ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 100017-01-2021-000151-30 от 05.07.2021 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

Сортавальский городской суд УИД № 10RS0017-01-2021-000151-30

Республики Карелия Дело № 12-144/2021

(г. Сортавала, ул. Лесная, д.2)

РЕШЕНИЕ

05 июля 2021 г. г. Сортавала

Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Санина Е.А., при секретаре Стрибук О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Карелводоканал» на постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2020/130 от 13 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал», <Номер обезличен>, юридический адрес: Республика Карелия, 186792, г. Сортавала, <Адрес обезличен>,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2020/130 от 13 января 2021 года ООО «Карелводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11 000 руб.

ООО «Карелводоканал» не согласно с указанным постановлением, обратилось в Сортавальский городской суд Республики Карелия с жалобой, в которой ссылается на следующие обстоятельства.

В целях соблюдения условия использования водного объекта, предусмотренного подпунктом 6 п.2.3. Решения о предоставлении водного объекта в пользование, ООО «Карелводоканал» утверждена Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, согласованная Невско-Ладожским бассейновым водным управлением (далее – Программа).

Указанной Программой предусмотрен График контроля качества поверхностных вод водного объекта, содержащий точки отбора проб и перечень контролируемых показателей. Программа предусматривает контроль качества поверхностных вод в месте выпуска сточных вод (точка №1) и в контрольном створе выпуска в радиусе 250 м от места выпуска (точки №2 и №3).

При этом точка отбора проб №1 соответствует месту сброса сточных вод с координатами, приведенными в обжалуемом постановлении, и находится непосредственно в водном объекте.

Письмом от 05.10.2020 №1769 ООО «Карелводоканал» направило в Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия в том числе Отчет о выполнении программы наблюдений за водным объектом КОС г.Сортавала за 3 квартал 2020 года, в соответствии с которым концентрации загрязняющих веществ как в месте сброса сточных вод (точка отбора проб №1), так и в контрольном створе (точка отбора проб №2 и точка отбора проб №3) не превышают нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, по следующим нормируемым веществам, которые указаны в административном деле: БПК полн – норматив 3 мг/дм3, фактический показатель в месте сброса сточных вод (точка №1) 1,463 мг/дм3(БПК5х1,33 =1,1 х 1,33 = 1,463); Нитрит-ион – норматив 0,08 мг/дм3, фактический показатель в месте сброса сточных вод (точка №1) 0,016 мг/дм3; Фосфаты (по Р) – норматив 0,05 мг/дм3, фактический показатель в месте сброса сточных вод (точка №1) 0,009 мг/дм3; Железо общее – норматив с учетом фоновых концентраций для Ладожского озера 0,5 мг/дм3, фактический показатель в месте сброса сточных вод (точка №1) 0,42 мг/дм3. Перечисленные фактические показатели концентрации вредных веществ подтверждаются данными лабораторных исследований.

Должностным лицом не обосновано, почему нормируемые вещества для оценки качества сбрасываемых вод взяты из иного отчета, чем Отчет о выполнении программы наблюдений за водным объектом КОС г. Сортавала, тем более, что нормативы качества воды характеризуют пригодность для обитания биологических ресурсов именно воды водного объекта, следовательно, для сравнения необходимо использовать данные лабораторных исследований именно в месте сброса сточных вод, находящегося непосредственно в водном объекте, а не в ином месте.

Показатели веществ, на которые ссылается должностное лицо, характеризуют лишь качество работы самих очистных сооружений, а не характер негативного воздействия на водный объект. Применение Приказа №552 непосредственно к оценке качества сточных вод до их попадания в воды водного объекта, является недопустимым, поскольку его действие распространяется лишь на качество воды в месте сброса сточных вод в водный объект, в том числе в контрольном створе водного объекта.

Также следует учитывать, что Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора 04.06.2020 принята Декларация о воздействии на окружающую среду ООО «Карелводоканал» на период 2020 по 2026 годы для объекта «Промплощадка КОС г.Сортавала», в соответствии с которой разработанные нормативы допустимого воздействия на водный объект – оз. Ладожское на выпуске №1 в отношении загрязняющих веществ, перечисленных в административном деле, при сбросе не должны превышать следующих разрешенных значений: БПК полн – 12,36 мг/дм3; Нитрит-ион – 0,31 мг/дм3; Фосфаты (по Р) – 1,0 мг/дм3; Железо общее – 0,5 мг/дм3.

