Петрозаводский городской суд РК Дело № 10RS0011-01-2020-016534-71 (№12-16/2021)
г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33
Р Е Ш Е Н И Е
21 января 2021 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, женатого, имеющего на иждивении троих несовершеннолетних детей, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, являющегося Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. № от 30 ноября 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
ФИО1 обратился с жалобой в суд на указанное выше постановление, согласно которой просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило предписание УФК по РК от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком исполнения до 31 марта 2020 года. Поясняет, что с учетом наличия вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия от 23 декабря 2016 года по делу № о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ№, имеющего по отношению к вынесенному предписанию преюдициальный характер, ДД.ММ.ГГГГ оно было обжаловано Министерством в Арбитражный суд Республики Карелия. Таким образом, к моменту истечения срока исполнения предписания отсутствовали достаточные основания полагать, что оно содержит законные требования. При таких обстоятельствах выполнение представления до вынесения решения суда в части установления его законности являлось неочевидным и преждевременным.
Полагает, что отсутствует общественная опасность совершенного правонарушения, указывая, что Министерство не отказывалось от исполнения предписания при наличии законных оснований, в связи с чем были приняты соответствующие меры незамедлительно после отказа ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Республики Карелия в приостановлении действия предписания, а именно было направлено письмо в Министерство финансов Республики Карелия от 17 июля 2020 года о необходимости возврата средств субсидии. Указанные обстоятельства исключают факт игнорирования требований законодательства в сфере бюджетной системы со стороны Министерства. Учитывая изложенное, имеются основания для применения ст.2.9 КоАП РФ, так как общественная опасность и тяжкие последствия правонарушения отсутствуют, что, в том числе, подтверждается отсутствием действий со стороны органа финансового контроля, направленных на возврат денежных средств в бюджет, с 2017 года, когда были завершены строительные работы на объекте. Помимо этого необходимо учитывать незначительность срока, имевшегося для исполнения предписания, ввиду его (ФИО1) систематического нахождения в командировках (13.02-14.02, 17.03-18.03, 23.03-25.03), в ежегодном отпуске (23.03-25.03), а также ограничений, введенных в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года №8080.
В судебном заседании ФИО1 при участии защитника ЧереповойИ.С., действующей на основании устной доверенности, доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, указав, что в данной ситуации возможно применить положения ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться объявлением устного замечания. Дополнил, что оспариваемым постановлением он повторно привлечен к административной ответственности за неисполнение требования о перечислении суммы субсидии, поскольку первоначально административным органом было составлено представление от 05 декабря 2019 года №06-20-20/11-14870, по факту неисполнения которого заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия вынесено постановление №06-17-29/2020-24 от 10 августа 2020 года. Просил учесть, что находится в занимаемой должности незначительный период времени, при этом в связи с большим объемом работы отсутствовала объективная возможность разобраться в ситуации, однако меры по исполнения предписания были предприняты незамедлительно после вынесения судебного решения.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Карелия ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению. Поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам дела, отметив, что решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу №А26-6893/2016 не имеет преюдициального значения применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, поскольку относится к иному предмету спора. Законных оснований для невыполнения предписания в установленный срок у Министерства не было, более того, законность предписания подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16 ноября 2020 года по делу №А26-3015/2020. Пояснила, что реальных действий, направленных на исполнение предписания, привлекаемым лицом предпринято не было, при этом обращение в Министерство финансов РК последовало только 17 июля 2020 года спустя 3,5 месяца со дня истечения срока выполнения предписания, а к исполнению предписания Министерство приступило лишь 31 августа 2020 года. Учитывая характер содержащегося в предписании требования, его выполнение не требовало значительных временных затрат, таким образом, нахождение ФИО1 в кратковременных командировках, ежегодном отпуске не препятствовало выполнению предписания в установленный срок. Кроме того, полагала несостоятельным довод об ограничениях, введенных в связи с распространением коронавирусной инфекции, так как работа органов исполнительной власти не приостанавливалась, а ограничения введены в конце срока исполнения предписания, в связи с чем, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Заслушав заявителя, защитника, представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, обозрев материалы дела №12-895/2020-7, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с п.3 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого административного правонарушения) под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Установлено, что в период с 09 августа 2019 года по 03 октября 2019 года на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 08 августа 2019 года №226 в отношении Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия проведена плановая выездная проверка использования субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность за 2015-2018 годы (идентификатор контрольного мероприятия – 2019 ПВ.000.2018-0600.031).
