ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 100011-01-2020-016534-71 от 21.01.2021 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Петрозаводский городской суд РК Дело № 10RS0011-01-2020-016534-71 (№12-16/2021)

г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33

Р Е Ш Е Н И Е

21 января 2021 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, женатого, имеющего на иждивении троих несовершеннолетних детей, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, являющегося Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. от 30 ноября 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

ФИО1 обратился с жалобой в суд на указанное выше постановление, согласно которой просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило предписание УФК по РК от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до 31 марта 2020 года. Поясняет, что с учетом наличия вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия от 23 декабря 2016 года по делу о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего по отношению к вынесенному предписанию преюдициальный характер, ДД.ММ.ГГГГ оно было обжаловано Министерством в Арбитражный суд Республики Карелия. Таким образом, к моменту истечения срока исполнения предписания отсутствовали достаточные основания полагать, что оно содержит законные требования. При таких обстоятельствах выполнение представления до вынесения решения суда в части установления его законности являлось неочевидным и преждевременным.

Полагает, что отсутствует общественная опасность совершенного правонарушения, указывая, что Министерство не отказывалось от исполнения предписания при наличии законных оснований, в связи с чем были приняты соответствующие меры незамедлительно после отказа ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Республики Карелия в приостановлении действия предписания, а именно было направлено письмо в Министерство финансов Республики Карелия от 17 июля 2020 года о необходимости возврата средств субсидии. Указанные обстоятельства исключают факт игнорирования требований законодательства в сфере бюджетной системы со стороны Министерства. Учитывая изложенное, имеются основания для применения ст.2.9 КоАП РФ, так как общественная опасность и тяжкие последствия правонарушения отсутствуют, что, в том числе, подтверждается отсутствием действий со стороны органа финансового контроля, направленных на возврат денежных средств в бюджет, с 2017 года, когда были завершены строительные работы на объекте. Помимо этого необходимо учитывать незначительность срока, имевшегося для исполнения предписания, ввиду его (ФИО1) систематического нахождения в командировках (13.02-14.02, 17.03-18.03, 23.03-25.03), в ежегодном отпуске (23.03-25.03), а также ограничений, введенных в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года №8080.

В судебном заседании ФИО1 при участии защитника ЧереповойИ.С., действующей на основании устной доверенности, доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить, указав, что в данной ситуации возможно применить положения ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться объявлением устного замечания. Дополнил, что оспариваемым постановлением он повторно привлечен к административной ответственности за неисполнение требования о перечислении суммы субсидии, поскольку первоначально административным органом было составлено представление от 05 декабря 2019 года №06-20-20/11-14870, по факту неисполнения которого заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия вынесено постановление №06-17-29/2020-24 от 10 августа 2020 года. Просил учесть, что находится в занимаемой должности незначительный период времени, при этом в связи с большим объемом работы отсутствовала объективная возможность разобраться в ситуации, однако меры по исполнения предписания были предприняты незамедлительно после вынесения судебного решения.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Карелия ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению. Поддержала письменные возражения, приобщенные к материалам дела, отметив, что решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу №А26-6893/2016 не имеет преюдициального значения применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, поскольку относится к иному предмету спора. Законных оснований для невыполнения предписания в установленный срок у Министерства не было, более того, законность предписания подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16 ноября 2020 года по делу №А26-3015/2020. Пояснила, что реальных действий, направленных на исполнение предписания, привлекаемым лицом предпринято не было, при этом обращение в Министерство финансов РК последовало только 17 июля 2020 года спустя 3,5 месяца со дня истечения срока выполнения предписания, а к исполнению предписания Министерство приступило лишь 31 августа 2020 года. Учитывая характер содержащегося в предписании требования, его выполнение не требовало значительных временных затрат, таким образом, нахождение ФИО1 в кратковременных командировках, ежегодном отпуске не препятствовало выполнению предписания в установленный срок. Кроме того, полагала несостоятельным довод об ограничениях, введенных в связи с распространением коронавирусной инфекции, так как работа органов исполнительной власти не приостанавливалась, а ограничения введены в конце срока исполнения предписания, в связи с чем, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Заслушав заявителя, защитника, представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, обозрев материалы дела №12-895/2020-7, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.

Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с п.3 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого административного правонарушения) под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Установлено, что в период с 09 августа 2019 года по 03 октября 2019 года на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 08 августа 2019 года №226 в отношении Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия проведена плановая выездная проверка использования субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность за 2015-2018 годы (идентификатор контрольного мероприятия – 2019 ПВ.000.2018-0600.031).

Согласно акту от 03 октября 2019 года в ходе указанной выше проверки был выявлен факт несоблюдения объектом контроля бюджетного законодательства, в связи с чем в адрес последнего направлено представление от 05 декабря 2019 года №06-20-20/11-14870, содержащее требование в срок до 29 января 2020 года устранить бюджетное нарушение путем перечисления в доход федерального бюджета не использованного остатка субсидии в размере 14399157 руб. и принять меры по устранению его причин и условий, что в установленный срок исполнено не было.

В связи с неустранением в установленный в представлении срок бюджетного нарушения, с учетом наличия возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате данного бюджетного нарушения, Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия в адрес Министерства направлено предписание от 05 февраля 2020 года №06-20-23/11-1217, полученное последним 06 февраля 2020 года.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 27 октября 2020 года и оспариваемого постановления от 30 ноября 2020 года, основанием привлечения ФИО1, являвшегося Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, к административной ответственности послужило несоблюдение п.3 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ, невыполнение им в установленный срок - до 31 марта 2020 года - требований законного предписания Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 05 февраля 2020 года №06-20-23/11-1217, а именно: принять меры по возмещению причиненного Российской Федерации ущерба путем возврата в федеральный бюджет неиспользованного остатка средств субсидии в размере 14399157 руб. 00 коп. в срок до 31 марта 2020 года. О результатах исполнения предписания надлежало проинформировать Управление Федерального казначейства по Республике Карелия в срок до 03 апреля 2020 года.

Вопрос о законности и исполнимости предписания, невыполнение требований которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела, если оно не было предметом проверки в ином судебном порядке.

27 апреля 2020 года Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия о признании незаконным предписания №06-20-23/11-1217 от 05 февраля 2020 года. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16 ноября 2020 года по делу №А26-3015/2020 отказано в удовлетворении требования Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании незаконным выданного Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия предписания №06-20-23/11-1217 от 05 февраля 2020 года.

Во исполнение предписания №06-20-23/11-1217 от 05 февраля 2020 года платежным поручением №437058 от 07 сентября 2020 года Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия осуществило возврат средств субсидии в сумме 14399157 руб. Министерству культуры Российской Федерации.

Вывод о доказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения сделан на основании протокола об административном правонарушении от 27 октября 2020 года, который отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; приказа о назначении плановой выездной проверки в Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия №226 от 08 августа 2019 года; акта выездной проверки от 03 октября 2019 года; представления №06-20-20/11-14870 от 05 декабря 2019 года; предписания №06-20-23/11-1217 от 05 февраля 2020 года; заявки на возврат №17 от 31 августа 2020 года; выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета №0406201830 за 07 сентября 2020 года; платежного поручения №437058 от 07 сентября 2020 года; копии решения Арбитражного суда Республики Карелия от 11 июня 2020 года по делу №А26-530/2020; копии постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2020 года по делу №А26-530/2020, Указов Главы Республики Карелия №2 от 09 января 2020 года и №18 от 11 марта 2020 года, других материалов дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушений, а также должностное лицо, его совершившее.

Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 3 статьи 54 Конституции Республики Карелия предусмотрено, что Правительство Республики Карелия обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции и законов Республики Карелия, указов и распоряжений Главы Республики Карелия.

