Дело № 10RS0011-01-2023-003257-83 (2а-4988/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Елисеева А.А.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АТП», Общества с ограниченной ответственностью «АТП 2», Общества с ограниченной ответственностью «АТП 3», Общества с ограниченной ответственностью «АТП №4 Тосноавто», Общества с ограниченной ответственностью «Автосити», Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания» к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 27.12.2022 №4334 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе» в части,
установил:
ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 3», ООО «Автосити», ООО «Транспортная компания», ООО «АТП №4 Тосноавто» 22.03.2023 обратились в суд с административным иском к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании нормативного правового акта, просят признать недействующим Приложение №1 и Приложение №2 к Документу планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 27 декабря 2022 года № 4334 в части:
- планирования изменения маршрута регулярных перевозок по маршруту №2 в первом квартале 2024 года с переходом данного маршрута на регулируемый тариф в первом квартале 2024 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данному маршруту и маршрута № 5 во втором квартале 2023 года с переходом данного маршрута на регулируемый тариф во втором квартале 2023 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данному маршруту, а также планируемой отмены в первом квартале 2024 года маршрута № 8 - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «АТП» на осуществление регулярных перевозок по перечисленным маршрутам в течение срока действия выданных свидетельств;
- планирования изменения маршрута регулярных перевозок по маршруту № 14 во втором квартале 2023 года с переходом данного маршрута на регулируемый тариф во втором квартале 2023 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данному маршруту - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «АТП 2» на осуществление регулярных перевозок по указанному маршруту в течение срока действия выданного свидетельства;
- планирования изменения маршрутов регулярных перевозок по маршрутам № 10 и 19 в первом квартале 2024 года с переходом данных маршрутов на регулируемый тариф в первом квартале 2024 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данным маршрутам - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «АТП 3» на осуществление регулярных перевозок по перечисленным маршрутам в течение срока действия выданных свидетельств;
- планирования изменения маршрутов регулярных перевозок по маршрутам № 17 и № 27 в первом квартале 2024 года с переходом данных маршрутов на регулируемый тариф в первом квартале 2024 года с заключением муниципальных контрактов на осуществление перевозок по данным маршрутам и по маршруту № 29 во втором квартале 2023 года с переходом данного маршрута на регулируемый тариф во втором квартале 2023 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данному маршруту - как нарушающее права Общества с ограниченной ответственностью «АТП № 4 Тосноавто» на осуществление регулярных перевозок по перечисленным маршрутам в течение срока действия выданных свидетельств;
- планирования отмены в первом квартале 2024 года маршрута № 12 - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «Авто Сити» на осуществление регулярных перевозок по указанному маршруту в течение срока действия выданного свидетельства;
- планирования изменения маршрутов регулярных перевозок по маршруту №21 в первом квартале 2024 года с переходом данных маршрутов на регулируемый тариф в первом квартале 2024 года с заключением муниципальных контрактов на осуществление перевозок по данным маршрутам и планируемой отмены маршрута № 22 в третьем квартале 2025 года - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» на осуществление регулярных перевозок по перечисленным маршрутам в течение срока действия выданных свидетельств (с учетом уточнения исковых требований, том 1 л.д. 161).
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу административных истцов государственную пошлину в размере 4500 рублей, по 750 рублей - каждому.
В обоснование требований административными истцами указано на то, что они являются обладателями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок со сроком действия до 11 августа 2026 года и имеют право осуществлять перевозки по муниципальным маршрутам, указанным в Свидетельстве в течение срока действия данного документа. Также ссылаются, на п.3 ст.12 и ст.18 Закона от 13.07.2015 №220-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой, решение об изменении вида регулярных перевозок принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок и вступает в силу по окончании данного срока, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, которым выдано такое свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок.
Полагают, что решение об изменении вида регулярных перевозок в отношении обслуживаемых ими маршрутов не могло вступить ранее окончания срока действия свидетельств. По мнению административных истцов, оспариваемые положения приняты в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и предусматривающих, что изменение вида регулярных перевозок с вида "по нерегулируемым тарифам" на вид "по регулируемым тарифам" допускается только после окончания действия свидетельства, если иной срок не согласован с перевозчиком.