Согласно всем отчетам за 3 квартал 2020 года, представленным в отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия письмом №1769 от 05.10.2020, показатели вредных веществ не превышают установленных Декларацией значений, что также свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны ООО «Карелводоканал».

Просит постановление отменить и прекратить производство по делу вследствие отсутствия в действиях ООО «Карелводоканал» состава административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В отзывах на жалобу должностное лицо административного органа вынесшее обжалуемое постановление - старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громова М.Д. указала, что не согласна с жалобой по следующим основаниям.

В соответствии со сведениями, полученными в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 3 квартал 2020 г. наблюдается превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 года № 552, в фактическом сбросе сточных вод ООО «Карелводоканал» в оз. Ладожское (пролив Ворссунсалми) по следующим показателям: по БПКполн – в 2,7 раз (фактический сброс 8,11 мг/дм3, норматив 3 мг/дм3), по железу – в 2,3 раза (фактический сброс 0,23 мг/дм3, норматив – 0,1 мг/дм3), по нитрит-иону – в 1,2 раза (фактический сброс 0,12 мг/дм3, норматив – 0,08 мг/дм3), по фосфатам (по Р) – в 4 раза (фактический сброс – 0,6 мг/дм3, норматив – 0,15 мг/дм3).

В жалобе утверждается, что при непосредственном поступлении сточных вод в водный объект, происходит их смешение с водой водного объекта. Вместе с тем, это утверждение не подтверждается необходимыми расчетами, произведенными в установленном порядке.

В соответствии с ч. 11 ст. 22 ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

В письме Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.06.2020 № 11/3294 «О рассмотрении декларации о воздействии на окружающую среду» Управление информирует ООО «Карелводоканал» об ошибках в расчетах нормативов, неполных и недостоверных данных, в пункте 5 указывается, что расчеты нормативов допустимых сбросов должны соответствовать требованиям Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333.

Отделом водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов представлена в Отдел информация (письмо от 09.06.2020г. № Р10-638) о том, что в 2019 и по состоянию на 09.06.2020 (и по сегодняшний день) утвержденные Невско-Ладожским БВУ нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водный объект (сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод после КОС г. Сортавала в пролив Ворссунсалми Ладожского озера, выпуск №1) для ООО «Карелводоканал» отсутствуют. Срок действия ранее утвержденного проекта НДС ООО «Карелводоканал» (выпуск в Ладожское озеро) истек 31 декабря 2018г.

Условиями использования водного объекта (п.2.3.19 Решения) предусмотрено обеспечение качества сточных вод на выпуске в водный объект рыбохозяйственного значения требованиям ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

Сброс загрязняющих веществ с превышением установленных предельно-допустимых концентраций в водный объект приводит к загрязнению водного объекта вредными веществами и оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Таким образом, ООО «Карелводоканал» при сбросе недостаточно-очищенных сточных вод в оз. Ладожское (пролив Ворссунсалми) допустило нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

В соответствии с п. 2.3.9 Решения сброс сточных вод осуществляется с использованием следующих водоотводящих сооружений:

Тип сооружения - биологические очистные сооружения.

Выпуск очищенных сточных вод в Ладожское озеро глубинный рассеивающий с пятью оголовками. Сброс очищенных сточных вод осуществляется в нижнюю треть глубины.

В соответствии с утвержденной Программой проведения лабораторного контроля за работой КОС г. Сортавала и сбросом сточных вод, ООО «Карелводоканал» должно проводить контроль сточных вод КОС г. Сортавала на выпуске очищенных стоков - ежемесячно по показателям: АСПАВ; рН; температура, цвет, запах, прозрачность; нефтепродукты; ХПК; аммония-ион; нитрит-ион; нитрат-ион; фосфат-ион; БПК5; сухой остаток; хлорид-ион; взвешенные вещества; сульфат-ион; железо общее; растворенный кислород.

В соответствии с Программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной ООО «Карелводоканал» должно проводить контроль поверхностных вод Ладожского озера в месте сброса сточных вод (точка № 1) на глубине 0,3-0,5 м от поверхности ежеквартально по показателям: прозрачность; ХПК; БПК5; взвешенные вещества; аммония-ион; нитрат-ион; нитрит-ион; фосфаты по Р; сухой остаток; хлорид-ион; сульфат-ион; АПАВ; нефтепродукты; железо общее; рН; растворенный кислород; ОКБ; ТКБ.