Согласно акту от 03 октября 2019 года в ходе указанной выше проверки был выявлен факт несоблюдения объектом контроля бюджетного законодательства, в связи с чем в адрес последнего направлено представление от 05 декабря 2019 года №06-20-20/11-14870, содержащее требование в срок до 29 января 2020 года устранить бюджетное нарушение путем перечисления в доход федерального бюджета не использованного остатка субсидии в размере 14399157 руб. и принять меры по устранению его причин и условий, что в установленный срок исполнено не было.
В связи с неустранением в установленный в представлении срок бюджетного нарушения, с учетом наличия возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате данного бюджетного нарушения, Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия в адрес Министерства направлено предписание от 05 февраля 2020 года №06-20-23/11-1217, полученное последним 06 февраля 2020 года.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 27 октября 2020 года и оспариваемого постановления от 30 ноября 2020 года, основанием привлечения ФИО1, являвшегося Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, к административной ответственности послужило несоблюдение п.3 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ, невыполнение им в установленный срок - до 31 марта 2020 года - требований законного предписания Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 05 февраля 2020 года №06-20-23/11-1217, а именно: принять меры по возмещению причиненного Российской Федерации ущерба путем возврата в федеральный бюджет неиспользованного остатка средств субсидии в размере 14399157 руб. 00 коп. в срок до 31 марта 2020 года. О результатах исполнения предписания надлежало проинформировать Управление Федерального казначейства по Республике Карелия в срок до 03 апреля 2020 года.
Вопрос о законности и исполнимости предписания, невыполнение требований которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела, если оно не было предметом проверки в ином судебном порядке.
27 апреля 2020 года Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия о признании незаконным предписания №06-20-23/11-1217 от 05 февраля 2020 года. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16 ноября 2020 года по делу №А26-3015/2020 отказано в удовлетворении требования Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании незаконным выданного Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия предписания №06-20-23/11-1217 от 05 февраля 2020 года.
Во исполнение предписания №06-20-23/11-1217 от 05 февраля 2020 года платежным поручением №437058 от 07 сентября 2020 года Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия осуществило возврат средств субсидии в сумме 14399157 руб. Министерству культуры Российской Федерации.
Вывод о доказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении от 27 октября 2020 года, который отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; приказа о назначении плановой выездной проверки в Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия №226 от 08 августа 2019 года; акта выездной проверки от 03 октября 2019 года; представления №06-20-20/11-14870 от 05 декабря 2019 года; предписания №06-20-23/11-1217 от 05 февраля 2020 года; заявки на возврат №17 от 31 августа 2020 года; выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета №0406201830 за 07 сентября 2020 года; платежного поручения №437058 от 07 сентября 2020 года; копии решения Арбитражного суда Республики Карелия от 11 июня 2020 года по делу №А26-530/2020; копии постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2020 года по делу №А26-530/2020, Указов Главы Республики Карелия №2 от 09 января 2020 года и №18 от 11 марта 2020 года, других материалов дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушений, а также должностное лицо, его совершившее.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 3 статьи 54 Конституции Республики Карелия предусмотрено, что Правительство Республики Карелия обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции и законов Республики Карелия, указов и распоряжений Главы Республики Карелия.