В соответствии с ч.4 ст.11 Закона Республики Карелия от 05 февраля 2013 года №1679-ЗРК «О Правительстве Республики Карелия» органы исполнительной власти подчиняются Правительству Республики Карелия и ответственны перед ним за выполнение установленных функций. Руководители органов исполнительной власти несут персональную ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства от 09 июля 2013 года №216-П (далее – Положение), Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере строительства, градостроительной деятельности, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности на территории Республики Карелия и промышленности строительных материалов.

Согласно подпунктам 11, 57, 80 пункта 10 Положения Министерство разрабатывает и реализует в установленном порядке программы и проекты в установленных сферах деятельности; осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия; выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Карелия, поручениями Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия.

На основании пп.1 п.13 Положения Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Министерство функций.

В соответствии с указом Главы Республики Карелия №2 от 09 января 2020 года с 10 января 2020 года ФИО1 назначен исполняющим обязанности члена Правительства Республики Карелия – Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Согласно указу Главы Республики Карелия №18 от 11 марта 2020 года с 11 марта 2020 года ФИО1 назначен членом Правительства Республики Карелия – Министром строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Таким образом, применительно к положениям ст.2.4 КоАП РФ Р.В.ВБ. является должностным лицом, которое несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего бюджетные правоотношения.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности сомнений не вызывает.

Доводы автора жалобы о несогласии с оспариваемым постановлением учтены быть не могут, поскольку сами по себе не свидетельствуют о порочности существа обжалуемого акта, опровергаются имеющимися по делу доказательствами о совершении ФИО1 вменяемого административного правонарушения, расцениваются как способ защиты и попытка ухода от ответственности.

Факт устранения нарушений Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия после их выявления административным органом о невиновности должностного лица в совершении правонарушения не свидетельствует и основанием к отмене вынесенного по делу постановления не является.

При этом судом учитывается, что заявителем не представлено каких-либо доказательств объективной невозможности своевременного исполнения оспариваемого предписания.

Обжалование предписания в Арбитражном суде Республики Карелия не расценивается как принятие заявителем достаточных и необходимых мер к исполнению предписания, не освобождает последнего от обязанности исполнить требования предписания в установленный срок.

Доводы жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по существу повторяют позицию защиты при рассмотрении дела об административном правонарушении, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, являвшимися предметом исследования и оценки должностного лица административного органа, с выводами которого оснований не соглашаться у суда не имеется.

Утверждение ФИО1 о невозможности устранения выявленных нарушений в установленный в предписании срок ввиду его недостаточности, не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку законность предписания в части срока его исполнения Министерством не оспаривалась, с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения предписания Министерство не обращалось.

Позиция стороны защиты о том, что ФИО1 дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение, является несостоятельной.

Как следует из материалов дела, постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-20-26/2020-32 от 10 августа 2020 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок - до 29 января 2020 года законного представления от 05 декабря 2019 года №06-20-20/11-14870. В рамках настоящего дела ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок - до 31 марта 2020 года законного предписания от 05 февраля 2020 года №06-20-23/11-1217, таким образом, указанное обстоятельство не свидетельствует о повторности привлечения к административной ответственности, нарушения требований п.5 ст.4.1 КоАП РФ в данном случае не усматривается, поскольку должностное лицо привлечено к административной ответственности за разные правонарушения.

Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 декабря 2016 года по делу №А26-6893/2016 и его преюдициальное значение применительно к настоящему делу судом не принимается, так как обстоятельства, установленные данным решением, имели отношение к законности иного предписания, в рамках указанного дела вопрос о законности спорного предписания не рассматривался.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно позиции, указанной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вопреки доводам стороны защиты оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности, в том числе по ст.2.9 КоАП РФ, не установлено с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, а также принимая во внимание, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в минимальном размере, является справедливым и соразмерным содеянному.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено.

Принимая во внимание изложенное, полагаю постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-17-29/2020-27 от 30 ноября 2020 года законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам, указанным заявителем в жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. №06-17-29/2020-27 от 30 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ФИО1 оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (<...>) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: <...>).

Судья О.В. Кайгородова