ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 100011-01-2022-006783-62 от 21.07.2022 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 10RS0011-01-2022-006783-62 (2а-3959/2022)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2022 года город Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Процеровой Натальи Ивановны о взыскании обязательных платежей,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик не уплатила в установленный законом срок налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2016-2017 годы, в связи с чем образовалась задолженность. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 83 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 4,40 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 183 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 9,69 рублей, по земельному налогу за 2017 год в сумме 61 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 3,24 рублей.

Определением от 12.05.2022 судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, материалы дела по судебному приказу №СП2а-1242/2020-3, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Решением Петрозаводского городского Совета от 24.11.2016 N 28/02-28 "О внесении изменений в Решение Петрозаводского городского Совета от 18 ноября 2014 г. N 27/29-457 "Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа налога на имущество физических лиц" установлены ставки налога на имущество физических лиц.

Из материалов дела следует, что административный ответчик в 2016-2017 годах являлась собственником 1/3 доли в паве собственности на квартиру в <адрес>.

В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

На территории муниципального образования города Петрозаводска земельный налог введен с 01 января 2006 года решением Петрозаводского городского Совета от 10.11.2005 № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования города Петрозаводска земельного налога», указанным решением определены налоговые ставки.

В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

По сведениям регистрирующих органов, представленных в налоговые органы административный ответчик в 2017 году являлся собственником земельных участков в <адрес>

В адрес административного ответчика налоговым органом было направлено налоговое уведомление №50026159 от 24.06.2018 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016-2017 годы, и земельного налога за 2017 год в срок до 03.12.2018.

В установленный законом срок административный ответчик налоги не уплатил.

В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей у налогового органа имелись основания для начисления пени и направления требования.

Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В адрес административного ответчика были направлено требование об уплате обязательных платежей: - №41641 от 28.06.2019 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 266 рублей и пени 14,09 рублей и земельного налога в сумме 61 рублей и пени 3,24 рубля Требования налогового органа административным ответчиком не исполнены. В настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 83 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 4,40 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 183 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 9,69 рублей, по земельному налогу за 2017 год в сумме 61 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 3,24 рублей. Расчет подлежащих взысканию сумм произведен в соответствии с требованиями закона и является правильным. Административный ответчик определение о рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства по адресу регистрации получил, возражений относительно применения упрощенного (письменного) порядка рассмотрения дела и по существу иска не поступило, наличие задолженности не оспаривалось, доказательств отсутствия задолженности не представлено. Из имеющихся в материалах дела по судебному приказу возражений следует, что административный ответчик полагает, что освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц в связи с наличием статуса предпенсионера. В силу положений статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (пункт 10) и физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пункт 10.1).. В силу пункта 6 данной статьи НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что по состоянию на 2016-2017 год административный ответчик не достигла пенсионного возраста (50 лет для Республики Карелия) в рамках действовавшего в указанный период пенсионного законодательства и на 31 декабря 2018 года не соответствовала требованиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, предъявленное налоговым органом к налогоплательщику требование о взыскании налога на имущество физических лиц и земельного налога за оспариваемый период является правомерным.В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.14.10.2021 мировым судьей судебного участка № 3 г. Петрозаводска РК по заявлению должника отменен судебный приказ №СП2а-1242/2020-3 от 22.04.2020 о взыскании с Процеровой Н.И. обязательных платежей. Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 14.04.2022, то есть в установленный законом срок. С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме. В силу положений ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден. Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, судрешил: Административный иск удовлетворить. Взыскать с Процеровой Натальи Ивановны, проживающей по адресу: г. Петрозаводск, ул. Шотмана, д.30, кв.47, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 344,33 рублей, в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 83 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 4,40 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 183 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 9,69 рублей, по земельному налогу за 2017 год в сумме 61 рублей, начисленные на нее пени за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в сумме 3,24 рублей.

Взыскать с Процеровой Натальи Ивановны в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

По ходатайству заинтересованного лица решения может быть отменено, если после его принятия поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.

Судья М.Н. Картавых