В соответствии с п. 2.3.13 Решения вода озеро Ладожское (Ладога) в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552

Таким образом, требования соблюдения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 года № 552, предъявляются к самим сточным водам.

В нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды ООО «Карелводоканал» допустило сброс сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения - Ладожское озеро (пролив Ворссунсалми), после КОС г. Сортавала с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 года № 552.

В судебном заседании защитник ООО «Карелводоканал» Дивова Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы жалобы, пояснила следующее. Сведения о показателях загрязняющих веществ, указанные в отчете «Сведения, полученные в результате учета качества сточных дренажных вод» за 3 квартал 2020 (графа 14), внесены на основании данных лабораторного контроля, проведенного в отношении проб, отобранных из контрольного колодца комплекса канализационных очистных сооружений г. Сортавала, и соответствуют сведениям из отчета «О работе канализационных очистных сооружений г. Сортавала за 3 квартал 2020 года» (строка «Биологически очищенные сточные воды»). То есть, анализу, результаты которого внесены в вышеуказанные отчеты и которые легли в основу привлечения юридического лица, подвергнута вода из промежуточного звена в системе очистки и выпуска сточных вод, вне указанного в Решении о предоставлении водного объекта в пользование места их сброса. Соответственно, данные результаты химического анализа сами по себе непосредственно не подтверждают факт сброса ООО «Карелводоканал» неочищенных сточных вод в водный объект. Тем более, что контрольный колодец не является водной средой обитания биологических ресурсов и контрольным местом отбора проб на качество вод водного объекта. Место сброса сточных вод в водоем (на выпуске сточных вод в нижней трети глубины водоема), с соответствующими географическими координатами, утверждено Решением о предоставлении водного объекта в пользование. Факт того, что указанные нормативно-очищенные сточные воды не приводят к нарушениям норм качества воды в месте сброса сточных вод и не превышают установленных Приказом №552 и Решением о предоставлении водного объекта в пользование №367 от 29.12.2018 ПДК вредных веществ в водах оз. Ладога, подтверждаются именно результатами количественного химического анализа, отраженными в ином отчете – отчете «О выполнении программы наблюдений за водным объектом КОС г.Сортавала за 3-й квартал 2020 года», составленного по результатам анализа поверхностной воды в точках №1, №2 и №3 контрольного створа. То есть, именно указанный отчет подтверждает, что превышение ПДК вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения предприятие в своей деятельности не допускает, тем самым, не загрязняет водный объект вредными веществами и не оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Должностным лицом административного органа не обосновано, почему в основу привлечения к административной ответственности положены сведения из иного отчета, чем «Отчет о выполнении программы наблюдений за водным объектом КОС г.Сортавала за 3-й квартал 2020 года», никаких документов, регламентирующих требования к оценке сведений непосредственно из отчета «Сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 3-й квартал 2020 г.», не представлено. В своем отзыве должностное лицо административного органа ссылается на отсутствие у ООО «Карелводоканал» утвержденных НДС. Однако, в соответствии с п.1 ст.31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду, отнесенные ко II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую природную среду (далее – Декларация), при этом, утверждать НДС не требуется, а расчет НДС является приложением к Декларации. Декларация представляется в уведомительном порядке, датой начала действия Декларации является дата ее направления в территориальный орган Росприроднадзора. ООО «Карелводоканал» эксплуатирует объект II категории негативного воздействия на окружающую среду – Промплощадка КОС г.Сортавала, код объекта в федеральном государственном реестре объектов – 86-0110-000540-П (копия Свидетельства прилагается). ООО «Карелводоканал» направило Декларацию с приложением (расчет НДС) в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия 31.05.2019 за исх. №983 (копия Декларации и сопроводительного письма прилагается). То есть, согласно действующему законодательству именно с этой даты для объекта негативного воздействия на окружающую среду – КОС г.Сортавала начала действовать Декларация. Письма Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не свидетельствуют об отсутствии у предприятия расчетов НДС и не свидетельствуют о представлении предприятием недостоверной информации в Декларации, поскольку ООО «Карелводоканал» к установленной законодательством РФ ответственности за непредставление Декларации или представление недостоверной информации не привлекалось.

Величины НДС определяются, исходя из нормативов качества воды водного объекта, в том числе ПДК вредных веществ в водах водного объекта, и при сбросе сточных вод в водные объекты нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод (п.4 Приказа МПР России от 17.12.2007 №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей») – у ООО «Карелводоканал» контрольный створ ограничен 250 метрами.