Административными истцами не согласовывались меньшие сроки как в отношении изменения маршрутов № № 29,5,14, 2,10,17,19,21,22,27 так и в отношении изменения вида перевозок по данным маршрутам. Обществом с ограниченной ответственностью «Авто Сити» также не согласовывалась отмена маршрута № 12, а Обществом с ограниченной ответственностью «АТП» - отмена маршрута № 8. В связи с чем, считают, что Постановление № 4334 в части указания на изменение маршрутов № № 29,5,14,2,10,17,19,21,22,27 и на отмену маршрутов № 8,12,2 и 22 не соответствует пункту 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ и нарушает права административных истцов - обладателей свидетельств.
Определением суда от 12.04.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия.
Определением суда от 06.07.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ТрансБалт», уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Гнетова Е.Г.
В судебном заседании представитель административных истцов: ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 4», ООО «Автосити», ООО «АТП 3», ООО «Транспортная компания» Лобаго О.А., действующая на основании доверенностей, требования поддержала по основаниям указанным в иске и дополнениях к иску.
Представитель административного ответчика Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РК Гнетова Е.Г., действующая на основании удостоверения, в судебном заседании считала административный иск подлежащим удовлетворению, по доводам изложенным в отзыве.
Заинтересованное лицо Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о рассмотрении дела, представило письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении дела без участия Министерства.
Заинтересованное лицо ООО «ТрансБалт» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.
Суд, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Порядок и пределы рассмотрения дела об оспаривании нормативного правого акта регламентированы частью 8 статьи 213 КАС РФ, в соответствии с которой суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно Конституции Российской Федерации- Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, федеративное устройство которого основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть 3); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (статья 11, часть 3).
Как указано в Федеральном законе от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж" пункта 1 статьи 1).
Статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункт "к" части 1; статья 76, часть 2) полномочия, гарантировал гражданам возможность защищать свои права путем оспаривания не только решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, но и нормативных правовых актов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 1783-0).
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17.11.1997 N 17-П и от 31.03.2015 N 6-П).
В п. 2 Постановления от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из материалов дела, администрацией Петрозаводского городского округа ООО «АТП» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000061 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №2 «Сулажгора- ул.Кемская».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «АТП» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000062 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №5 «Сулажгора- Птицефабрика».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «АТП» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000063 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №8 «ул.Кемская- Соломенное».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «АТП 2» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000065 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №14 «Древлянка- Тяжбуммаж».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «АТП 3» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000066 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №10 «Университетский городок- ул.Кемская».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «АТП 3» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000067 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №19 «Древлянка-7- Тяжбуммаж».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Автотранспортное предприятие №4 «Тосноавто» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000068 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №17 «Древлянка- ул.Кемская».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Автотранспортное предприятие №4 «Тосноавто» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000069 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №27 «Древлянка-8- Соломенное».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Автотранспортное предприятие №4 «Тосноавто» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000070 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №29 «ул.Кемская-Томицы».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Авто Сити» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000056 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №12 «Древлянка-7- ул.Кемская».
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Транспортная компания» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000059 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №21 «ул.Балтийская» (кольцевой).
Администрацией Петрозаводского городского округа ООО «Транспортная компания» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 10АП №000060 с 12 августа 2021г. по 11 августа 2026г. по маршруту №22 «ул.Балтийская» (кольцевой).
27 декабря 2022 г. администрацией Петрозаводского городского округа издано постановление N 4334 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе" (л.д. 14-23 том 1).
Пунктом 1 названного постановления утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе согласно приложению к настоящему постановлению.
Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации транспортного обслуживания населения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пределах муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
В целях формирования единого рынка муниципальных и межмуниципальных автотранспортных услуг, приведения системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики на территории субъекта Российской Федерации, упорядочения деятельности, связанной с организацией муниципальных и межмуниципальных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, развития транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации, разрабатываются законы и (или) иными нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, для урегулирования отношений по организации регулярных перевозок, не урегулированных нормативными правовыми актами федерального уровня.
