ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 100011-01-2022-010070-95 от 19.09.2022 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 10RS0011-01-2022-010070-95 (2а-5175/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

с участием помощника прокурора Ивановой О.Л.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта в части

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером на основании договора купли-продажи земельных участков №2/06 от 28.06.202]. Согласно проекту планировки. территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок», утвержденному Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа №4216 от 13.08.2013 на земельном участке с кадастровым номером указана «территория размещения растений, занесенных в Красную книгу». Участок с кадастровым номером обозначен в Проекте планировки под номером 66, территория размещения краснокнижных растений Обозначена на земельном участке в виде круга. Указанное обозначение, территории размещения краснокнижных растений препятствует административному истцу в осуществлении права собственника земельного участка. Истец просит признать незаконным Проект планировки территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок», утвержденный Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа №4216 от 13.08.2013 в части указания на земельном участке с Кадастровым номером на территорию размещения растений, занесенных в Красную книгу.

Определением суда от 13.07.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Проект Сервис».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, требования поддержала по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва.

Иные лица в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Порядок и пределы рассмотрения дела об оспаривании нормативного правого акта регламентированы частью 8 статьи 213 КАС РФ, в соответствии с которой суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации (статья 71, пункт «в»; статья 72, пункт «к» части 1; статья 76, часть 2) полномочия, гарантировал гражданам возможность защищать свои права путем оспаривания не только решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, но и нормативных правовых актов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 1783-0).

Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17.11.1997 N 17-П и от 31.03.2015 N 6-П).

В п. 2 Постановления от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

ФИО1, являясь, на основании договора купли-продажи земельных участков №2/06 от 28.06.2021, собственником земельного участка с кадастровым номером , оспаривает Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 13.08.2013 N 4216 «Об утверждении документации по планировке территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок», в части указания на земельном участке с кадастровым номером на территорию размещения растений занесенных в красную книгу, следовательно, административный иск подан полномочным лицом.

Учитывая, что Постановлением 13.08.2013 N 4216 утверждена документация по планировке территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок» общей площадью 255404кв.м в границах земельных участков с кадастровыми номерами , представленных для строительства кварталов индивидуальной жилой застройки и комплексного" освоения в целях жилищного строительства в Петрозаводском городском округе, суд признает за административным истцом право на обращение с данным административным иском. Таким образом, проект планировки территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок» затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.

Оспариваемое Постановление от 13.08.2013 N 4216 отвечает всем признакам нормативно-правового акта.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (ч. 4 ст. 43 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статьями 1, 4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлены органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Карелия,- иные государственные органы, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными государственными органами.

Нормативные правовые акты иных государственных органов принимаются в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций, что предусмотрено Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 № 64 «О порядке издания нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам».

В соответствии со ст. 67 Устава петрозаводского городского округа (принят Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 01.03.2006 N RU103010002006001) муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Петрозаводский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты Петрозаводского городского округа вступают в силу со дня их подписания уполномоченным лицом или с даты, указанной в самом муниципальном правовом акте Петрозаводского городского округа.

Официальным опубликованием муниципального правового акта Петрозаводского городского округа или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании или сетевом издании, определяемых решением Петрозаводского городского Совета об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов, если иное не установлено законом (ч.2 ст. 67 Устава Петрозаводского городского округа).

В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (ч.3 ст. 67 Устава Петрозаводского городского округа).

Муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, опубликованные в сетевом издании, дополнительно подлежат опубликованию в периодическом печатном издании, указанном в ч. 2 указанной статьи (ч.3 ст. 67 Устава Петрозаводского городского округа).

Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 N 27/09-135 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, редакция от 25.02.2014) «Об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» установлено, что источниками официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа являются: периодическое печатное средство массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа - "Информационный бюллетень"; периодическое печатное средство массовой информации – газета "Петрозаводские городские страницы".

Информационный бюллетень в электронном виде размещен на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановление от 13.08.2013 N 4216 официально опубликовано в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа – «Информационный бюллетень» № 68 от 19.08.2013, отнесенном п. 2 решения Петрозаводского городского Совета от 27.03.2008 N XXVI/XVII-271 «Об учреждении печатного средства массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» (в ранее действовавшей редакции) к источникам официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа.

Следовательно оспариваемое постановление, как нормативный правовой акт, принято полномочным органом в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликовано в установленном действующем законодательством порядке.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статьи 41 - 45 ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 статьи 41.2 ГрК РФ, в которой установлено, что виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 41.2 ГрК РФ инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, в отношении которой осуществляется подготовка такой документации, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозов их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории; материалов, необходимых для установления границ зон для обоснования проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий (далее - инженерная подготовка), инженерной защите и благоустройству территории, планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков; материалов, необходимых

Градостроительным кодексом РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, основываются, в том числе на принципах требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (п. 7 ст. 2), проекты планировки территорий и проектирование разрабатываются с учетом мероприятий по охране окружающей среды (подп. 11 п. 4 ст. 42).