Представитель административного органа - Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия; должностное лицо Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия, вынесшее постановление, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Исследовав доводы жалобы, проверив дело, заслушав защитника юридического лица, судья приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность по статье 8.33 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон) при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов ПДК вредных веществ в водных объектах).

Согласно ч. 2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: 1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; 2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В соответствии с подп. "г" п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 (далее - Приказ № 552) утверждены нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 29.12.2018 № 367 (далее - Решение) Обществу предоставлен в пользование водный объект рыбохозяйственного значения – Ладожское озеро в целях сброса сточных вод. Данным решением на Общество возложена обязанность по осуществлению сброса сточных, в том числе дренажных, вод после КОС на территории г. Сортавала в географических координатах выпуска 61 гр. 42 мин. 47 сек. с.ш., 30 град. 44 мин. 13 сек. в.д., а также обязанность по соблюдению установленных Приказом № 552 нормативов ПДК вредных и загрязняющих веществ в установленном месте сброса.

В соответствии с п. 2.3.16) и п. 2.3.18) Решения ООО «Карелводоканал» должно ежеквартально представлять в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, а также в Отдел отчет о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса.

В соответствии с п. 2.3.19) Решения ООО «Карелводоканал» должно обеспечивать качество сточных вод на выпуске в водный объект рыбохозяйственного значения требованиям ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Приказа № 552.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 28.10.2020 при рассмотрении представленной Обществом в порядке, предусмотренном приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, отчетной документации за 3 квартал 2020 г. следующие обстоятельства. Общество в нарушение вышеприведенных требований законодательства и условий Решения, осуществляя сброс сточных вод в Ладожское озеро в указанном в Решении месте, допустило превышение в сточных водах нормативов ПДК железа (0,23 мг/л при ПДК 0,1 мг/л), нитрит-иона (0,12 мг/л при ПДК 0,08 мг/л), фосфатов (0,6 мг/л при ПДК 0,15 мг/л), БПК (полн.) (8,11 мг/л при ПДК 3 мг/л).

Решением на Общество возложена обязанность по соблюдению требований приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

В соответствии с п.п. 15 и 16 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (далее - Порядок), действовавшего на день совершения правонарушения, водопользователь несет ответственность за представление в неполном объеме или искаженном виде сведений, полученных в результате учета объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.

Согласно п.п. 18 и 19 Решения водопользователь обязан ежеквартально представлять в Отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия отчет о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включающих результаты учета объема сброса сточных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом Общество обязано обеспечить качество сточных вод на выпуске в водный объект, соответствующее требованиям Приказа № 552.

В материалах дела имеется копия представленных Обществом в административный орган в составе ежеквартальной отчетности сведений, полученных в результате учета качества сточных (дренажных) вод за третий квартал 2020 г. (отчет формы 3.3), по результатам изучения которых возбуждено настоящее дело (л.д. 137). В данном документе в графе 14 Обществом отражены те же показатели ПДК в сточных водах, которые указаны в постановлении о назначении административного наказания (л.д. 137 на об.).

Защитник Общества в судебном заседании пояснила, что несоответствие показателей в графе 14 указанной формы отчета тем координатам водовыпуска, которые в данном отчете обозначены, является следствием допущенной при заполнении формы отчета ошибки. Вместе с тем, полагала, что административный орган не мог принимать во внимание исключительно указанные показатели, а должен был соблюсти определенную процедуру, предусмотренную Административным Регламентом Федерального агентства по рыболовству по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации", утвержденным Приказом Росрыболовства от 11.02.2020 N 64, который предусматривает предварительное проведение регламентированной административной процедуры – проверки для привлечения Общества к административной ответственности, однако соответствующей проверки не проводилось.

Показатели, которые административный орган взял за основу для установления объективной стороны правонарушения, не соответствуют действительности, поскольку форма отчета предполагает занесение в графу 14 показателе по воды, отобранной в месте сброса сточных вод (водовыпуска), соответствующем указанным в данной форме отчета коордианатам; однако в предоставленном отчете за 3 квартал данная графа содержала иные показатели – показатели воды, отобранной из контрольного колодца, куда вода поступает непосредственно после КОС.

В качестве доказательства приведенного довода о том, что отбор пробы, по итогам исследования которой была заполнена графа 14 отчета, произведен не в месте водовыпуска, а в контрольном колодце, защитником представлены следующие сведения и документы.