В частности, к таким нормативным правовым актам высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в силу Закона N 220-ФЗ отнесена к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления, относится документ планирования регулярных перевозок (пункт 27 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018г. №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Постановление администрации Петрозаводского городского округа от 27.12.2022 года №4334 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе" содержит в себе нормативные положения, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц, то есть отвечает всем признакам нормативного акта.
В пунктах 2.1, 2.2 раздела II Документа планирования (перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок) содержатся сведения по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам и план мероприятий по установлению, изменению и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок (приложение № 1 к документу планирования) и план изменения вида регулярных пассажирских перевозок и график заключения муниципальных контрактов (приложение № 2 к документу планирования), в том числе по маршрутам №№ 2,5,8,10,12,14,17,19,21,22,27,29.
Оспаривая указанные выше положения постановления администрации Петрозаводского городского округа от 27.12.2022 года №4334 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе", административные истцы ссылаются на то, что данным нормативным правовым актом затрагиваются их права и законные интересы, поскольку они осуществляют деятельность по регулярным перевозкам пассажиров на основании свидетельств, выданных администрацией города.
Разрешая вопрос о нарушении прав и законных интересов административных истцов оспариваемым Постановлением, суд учитывает, что согласно пункту 1.2 нормативного правового акта, он принят в целях создание условий, обеспечивающих удовлетворение спроса населения Петрозаводского городского округа на транспортные услуги, организацию транспортного обслуживания населения, соответствующего требованиям безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом, повышение культуры и качества обслуживания, разработан в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Исходя из положений ч. 1 ст. 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского округа.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 04.02.2016 N 27/45-705 "О мерах по реализации Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Петрозаводский городской Совет решением от 07.06.2016 №27/50-788 утвердил «Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок в Петрозаводском городском округе», согласно которого Порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе устанавливает требования к содержанию и порядку утверждения документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе. Документ планирования и изменения в него утверждаются Администрацией Петрозаводского городского округа и размещаются на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со ст. 67 Устава петрозаводского городского Округа (принят Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418) (Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 01.03.2006 N RU103 010002006001) муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Петрозаводский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты Петрозаводского городского округа вступают в силу со дня их подписания уполномоченным лицом или с даты, указанной в самом муниципальном правовом акте Петрозаводского городского округа.
Официальным опубликованием муниципального правового акта Петрозаводского городского округа или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании или сетевом издании, определяемых решением Петрозаводского городского Совета об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов, если иное не установлено законом (ч.2 ст. 67 Устава ПГО).
Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 N 27/09-135 «Об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» установлено, что источниками официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа являются:
1.1 периодическое печатное средство массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа - "Информационный бюллетень";
1.2 периодическое печатное средство массовой информации - газета "Петрозаводские городские страницы" в соответствии с итогами определения исполнителя при осуществлении закупки услуги для обеспечения муниципальных нужд Петрозаводского городского округа на 2023 год.
1.3 официальное сетевое издание органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа". Официальный адрес официального сетевого издания органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.pgo-npa.ru.
Оспариваемое Постановление администрации Петрозаводского городского округа от 27.12.2022 №4334 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе", официально опубликовано в периодическом печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа- "Информационный бюллетень" №190 от 03.02.2023. Информационный бюллетень в электронном виде размещен на официальном сайте администрации Петрозаводского городского округа.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3, части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - свидетельство) является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В силу статьи 19 Закона № 220-ФЗ после получения свидетельства и карты соответствующего маршрута лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки.
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам, а также предусмотрены соответствующие процедуры для получения права на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок:
по регулируемым тарифам – заключение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ;
по нерегулируемым тарифам – выдача свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях (части 2, 3 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Как следует из положений Закона N 220-ФЗ, вопросы установления и изменения вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, находятся в компетенции уполномоченного органа местного самоуправления, установившего муниципальный маршрут регулярных перевозок. Обязательным условием для принятия решения об изменении вида перевозок является включение данного мероприятия в документ планирования регулярных перевозок. Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 1 статьи 17, части 1, 2 статьи 18).