В силу ч. 4 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям,. установленным ч. 10 ст. 45 ГрК РФ. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территорий главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. На основании ч. 5 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с ГрК РФ органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Судом установлено, что на основании заявления ООО «Инвестиционная компания «Комфортный дом» от 12.10.2011, издано Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 09.11.2011 №4535 «О подготовке документации по планировке территории квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок». Указанное постановление опубликовано в периодическом печатном издании - газете «Петрозаводские городские страницы» от 11.11.2011 №86.

ООО «ПроектСервис» была разработана проектная документация по планировке территории квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок» общей площадью 255 402 кв.м.

Администрацией Петрозаводского городского округа осуществлена проверка проекта планировки территории, по результатам которой установлено, что проект разработан в соответствии с региональными нормативами и в соответствии с требованиями, установленными частью 10 статьи 45 ГрК РФ.

25.06.2013 Администрацией Петрозаводского городского округа издано Распоряжение №208-р о проведении публичных слушаний. Указанное распоряжение опубликовано в печатном издании «Информационный бюллетень» от 01.07.2013 №67. 02.08.2013 по проекту планировки указанной территории согласно пункту 1 статьи 5.1. ГрК РФ проведены общественные слушания, по окончании которых был составлен протокол общественных обсуждений. По результатам голосования «за» проголосовало 353, «против» - нет, «воздержались» - 3. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в печатном издании «Петрозаводские городские страницы» от 09.08.2013 №44.

По результатам общественных слушаний Главой Петрозаводского городского округа принято решение о согласовании документации по планировки территории. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 13.08.2013 № 4216 утверждена документация по планировке территории в составе проекта планировки территории и проектов межевания территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок» общей площадью 255402 кв.м в границах земельных участков с кадастровыми номерами , представленных для строительства кварталов индивидуальной жилой застройки и комплексного освоения в целях жилищного строительства в Петрозаводском городском округе.

Согласно экспертным заключениям: кафедры ботаники и физиологии растений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петрозаводский государственный университет» о ценности участка естественной растительности в районе урочища Сайнаволок и мерах по его сохранению от 06.03.2010, Ботанического сада Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петрозаводский государственный университет» о ценности участка естественной растительности в районе урочища Сайнаволок и мерах по его сохранению от 06.04.2010, Института Леса Федерального государственного бюджетного учреждения Карельский научный центр Российской Академии Наук о ценности участка естественной растительности в районе урочища Сайнаволок и мерах по его сохранению от 07.04.2010 на указанной территории имеются виды, включенные в Красную книгу Карелии и Российской Федерации, рекомендовано придание территории статуса особо охраняемой природной территории - памятника природы или государственного ботанического заказника регионального значения «ФИО4 Наволок» в целях сохранения популяций видов сосудистых растений, мхов, грибов, лишайников и животных.

На основании указанных заключений в проект планировки территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок» от 13.08.2013 в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по сохранению видов растений, занесенных в Красную книгу, также в Проекте межевания территории содержится графическая информация о территории размещения растений, занесенных в красную книгу.

Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 47 ГрК РФ (ред. от 23.07.2013) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Аналогичные требования об обязательности инженерных изысканий содержатся и в действующей редакции ст. 47 ГрК РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития РФ.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утвержден соответствующий перечень видов работ в п. 4.5 которого предусмотрены инженерно-экологические изыскания по изучению растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории.

Таким образом, для включения в Проект планировки территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок» в части спорного земельного участка для указания на нем «территории размещения растений занесенных в красную книгу» должны были быть представлены соответствующие инженерные изыскания, оформляемые в виде технического отчета, чего сделано не было. Несоблюдение этих требований влечет нарушение ст. 47 ГрК РФ, а следовательно говорит о нарушении порядка подготовки проектной документации.

При таких обстоятельствах, при принятии оспариваемого постановления административным ответчиком был нарушен порядок принятия нормативного правового акта, имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Суд полагает необходимым в связи с признанием оспариваемого постановления не действующим в части возложить на административного ответчика обязанность устранить правовой пробел, возникший в связи с вынесением настоящего решения, и принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим.

В соответствии с пунктом 38 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого постановления, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения подлежит опубликованию в течение одного месяца с момента принятия в официальном печатном издании административного ответчика.

Поскольку административный истец при обращении в суд с административным иском уплатил государственную пошлину в сумме 300 руб., постольку указанные издержки подлежат возмещению административному истцу административным ответчиком.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Проект планировки территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе «Сайнаволок», утвержденный Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 4216 от 13.08.2013 года в части указания на земельном участке с кадастровым номером на территорию размещения растений занесенных в красную книгу.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа «Информационный бюллетень».

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу ФИО1 расходы по госпошлине в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 30.09.2022