создания нормальных условий для их использования собственники квартир в домах обязаны в период 2008-2011 года провести поддерживающий ремонт занимаемых помещений. Согласно особым условиям здания памятников может быть использовано под жильё.
13 декабря 2009 года на памятник истории и культуры – жилой дом 1927 года, расположенный по адресу: Омск, улица. .. был составлен паспорт, из которого следует, что дом с момента построения использовался как жилой, с лета 2009 года не используется. Согласно описанию памятника – это отдельно стоящее рубленное здание, находящееся в квартале жилой застройки центральной части города, с западной стороны от него расположен аналогичный деревянный жилой дом (улица. ..). Предметом охраны являются местоположение и основные габариты здания, пропорции основных конструктивных элементов здания, стены, композиция и декоративное оформление главного и бокового (восточного) фасадов сруба. Границы охранной зоны и зоны регулирования застройки не определены.
Аналогичный паспорт был составлен на памятник истории и культуры – жилой дом 1927 года, расположенный по адресу: Омск, улица. ..
В январе 2010 года Министерством культуры Омской области было согласовано, ответчиками утверждено плановое задание на разработку научно-проектной документации для реставрации (ремонта) памятников истории и культуры – указанных выше жилых домов, составляющих ансамбль деревянного зодчества. В плановом задании отражено, что домам требуется обследование и усиление несущих конструкций, ремонтно-реставрационные работы: крыши, кровли, фасадов, столярных изделий, конструкций лестничных тамбуров, маршей и ограждений, инженерных коммуникаций, благоустройство территории. В соответствии с указанным отражено основное содержание реставрации, документы, необходимые к предъявлению Министерству культуры Омской области, в числе которых отчёт обследования несущих и ограждающих конструкций домов, обмерные чертежи, проекты поэтажных планировок домов, реставрации фасадов домов. Указано, что проектной организации необходимо получить разрешение на изучение памятника, подрядчику – на производство работ.
На основании указанного планового задания собственники дома в январе-феврале 2010 года обратились к истцу за получением разрешения на проектирование объекта недвижимости – многоквартирный жилой дом на земельном участке, на котором расположены поименованные выше объекты культурного наследия, и просьбой рассмотреть и согласовать его эскизный проект, представили выписку из протокола Архитектурно-градостроительного Совета города Омска.
Истец в марте 2010 года направил собственникам домов письма, указав, что здания находятся в аварийном и бесхозном состоянии, потребовав обеспечить консервацию квартир, исключить доступ к ним посторонних лиц. Кроме того, разъяснив, что приспособление домов для современного использование не противоречит законодательству, возможность нового строительства будет рассмотрена в рамках творческого конкурса.
26 апреля 2010 года истец направил ответчикам письма, проинформировав об осведомлённости о пожаре, произошедшем накануне и причинившим значительный ущерб зданию жилого дома №. .. по улице. .. города Омска, предложил им оперативно представить заключение противопожарных служб о причинах возгорания и в срок до 05 мая 2010 года – план мероприятий по консервации и восстановлению здания, незамедлительно организовать охрану зданий.
01 мая 2010 года ФИО3 заключил с ООО «ЧОП «Х» договор круглосуточной охраны поименованных зданий.
Ответчики 06 мая 2010 года, учитывая необходимость скорейшего восстановления повреждённого памятника и в целях дальнейших работ по проектированию многоквартирного жилого дома, направили истцу эскизный проект для согласования эскиза-идеи.
Истец отказал в её согласовании, поскольку она предполагает встраивание существующих зданий памятников в новый объём, что повлечёт за собой частичную утрату их фасадов и искажение их внешнего восприятия.
Из письма ответчиков от 29 июля 2010 года следует, что ранее, в августе 2009 года, они обращались к истцу за согласованием перемещения указанных выше памятников культуры и истории, поскольку эскиз-идея согласована не была, просили истца ходатайствовать перед соответствующим Федеральным органом государственной власти о перемещении памятников на новое место, что «в сложившейся ситуации будет реальным решением, которое обеспечит сохранность данных памятников».
