ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 100007-01-2021-000485-43 от 23.09.2021 Лоухского районного суда (Республика Карелия)

УИД № 10RS0007-01-2021-000485-43

Дело № 2-197/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Лоухи 23 сентября 2021 года

Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Васильева Д.В.,

при секретаре Геннадьевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Кестеньгского сельского поселения, администрации Лоухского муниципального района, Главе администрации Кестеньгского сельского поселения ФИО2, заместителю Главы администрации Кестеньгского сельского поселения ФИО3 об обязании направить ходатайство о награждении орденом «Родительская слава», взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

установил:

иск мотивирован следующими обстоятельствами: истец в период супружеской жизни родила и вырастила восьмерых детей. Семья является благополучной, противозаконных нарушений не имеет. В связи с этим истец просит суд обязать ответчиков представить ходатайство и документы в администрацию Лоухского района и в Министерство социальной защиты РК о награждении её семьи орденом «Родительская Слава», взыскать в её пользу материальные затраты за период судебного процесса и компенсацию морального вреда в сумме 1000000 руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске. Дополнительно указала, что моральный вред ей причинен унижением, испытанным в силу отказа направить ходатайство о представлении её к государственной награде. Материальный ущерб складывается из расходов, понесенных ею при подготовке иска, и судебных расходов, связанных с явкой в судебное заседание. Письменно она с требованием инициировать подачу ходатайства о представлении её к ордену «Родительская Слава» не обращалась.

Представитель ответчика администрации Лоухского муниципального района РК ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что истец проживает на территории Кестеньгского сельского поселения, в связи с чем ходатайство о её награждении может быть возбуждено администрацией указанного поселения.

Третье лицо ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО6 поддержал. Указал, что инициатором заявленных требований является он. По поводу ходатайства о представлении его супруги ФИО6 к государственной награде указал, что письменно по данному поводу в органы местного самоуправления он обращался в ХХХХ году. Все остальные обращения носили устный характер. Полагает, что основания для представления истца к государственной награде имеются, в связи с чем у органа местного самоуправления возникло обязательство о возбуждении соответствующего ходатайства. Однако от подачи ходатайства о представлении ФИО6 к ордену «Родительская Слава» органы местного самоуправления уклоняются.

Представители ответчика администрации Кестеньгского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены. В своем отзыве просили рассмотреть дело без их участия, иск не признали, просили суд в его удовлетворении отказать. Указали, что в рассматриваемом случае у семьи истца отсутствуют конкретные заслуги, позволяющие объективно (всесторонне) оценить вклад награждаемого в решение общественных задач, социального, экономического, политического, культурного развития страны, защиты отечества и укрепления его международного авторитета, других достижений ФИО1

Ответчик Глава администрации Кестеньгского сельского поселения ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования не признаёт.

Ответчик заместитель главы администрации Кестеньгского сельского поселения ФИО3 в судебное заседание не явилась, в своем письменном отзыве просила рассмотреть дело в её отсутствие. Иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Представители третьих лиц Совета МО «Кестеньгское сельское поселение» и Министерства социальной защиты РК в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, в своем отзыве указали, что не являются участником возникших правоотношений, поскольку компетенцией принятие решений, влияющих на права истца применительно к заявленным требованиям, не наделены.

Третье лицо ... Лоухского муниципального района Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без участия не явившихся сторон.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд установил:

ФИО1 и ФИО5 являются родителями восьмерых детей: А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, Р., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, Г.,, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, Н., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, Ш., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, Т., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, Ю., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, К., ХХ.ХХ.ХХ года рождения.

В настоящее время дети семьи ФИО7 достигли совершеннолетия, осуществляют трудовую деятельность.

Согласно доводам, изложенным в иске, поскольку семья воспитала восьмерых детей, которые по месту работы и жительства характеризуются положительно, у органа местного самоуправления возникла обязанность инициирования ходатайства о представлении истца ФИО1 к награждению государственной наградой – орденом «Родительская Слава».

Оценивая заявленные доводы, суд приходит к следующему:

В силу п. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. N 1099, государственные награды Российской Федерации (далее - государственные награды) являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.

Согласно п.п. 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 названного Положения решение о награждении государственной наградой принимается Президентом Российской Федерации на основании представления, внесенного Президенту Российской Федерации, и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам. Ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается по месту основной (постоянной) работы лица, представленного к государственной награде: а) коллективами организаций; б) государственными органами или органами местного самоуправления. В случае отсутствия у лица, представляемого к государственной награде, основного (постоянного) места работы, ходатайство о награждении указанного лица может быть возбуждено по месту его общественной деятельности. В случае осуществления лицом индивидуальной трудовой или индивидуальной общественной деятельности ходатайство о награждении данного лица государственной наградой возбуждается соответствующим представительным органом муниципального образования. На основании ходатайства о награждении государственными наградами формируются документы о награждении, которые направляются главе муниципального образования, на территории которого осуществляется работа или общественная деятельность лица, в отношении которого возбуждено ходатайство о награждении государственной наградой. Глава муниципального образования рассматривает документы о награждении и направляет их для дальнейшего рассмотрения высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации рассматривает документы о награждении и по результатам рассмотрения направляет их полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе на согласование. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе рассматривает документы о награждении и в случае согласования возвращает их высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, за исключением документов о награждении граждан, представление которых Президенту Российской Федерации осуществляет полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе. После согласования документов о награждении полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет их в соответствии со своей компетенцией Президенту Российской Федерации либо направляет документы о награждении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти в соответствии с отраслевой принадлежностью лиц, представленных к награде.

Поскольку, в соответствии с указанным нормативным актом, государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации, безусловной обязанности награждения орденом Родительской Славы, а равно возбуждения указанного ходатайство перед Президентом РФ не предусмотрено, как и не предусмотрено право граждан требовать такого награждения.

Суд руководствуется тем, что орган местного самоуправления, на территории которого проживает истец, не находит оснований для инициирования ходатайства о представлении ФИО1 к награждению орденом Родительской Славы, что является его безусловным правом, а не обязанностью.

В данном случае суд не вправе подменять собой компетенцию органа местного самоуправления и принуждать к исполнению обязанностей, о которых заявлено в иске, поскольку в силу ст. ст. 16, 17, 18 Положения о государственных наградах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. N 1099, ходатайство о награждении государственной наградой возбуждается перед Президентом РФ указанными в акте органами и организациями, а не гражданами.

Таким образом, каких-либо нарушений прав истца суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований, в том числе в части взыскания компенсации морального вреда, полагает необходимым отказать.

Основания для взыскания в пользу истца судебных расходов, складывающихся из затрат на подготовку искового заявления и затрат на явку в судебное заседание, при отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к администрации Кестеньгского сельского поселения, администрации Лоухского муниципального района, Главе администрации Кестеньгского сельского поселения ФИО2, заместителю Главы администрации Кестеньгского сельского поселения ФИО3 об обязании направить ходатайство о награждении орденом «Родительская слава», взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: Д.В. Васильев

Решение в окончательной форме принято 27.09.2021.