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается с учетом положений данного Федерального закона. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 названного Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 данного Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путем опубликования в одном из официальных источников.
Административные истцы, не оспаривая безусловное право административного ответчика на принятие решения об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, относящиеся к его компетенции, полагают, что указанное решение может вступить в силу только после окончания действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, а не в установленный административным ответчиком срок, который наступил ранее окончания срока действия свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, в связи с чем оспариваемое положение, по мнению административных истцов, противоречит федеральному законодательству Российской Федерации, в частности положениям части 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ, поэтому подлежит признанию недействующим.
Возражая против удовлетворения административных исковых требований, административный ответчик, указал, что в рамках настоящего спора возможность принятия решения об изменении вида регулярных перевозок по установленному маршруту и, как следствие, прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок вытекают из документа планирования регулярных перевозок, предоставляющего возможность принятия такого решения до истечения срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, уведомив об этом решении юридических лиц осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Администрацией, письмами от 06.07.2022 №№1467/3.1-1.2-08/УДХ, 1468/3.1-1.2-08/УДХ, 1466/3.1- 1.2-08/УДХ, 1461/3.1-1.2-08/УДХ, 1460/3.1-1.2-08/УДХ, 1462/3.1-1.2-08/УДХ в ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 3», ООО «АТП 4 Тосноавто», ООО «Автосити», ООО «Транспортная компания» были направлены уведомления о разработке проекта документа планирования и об изменении вида регулярных перевозок на регулярные перевозки по регулируемым тарифам.
На момент рассмотрения дела, решение об изменении вида регулярных перевозок на регулярные перевозки по регулируемым тарифам приняты по трем муниципальным маршрутам №№5,14,29.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения, предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 данного федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 названного федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Пунктом 8 части 1 статьи 26 приведенного федерального закона установлено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения о виде регулярных перевозок.
Видами регулярных перевозок являются регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 статьи 3).
Следовательно, изменение вида регулярных перевозок является изменением маршрута регулярных перевозок.
Федеральный законодатель, разрешая вопрос о возможности изменения межмуниципального маршрута регулярных перевозок до истечения заключенного перевозчиком контракта на их осуществление, в части 3 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ указал, что такие изменения вступают в силу по окончании срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, если меньшие сроки не согласованы с заинтересованными субъектами предпринимательской деятельности.
При этом статьей 18 Федерального закона N 220-ФЗ, имеющей специальный характер по отношению к части 3 статьи 12 названного федерального закона, предусмотрено правовое регулирование на случай изменения одного из параметров маршрута регулярных перевозок - вида регулярных перевозок.
Так, согласно названной статье изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок (часть 1);
Частью 1.1 предусмотрено, что решение об изменении вида регулярных перевозок принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, и вступает в силу по окончании данного срока, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано такое свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 2); сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3).
Таким образом, решение об изменении вида регулярных перевозок принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок и вступает в силу по окончании данного срока, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом.
Принимая во внимание, что оспариваемые положения нормативно правового акта вступили в силу ранее срока окончания свидетельств административных истцов об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, меньшие сроки не согласовывались с административными истцами, следовательно, административный ответчик вышеприведенные условия не выполнил.
Кроме того, разрешая вопрос о праве уполномоченного органа на внесение изменений в документ планирования регулярных перевозок в части вида тарифов перевозок по отдельным маршрутам и определения времени вступления их силу, следует учитывать следующее.
Согласно пункту 27 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с названным федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
При этом, как правило, указанный документ планирования разрабатывается на средне- и долгосрочную перспективы на основе утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительными органами муниципального образования документов транспортного, территориального, социально экономического планирования, в том числе программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года и другие). При этом указанный принцип вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования.
Осуществляя выбор средств и способов правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, законодатель должен учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного, так и социальные, экономические и иные факторы, определяющие объективные пределы его полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года N 19-П "По делу о проверке конституционности статьи 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Горизонт"). Хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти (постановление от 2 июля 2013 года N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина").