Министерство культуры Омской области уведомило ответчиков, что решение данного вопроса не входит в его компетенцию, но перемещение объектов представляется ему возможным, выразило готовность оказать содействие в подготовке пакета документов.
Из дальнейшей переписки сторон следует, что они пришли к согласию о наиболее приемлемом месте для перемещения объектов культурного наследия, где уже находятся несколько памятников регионального значения.
В январе 2011 года истец уведомил ответчиков, что экспертный совет рекомендовал ему воздержаться от согласования перемещения объектов культурного наследия.
Из письма истца от 20 мая 2011 года следует, что ответчики вновь обратились к нему за согласованием той же эскиза-идеи, на что он сообщил, что в её согласовании уже было отказано и уведомил о существовании государственной историко-культурной экспертизы.
Из актов проверки 25 июля 2011 года технического состояния объектов культурного наследия, расположенных по указанным выше адресам, следует, что здания находятся в неудовлетворительном состоянии, долгое время не эксплуатируются, помещения находятся в аварийном и захламлённом состоянии, отсутствует остекление значительной части окон, в здании жилого дома №. .. по улице. .. города Омска при пожаре выгорела лестничная клетка, часть помещений второго этажа, крыша, стропила, частично перекрытие второго этажа. После пожара собственниками выполнены частичная консервация квартир и работы по исключению доступа посторонних лиц.
В августе 2011 года к истцу обратилось ООО «У» с просьбой предоставить полный перечень требований к проекту строительства многоквартирного дома, определить границы охранной зоны объектов культурного наследия, предмет охраны, при приспособлении зданий определить возможность планировочных изменений, возможность изменения внутренних конструкций зданий, определить методику проведения реставрации.
В сентябре 2011 года истец уведомил данное общество, что охранные зоны будут определены в 2012 году, относительно предмета охраны процитировал положения из паспортов поименованных объектов культурного наследия, относительно иных требований сослался на Федеральный закон и выданное ответчикам плановое задание.
Согласно представленным фотографиям у одного из зданий отсутствует крыша, частично перекрытие, в части окон обоих зданий отсутствуют стёкла.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются представленными выписками из ЕГРП, договорами купли-продажи, охранными обязательствами, актами технического состояния памятников истории и культуры, фотографиями, паспортом объекта культурного обследования, перепиской сторон и их объяснениями суду.
25 июня 2002 года принят Федеральный закон N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». С его принятием утратил силу за исключением определённых его статей Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
Согласно статье 64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с поименованным законом РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
Категория объектов культурного наследия регионального значения является одной из категорий историко-культурного значения, на которые в соответствии со статьёй 4 поименованного закона подразделяются объекты культурного наследия, и составляет объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации согласно преамбуле к поименованному федеральному закону представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения отнесена статьёй 9.2. федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
На территории Омской области таким органом государственной власти согласно указу Губернатора Омской области от 02 марта 2004 года № 48 является Министерство культуры Омской области.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране, как установлено статьёй 33 поименованного федерального закона, в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия в числе иного включает в себя установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия; согласование землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима; выдачу разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; согласование проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ; выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; контроль за состоянием объектов культурного наследия.
Статьёй 2 федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ определено, что отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьями 1, 99 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель, занятых объектами культурного наследия, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры) относятся к землям историко-культурного назначения, которые используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Зоны охраны объектов культурного наследия составляют иную категорию земель.
Земельный кодекс РФ и указанный выше федеральный закон различают земли указанных категорий.
Зоны охраны объектов культурного наследия не являются территорией данного объекта, а устанавливаются на сопряженной с ним территории (статья 34 поименованного закона).
В соответствии со статьёй 35 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии со статьёй 48 федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» данные объекты независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия определяются поименованным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия с учетом требований данного закона.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Статьями, 51, 52 названного выше федерального закона установлено, что право пользования объектом культурного наследия может возникнуть у физических лиц в результате приобретения права собственности на него.
Данные лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Использование объекта культурного наследия с нарушением поименованного закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.