В материалы дела представлены журнал регистрации проб за период 19.07.2018-31.12.2020 – выкопировка по 3 кварталу 2020 года (далее – журнал 1); журнал контроля работы КОС за 2020-2021 гг. – выкопировка за 3 квартал (далее – журнал 2). Из указанных журналов представляется возможным проследить следующее. Пробы, отобранные согласно предусмотренному графику, в определенный день и в определенное время, под соответствующим номером, с указанием кода пробы (II 1.3), места отбора - очищенные стоки КОС г. Сортавала (журнал 1), соответствует записям в журнале 2: дата отбора, точка отбора пробы (код) II 1.3, номер пробы с отражением соответствующих показателей качества воды.

Из сведений в указанных журналах прослеживается, что, если значение показателей, полученных в результате исследования проб с кодом II 1.3, отобранных в 3 квартале в месте отбора - очищенные стоки КОС г. Сортавала, сложить и разделить на количество таких проб за квартал, то полученное среднее значение равно: по БПК 5 – 6,11 (перевод в БПК полн: 6.11 Х 1,33 =8,11); по железу – 0,23, по нитрит-иону – 0,12, по фосфатам – 0,6. При этом, согласно Шифр-таблице проб, утвержденной ООО «Карелвлдоканал» на 2020 год, пробы с кодом II 1.3 – очищенные стоки КОС г.Сортавала (контрольный колодец).

Таким образом, нашел свое подтверждение довод подателя жалобы о том, что показатели графы 14 отчета формы 3.3, положенного в основу обвинения, фактически соответствуют показателям загрязняющих веществ, содержащихся в воде, отобранной из контрольного колодца, а значит, применять данные показатели для вменения Обществу нарушения нормативов ПДК вредных и загрязняющих веществ в установленном месте сброса сточных вод не было правовых оснований.

Учитывается также, что привлекаемое к административной ответственности лицо указывало на соответствующие обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, ссылаясь, в том числе, на показатели отчета о выполнении программы наблюдения за водным объектом, в котором Обществом отражены показатели, полученные в результате исследования воды непосредственно в месте сброса сточных вод (точка 1), которые и отражают те показатели, значения которых не должны превышать нормативы, установленные Приказом №552, и значения которых их фактически не превышают.

В подтверждение изложенного выше довода при рассмотрении жалобы защитником составлена таблица - сводные сведения по спорным загрязняющим веществам из контрольного колодца с отражением средних показателей за 3 квартал 2020.

Административным органом при вынесении обжалуемого постановления не дана оценка указанным доводам привлекаемого лица, соответствующих проверок, сравнительных вычислений не проведено.

Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении и не оспаривается защитником, концентрация железа в месте водовыпуска превышает предельно допустимую концентрацию, установленную Приказом №552.

Как следует из доводов ООО «Карелводоканал» и объяснений защитника, это обусловлено фоновым содержанием этого элемента в водах северного шхерного района Ладожского озера.

Согласно пункту 26 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 №903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества», в графе 15 форма 3.3 при учете загрязняющих веществ указывается только их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).

Согласно показателям графы 15 указанного отчета значение железа – 0,06 т. Вместе с тем, заслуживает внимания довод защитника, согласно которому, данная графа отчета формы 3.3 также заполнена некорректно, что само по себе не может являться основанием для привлечения общества к ответственности по статье 8.33 КоАП РФ.

Так, согласно дополнительным пояснениям защитника, в графе 15 масса загрязняющих вещества определена по формуле: m т = m кг/1000. m кг = С мг/л х V тыс.м3, где m кг – масса загрязняющих веществ в килограммах, С мг/л – концентрация загрязняющих веществ, V тыс.м3 – объем сбрасываемой воды за квартал.

Как следует из всех представленных Обществом отчетов за 3 квартал (как по форме 3.3, так и отчета о выполнении программы наблюдений за водным объектом КОС г. Сортавала, объем сбрасываемой воды за 3 квартал составил 250,61.

При применении указанного показателя, расчет массы железа из графы 15 отчета 3.3 определен следующим образом: 0,23 х 250,61/1000 =0,057 (при округлении – 0,06), что соответствует представленном отчету и свидетельствует о том, что масса загрязнений в указанном отчете показана без вычета фоновых концентраций, поскольку рассчитана, исходя из объема сброшенной воды, а также о том, что данный показатель соответствует пробе, отобранной из контрольного колодца, поскольку масса загрязняющих веществ взята из графы 14 – 0,23 мг/л.

