УИД № 10RS0017-01-2021-000398-65
Дело № 2-530/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2021 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саниной Е.А.,
при секретаре Мелентьевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия к ФИО1 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия (далее – Управление) обратилось в суд с настоящим иском по следующим основаниям. По адресу: .................... располагается объект, который в соответствии с приказами Управления от 06.04.2020 № 81 «О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утверждении предмета охраны и утверждении границ его территории» и от 25.08.2020 №514 «О внесении изменений в отдельные приказы Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия» является объектом культурного наследия (памятником) регионального значения с уточненным наименованием и датой создания: «....................», сер. ХIX в. Ранее данный объект являлся выявленным объектом культурного наследия с наименованием «Магазин», нач. ХХ в. Согласно выписке из ЕГРН объект находится в собственности ФИО1 с 21.07.2011. 20.01.2021 в отношении объекта были проведены мероприятия по контролю за состоянием, по итогам которого составлен акт от 12.02.2021 №4-р, согласно которому общее состояние объекта оценивается как аварийное с тенденцией к разрушению, которое местами уже началось (крыша, стены); техническое, санитарное и противопожарное состояние крайне неудовлетворительное. Сравнительный анализ результатов обследования объекта в 2017,2018 и 2019 годах подтверждает ухудшение его состояния, идет прогрессирующее разрушение объекта. Необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия с учетом требований действующего законодательства. В отношении объекта неоднократно фиксировалось его неудовлетворительное состояние и ухудшение его состояния, а также непринятие собственником мер, направленных на обеспечение его сохранности в течение длительного времени, то есть с 2011 года, в частности: отмечалось аварийное состояние крыши, неудовлетворительное техническое и санитарное состояние объекта, аварийное состояние левого бокового фасада, части перекрытий, части полов, потолков, части внутренних стен; охрана объекта не организована и пр. В связи с изложенным, руководствуясь положениями статей 11, 16.1, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьи 210 ГК РФ, истец просит обязать ФИО1, собственника объекта культурного наследия регионального значения «....................», сер. ХIX в., расположенного по адресу: ...................., провести следующие работы по сохранению данного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
- в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить на объекте надлежащий охранный режим, обеспечивающий пожарную безопасность объекта и препятствующий проникновению третьих лиц внутрь объекта; провести работы по закрытию фасадов защитными конструкциями (дощатыми щитами, баннерами), обеспечивающими естественное проветривание поверхностей стен и внутреннего пространства;
- в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: разработать научно-проектную документацию в объеме, необходимом для проведения противоаварийных и консервационных работ, в том числе по устройству консервационной кровли над зданием, консервации стен и подкровельного карниза; провести противоаварийные и консервационные работы, в том числе по устройству консервационной кровли над зданием, консервации стен и подкровельного карниза;
- до 31 декабря 2021 года разработать научно-проектную документацию на проведение полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия:
- до 31 декабря 2022 года провести полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия.
Протокольным определением от 18.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Сортавальского муниципального района, администрация Сортавальского городского поселения.
Протокольным определением от 08.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Республики Карелия.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске и в дополнительных к иску пояснениях основаниям, просила иск удовлетворить в полном объеме. Также указала, что актом государственной историко-культурной экспертизы подтвержден адрес местонахождения спорного объекта культурного наследия: ....................; в указанном акте отражены границы объекта. Полагала, что на сегодняшний день какие-либо разночтения в части идентификации объекта исключены. Само по себе отсутствие охранного обязательства не исключает соответствующих обязательств со стороны собственника объекта культурного наследия. В настоящее время Управлением в плановом порядке ведется работа по выдаче охранных обязательств.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении. В частности, указывала, что истцом не доказана тождественность спорного объекта культурного наследия принадлежащему ответчику объекту недвижимости; ранее в судебном заседании ссылалась на то, что истцом не представлено доказательств технической исполнимости решения суда в случае удовлетворения заявленных требований.