Объект культурного наследия используется с обязательным обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте; согласованием осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного; обеспечением режима содержания земель историко-культурного назначения; обеспечением доступа к объекту культурного наследия.
Под сохранением объекта культурного наследия согласно статье 40 поименованного закона понимаются ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в числе которых могут быть консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Статьями 41-44 данного закона определены эти работы.
Под консервацией объекта культурного наследия понимаются соответствующие работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.
Под ремонтом памятника - работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Под реставрацией памятника или ансамбля - работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Приспособлением объекта культурного наследия для современного использования являются соответствующие работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Как следует из указанных выше обстоятельств, установленных судом, ответчики приобретали квартиры в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, не в целях их использования под жилые помещения, а для организации строительства многоквартирного жилого дома на территории, которую они занимают. Все меры, которые они предпринимали, получив от истца плановое задание на разработку научно-проектной документации для реставрации (ремонта) объектов культурного наследия, были направлены не на их сохранение, а на проектирование и проведение строительных работ нового объекта строительства.
Все меры, которые им необходимо осуществить для начала ремонтно-реставрационных работ, отражены в плановом задании, выданном в январе 2010 года. Ни один из документов, которые должны были быть получены в результате выполнения планового задания (отчёт, проекты), ответчиками суду не представлен.
Статьями 3, 7 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года установлено, что объектами культурного наследия народов Российской Федерации являются объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
На основании изложенного требования Министерства культуры Омской области о понуждении ФИО2 и ФИО3 осуществить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия: домов №. .. и №. .. по улице. .. города Омска в течение шести месяцев со дня принятия решения суда, подлежат удовлетворению, возражения ответчиков не могут быть приняты в качестве основания для отказа в их удовлетворении.
Относительно права собственности ответчиков на объекты недвижимого имущества. В собственности ответчиков находятся квартиры в домах, являющихся памятниками истории и культуры.
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществления государственного жилищного надзора.
Из указанных выше обстоятельств следует, что к рассматриваемым отношениям Жилищный кодекс РФ не применим. Истцом представлен расчёт долей ответчиков в праве собственности на дома. Суд, проверив, его принимает, поскольку он произведён исходя из размера площади жилых помещений, находящихся в собственности ответчиков.
Доля ФИО2 в праве собственности на дом №. .. по улице. .. города Омска составляет 3/5, на дом №. .. по улице. .. города Омска – 1/5, доля ФИО3 в праве собственности на дом №. .. по улице. .. города Омска – 1/10, на дом №. .. по улице. .. города Омска – ?.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Соответственно, все собственники, включая привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица, обязаны содержать принадлежащие им дома соразмерно приходящейся на них доле.
При неисполнении одним из участников долевой собственности данной обязанности содержание общего имущество может быть произведено другими участниками общей собственности с последующим взысканием с него соответствующей денежной компенсации. Данные отношения в соответствии с Гражданским кодексом РФ регулируются субъектами гражданского права по их усмотрению.
Истец предъявил требования у двум из трёх собственников домов, нап основании изложенного судом определены доли участия ФИО2 и ФИО3 в ремонтно-реставрационных работах домов соразмерно их долям в праве общей собственности на общее имущество домов.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ФИО6 и ФИО3 в доход местного бюджета подлежит взысканию по. .. (... +. ..) рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
ФИО2 и ФИО3 осуществить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов культурного наследия: домов №. .. и №. .. по улице. .. города Омска в течение шести месяцев со дня принятия решения суда;
определить долю участия ФИО2 в ремонтно-реставрационных работах домов соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество домов:
№. .. по улице. .. города Омска в размере 3/5,
№. .. по улице. .. города Омска в размере 1/5;
определить долю участия ФИО3 в ремонтно-реставрационных работах домов соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество домов:
№. .. по улице. .. города Омска в размере 1/10,
№. .. по улице. .. города Омска в размере ?;
взыскать с ФИО2 и ФИО3 в доход местного бюджета по. .. рублей государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2011 года.
Судья