В соответствии с ч.4 ст.11 Закона Республики Карелия от 05 февраля 2013 года №1679-ЗРК «О Правительстве Республики Карелия» органы исполнительной власти подчиняются Правительству Республики Карелия и ответственны перед ним за выполнение установленных функций. Руководители органов исполнительной власти несут персональную ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства от 09 июля 2013 года №216-П (далее – Положение), Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере строительства, градостроительной деятельности, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности на территории Республики Карелия и промышленности строительных материалов.
Согласно подпунктам 11, 57, 80 пункта 10 Положения Министерство разрабатывает и реализует в установленном порядке программы и проекты в установленных сферах деятельности; осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия; выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Карелия, поручениями Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия.
На основании пп.1 п.13 Положения Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Министерство функций.
В соответствии с указом Главы Республики Карелия №2 от 09 января 2020 года с 10 января 2020 года ФИО1 назначен исполняющим обязанности члена Правительства Республики Карелия – Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Согласно указу Главы Республики Карелия №18 от 11 марта 2020 года с 11 марта 2020 года ФИО1 назначен членом Правительства Республики Карелия – Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Таким образом, применительно к положениям ст.2.4 КоАП РФ Р.В.ВБ. является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего бюджетные правоотношения.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности сомнений не вызывает.
Доводы автора жалобы о несогласии с оспариваемым постановлением учтены быть не могут, поскольку сами по себе не свидетельствуют о порочности существа обжалуемого акта, опровергаются имеющимися по делу доказательствами о совершении ФИО1 вменяемого административного правонарушения, расцениваются как способ защиты и попытка ухода от ответственности.
Факт устранения нарушений Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия после их выявления административным органом о невиновности должностного лица в совершении правонарушения не свидетельствует и основанием к отмене вынесенного по делу постановления не является.
При этом судом учитывается, что заявителем не представлено каких-либо доказательств объективной невозможности своевременного исполнения оспариваемого предписания.
Обжалование предписания в Арбитражном суде Республики Карелия не расценивается как принятие заявителем достаточных и необходимых мер к исполнению предписания, не освобождает последнего от обязанности исполнить требования предписания в установленный срок.
Доводы жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по существу повторяют позицию защиты при рассмотрении дела об административном правонарушении, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, являвшимися предметом исследования и оценки должностного лица административного органа, с выводами которого оснований не соглашаться у суда не имеется.
Утверждение ФИО1 о невозможности устранения выявленных нарушений в установленный в предписании срок ввиду его недостаточности, не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку законность предписания в части срока его исполнения Министерством не оспаривалась, с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения предписания Министерство не обращалось.
Позиция стороны защиты о том, что ФИО1 дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение, является несостоятельной.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-20-26/2020-32 от 10 августа 2020 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок - до 29 января 2020 года законного представления от 05 декабря 2019 года №06-20-20/11-14870. В рамках настоящего дела ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок - до 31 марта 2020 года законного предписания от 05 февраля 2020 года №06-20-23/11-1217, таким образом, указанное обстоятельство не свидетельствует о повторности привлечения к административной ответственности, нарушения требований п.5 ст.4.1 КоАП РФ в данном случае не усматривается, поскольку должностное лицо привлечено к административной ответственности за разные правонарушения.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 декабря 2016 года по делу №А26-6893/2016 и его преюдициальное значение применительно к настоящему делу судом не принимается, так как обстоятельства, установленные данным решением, имели отношение к законности иного предписания, в рамках указанного дела вопрос о законности спорного предписания не рассматривался.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно позиции, указанной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вопреки доводам стороны защиты оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности, в том числе по ст.2.9 КоАП РФ, не установлено с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, а также принимая во внимание, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в минимальном размере, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено.
Принимая во внимание изложенное, полагаю постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-17-29/2020-27 от 30 ноября 2020 года законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам, указанным заявителем в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-17-29/2020-27 от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ФИО1 оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (<...>) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: <...>).
Судья О.В. Кайгородова