Законодатель, исходя из общего принципа действия закона на будущее время, должен учитывать специфику регулируемых правом общественных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 20 ноября 2008 года N 745-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О, от 29 мая 2018 года N 1152-О).
Такой подход направлен на обеспечение условий для предоставления населению бесперебойных услуг в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих подобные перевозки, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 января 2015 года N 225-О.
Иное означало бы несоразмерное ограничение свободы предпринимательской деятельности перевозчиков, отсутствие сохранения разумной стабильности правового регулирования в сфере регулярных перевозок пассажирским транспортом.
Доводы административного ответчика о возможности участия в конкурсе по выбору перевозчика не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административных истцов принятым нормативным правовым актом в части определения срока вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, поскольку не гарантирует другие условия хозяйствования.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах, при принятии оспариваемого постановления административным ответчиком был нарушен порядок принятия нормативного правового акта, имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 38 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемого постановления, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения подлежит опубликованию в течение одного месяца с момента принятия в официальном печатном издании административного ответчика.
Поскольку административные истцы при обращении в суд с административным иском уплатили государственную пошлину в сумме 4500 руб., указанные издержки подлежат возмещению административным истцам административным ответчиком.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу признать недействующим Приложение №1 и Приложение №2 к Документу планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в Петрозаводском городском округе, утвержденного постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 27 декабря 2022 года № 4334 в части:
- планирования изменения маршрута регулярных перевозок по маршруту №2 в первом квартале 2024 года с переходом данного маршрута на регулируемый тариф в первом квартале 2024 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данному маршруту и маршрута № 5 во втором квартале 2023 года с переходом данного маршрута на регулируемый тариф во втором квартале 2023 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данному маршруту, а также планируемой отмены в первом квартале 2024 года маршрута № 8 - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «АТП» на осуществление регулярных перевозок по перечисленным маршрутам в течение срока действия выданных свидетельств;
- планирования изменения маршрута регулярных перевозок по маршруту № 14 во втором квартале 2023 года с переходом данного маршрута на регулируемый тариф во втором квартале 2023 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данному маршруту - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «АТП 2» на осуществление регулярных перевозок по указанному маршруту в течение срока действия выданного свидетельства;
- планирования изменения маршрутов регулярных перевозок по маршрутам № 10 и 19 в первом квартале 2024 года с переходом данных маршрутов на регулируемый тариф в первом квартале 2024 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данным маршрутам - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «АТП 3» на осуществление регулярных перевозок по перечисленным маршрутам в течение срока действия выданных свидетельств;
- планирования изменения маршрутов регулярных перевозок по маршрутам № 17 и № 27 в первом квартале 2024 года с переходом данных маршрутов на регулируемый тариф в первом квартале 2024 года с заключением муниципальных контрактов на осуществление перевозок по данным маршрутам и по маршруту № 29 во втором квартале 2023 года с переходом данного маршрута на регулируемый тариф во втором квартале 2023 года с заключением муниципального контракта на осуществление перевозок по данному маршруту - как нарушающее права Общества с ограниченной ответственностью «АТП № 4 Тосноавто» на осуществление регулярных перевозок по перечисленным маршрутам в течение срока действия выданных свидетельств;
- планирования отмены в первом квартале 2024 года маршрута № 12 - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «Авто Сити» на осуществление регулярных перевозок по указанному маршруту в течение срока действия выданного свидетельства;
- планирования изменения маршрутов регулярных перевозок по маршруту №21 в первом квартале 2024 года с переходом данных маршрутов на регулируемый тариф в первом квартале 2024 года с заключением муниципальных контрактов на осуществление перевозок по данным маршрутам и планируемой отмены маршрута № 22 в третьем квартале 2025 года - как нарушающего права Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания» на осуществление регулярных перевозок по перечисленным маршрутам в течение срока действия выданных свидетельств (с учетом уточнения исковых требований).
-Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа «Информационный бюллетень».
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу административных истцов государственную пошлину в размере 4500 рублей, по 750 рублей - каждому.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
- в апелляционном порядке - в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
- в кассационном порядке - в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавы
Мотивированное решение изготовлено 08.09.2023 года.