Оценка данным обстоятельствам при вынесении обжалуемого постановления административным органом также не дана, вычисления не проверены, несмотря на приведение соответствующих доводов привлекаемым лицом при рассмотрении дела.

Таким образом, довод ООО «Карелводоканал» об обусловленности превышения ПДК железа в месте водовыпуска фоновым содержанием элемента заслуживает внимания.

Вместе с тем, как следует из отчета о выполнении программы наблюдений за водным объектом КОС г. Сортавала, показатель железа, полученный в месте выпуска сточных вод (точка 1), равен 0,42 мг/л, что превышает показатель, полученный в контрольном колодце на выходе из КОС, что само по себе подтверждает довод ООО «Калелводоканал» о значительном фоновым содержании этого элемента в Ладожском озере.

Вместе с тем, данный показатель - «0,42» превышает предельно допустимый показатель железа в месте выпуска сточных вод согласно Приказу №552 – «0,1».

В соответствии с п.1 ст.31.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду, отнесенные ко II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую природную среду (далее – Декларация).

Согласно пункту 9 действовавшего в спорный период Приказа МПР России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным, в том числе дренажным водам.

Расчет НДС является приложением к указанной Декларации. Декларация представляется в уведомительном порядке, датой начала действия Декларации является дата ее направления в территориальный орган Росприроднадзора. ООО «Карелводоканал» эксплуатирует объект II категории негативного воздействия на окружающую среду - Промплощадка КОС г.Сортавала, код объекта в федеральном государственном реестре объектов – 86-0110-000540-П (копия Свидетельства прилагается).

ООО «Карелводоканал» направило Декларацию с приложением (расчет НДС) в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия 31.05.2019 за исх. №983 (копия Декларации и сопроводительного письма прилагается). То есть, согласно действующему законодательству, именно с этой даты для объекта негативного воздействия на окружающую среду – КОС г. Сортавала начала действовать Декларация.

Представленные в материалы дела письма Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сами по себе с очевидностью не свидетельствуют об отсутствии у предприятия расчета НДС по показателю «железо» и не свидетельствует о представлении предприятием недостоверной информации в Декларации. ООО «Карелводоканал» к установленной законодательством РФ ответственности за непредставление Декларации или представление недостоверной информации не привлекалось.

Как следует из представленной Обществом Декларации, показатель железа при сбросе сточных вод в Ладожское озеро не должен превышать показатель 0,5 мг/дм 3.

При расчете НДС Обществом учитывались данные об условных фоновых концентрациях химических веществ в водах Ладожского залива Сойккасенлахти (в месте фоновой точки для пролива Ворссунсалми), представленные Карельским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Северно-Западное УГМС».

Согласно данным всех представленных Обществом отчетов, показатель железа не превышает установленный декларацией.

Исходя из изложенных выше установленных при рассмотрении жалобы обстоятельств прихожу к выводу, что в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы ООО «Карелвлдоканал» о том, что показатели качества воды, положенные в основу привлечения Общества к ответственности, фактически были получены на основании проб, отобранных не в месте выпуска сточных вод с координатами, приведенными в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении, а в контрольном колодце, который с указанными координатами не совпадает, что само по себе не дает оснований полагать об установлении объективной стороны вменяемого правонарушения, связанной с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552 в месте фактического сброса сточных вод в оз. Ладожское (пролив Ворссунсалми)

Кроме того, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что административный орган при установлении обстоятельств правонарушения должен был учесть соответствующие доводы ООО «Карелводоканал», которые были изложены при проведении административного расследования и подкреплены соответствующими доказательствами, и, проверив, дать им оценку. Сам по себе факт предоставления отчета с ошибочными, не соответствующими утвержденной форме показателями, не может служить основанием для установления наличия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив имеющиеся в материалах дела сведения, судья приходит к выводу о том, что вывод должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия о превышении предельно – допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» в 4 квартале 2020 г. в сточных водах, сбрасываемых в водный объект рыбохозяйственного значения озеро Ладожское был сделан не на основании замеров в месте выпуска сточных вод (координаты: 61°42?47? с.ш. 30°44?13? в.д.), а на основании замеров в контрольном колодце, который находится вне места сброса сточных вод и является промежуточным звеном в системе сбора, очистки и сброса сточных вод.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении ООО «Карелводоканал» к административной ответственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, постановление должностного лица административного органа подлежат отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Громовой М.Д. № 10-01/2021/130 от 13.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Карелводоканал» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток с момента получения его копии.

Судья Е.А. Санина