Третьи лица - администрация Сортавальского муниципального района, администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение», Министерство Культуры Республики Карелия в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданских дел №2-43/2019, 2-769/2019, суд приходит к следующему выводу.
Часть 3 статьи 17 Конституции РФ предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Положения статьи 44 Конституции РФ закрепляют обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, что конкретизировано в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон, Закон №73-ФЗ), регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1статьи 7 Закона гражданам РФ гарантировано обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
Согласно пункту 1 статьи 33 указанного Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды от иных негативных воздействий.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона №73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно статье 6 названного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с положениями ст. 11 Закона №73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия наделены правом проведения проверок объектов культурного наследия, земельных участков в зонах охраны таких объектов, выдачи в установленном законодательством Российской Федерации порядке предписаний в том числе, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия в соответствии с Положением об Управлении по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 14 апреля 2017 г. №123-П, является органом исполнительной власти Республики Карелия, проводящими государственную политику и осуществляющими функции в области сохранения и, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи, заключенного 16 июня 2011 г. с ФИО4, приобрела в собственность одноэтажное брусчатое здание магазина, назначение: нежилое, общей площадью 93,8 кв. м., инв. № 83, расположенное по адресу: ..................... Обременение объекта договора - является выявленным объектом культурного наследия («Дом жилой»). Согласно пункту 1.1 договора купли-продажи спорный объект недвижимости является объектом культурного наследия, к договору приложено охранное обязательство, являющееся неотъемлемым приложением к Договору (Приложение №2).
В соответствии с условиями выданного Охранного обязательства на недвижимый объект культурного наследия, Законом РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ, Законом РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. и Постановлением Правительства РФ «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия» от 16 декабря 2002 г. № 894, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания объекта культурного наследия, что является ограничением (обременением) права собственности на данный объект. Условия ограничений (обременений) права собственности на объект культурного наследия оговорены в Охранном обязательстве.
21 июля 2011 г. за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на указанный выше объект.
По договору купли-продажи от 09 апреля 2010 г., заключенного с администрацией Сортавальского муниципального района, ФИО4 приобретала данный объект на условиях и в порядке, определенных аукционом от 08 апреля 2010 г. Предметом договора являлось одноэтажное брусчатое здание магазина, назначение: нежилое, общей площадью 93,8 кв. м., инв. № 83, расположенное по адресу: .................... вместе с земельным участком, занимаемым под зданием и прилегающей территорией площадью 395 кв. м., кадастровый х. Обременение объекта договора - является выявленным объектом культурного наследия («Дом жилой»).
Приказом Министерства культуры Республики Карелия № 38 от 18 февраля 2000 г. «Об учете вновь выявленных памятников истории и культуры» был утвержден «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Под № 114 в указанном выше Списке значился объект - «Магазин» нач. ХХ в., расположенный по адресу: .................... (первоначальный адрес), уточненный адрес: .....................
В выписке из ЕГРН от 04.06.2021 в отношении нежилого здания по адресу: ...................., отмечено существующее ограничение «прочие ограничения, охранное обязательство на недвижимый объект культурного наследия выдан 26 марта 2007 г. Министерством культуры и по связям с общественностью Республики Карелия».
В 2019 году по заказу ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» была проведена историко-культурная экспертиза выявленного объекта культурного наследия «Магазин», нач. ХХ в., ....................
Согласно акту от 24.12.2019 государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Магазин», нач. ХХ в., ...................., указанный объект необходимо включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (положительное заключение экспертизы) со следующими сведениями: наименование объекта – «....................; сведения о времени возникновения или дате создания: сер. ХIХ века; местонахождение: ....................; вид: памятник; категория: объект культурного наследия регионального значения.
Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 06.04.2020 №81 выявленный объект культурного наследия - "Магазин", нач. ХХ в., расположенный по адресу: ...................., был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия (памятник) регионального значения с уточненным наименованием и датой создания: "....................", кон. XIX в.; утвержден предмет охраны объекта культурного наследия согласно приложению N 1; утверждены границы территории и режим использования территории объекта культурного наследия согласно приложению N 2.
Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 25.08.2020 №514 в указанный выше Приказ внесены изменения: слова "кон. XIX в." заменены словами "сер. XIX в.".
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждения довод истца о том, что по адресу: ...................., располагается включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия (памятник) регионального значения "....................", сер. XIX в.
Таким образом, подтвержден довод истца о том, что указанный объект культурного наследия принадлежит на праве собственности ответчику ФИО1 Тождественность объектов, вопреки доводам представителя истца, сомнений не вызывает в силу изложенного выше. Доказательств обратного суду не представлено.
Как указывалось выше, правовое регулирование мероприятий в целях сохранения объекта культурного наследия регламентировано главой 7 Федерального закона №73-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В силу положений пунктов 11, 13 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ охранное обязательство подлежит выполнению владельцами (собственниками) объекта культурного наследия, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица.
Согласно пункту 9 статьи 48 Закона в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
20.01.2021 Управлением в отношении спорного объекта были проведены мероприятия по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного(муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Карелия от 12.02.2021 №4-р, согласно которому общее состояние объекта оценивается как аварийное с тенденцией к разрушению, которое местами уже началось (крыша, стены); техническое, санитарное и противопожарное состояние крайне неудовлетворительное. Сравнительный анализ результатов обследований объекта «....................», сер. ХIХ в. (ранее выявленный объект культурного наследия «Магазин, нач. ХХ в.) в 2017,2018 и 2019 годах подтверждает постоянное ухудшение состояния данного объекта, идет прогрессирующее разрушение объекта. Необходимо провести следующие работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства: обеспечить на объекте надлежащий охранный режим, обеспечивающий пожарную безопасность объекта и препятствующий проникновению третьих лиц внутрь объекта; провести работы по закрытию фасадов защитными конструкциями (дощатыми щитами, баннерами), обеспечивающими естественное проветривание поверхностей стен и внутреннего пространства; разработать научно-проектную документацию в объеме, необходимом для проведения противоаварийных и консервационных работ, в том числе по устройству консервационной кровли над зданием, консервации стен и подкровельного карниза; провести противоаварийные и консервационные работы, в том числе по устройству консервационной кровли над зданием, консервации стен и подкровельного карниза; разработать научно-проектную документацию на проведение полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия; провести полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, в силу изложенных выше установленных в судебном заседании обстоятельств и приведенных нормативных положений, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
Доводы стороны ответчика, приведенные в обоснование возражений, суд находит несостоятельными и не подтвержденными представленными суду доказательствами. В частности, довод об отсутствии выданного ответчику на спорный объект охранного обязательства, отклоняется, поскольку в силу положений пункта 9 статьи 48 Закона данное обстоятельство не отменяет возложенных на нее законом обязательств в отношении объекта культурного наследия.
В судебном заседание нашли свое подтверждение доводы истца как о том, что памятник истории и культуры находится в неудовлетворительном состоянии, так и о том, что ФИО1 является лицом, обязанным в соответствии с требованиями закона совершить действия по сохранению спорного объекта. Доказательств обратного стороны ответчика не представила.
При этом, суд полагает, что заявленный истцом срок для выполнения соответствующих работ является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия удовлетворить.
Обязать ФИО1 провести следующие работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения ....................», сер. ХIX века, расположенного по адресу: ....................:
- в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу: обеспечить на объекте надлежащий охранный режим, обеспечивающий пожарную безопасность объекта и препятствующий проникновению третьих лиц внутрь объекта; провести работы по закрытию фасадов защитными конструкциями (дощатыми щитами, баннерами), обеспечивающими естественное проветривание поверхностей стен и внутреннего пространства;
- в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: разработать научно-проектную документацию в объеме, необходимом для проведения противоаварийных и консервационных работ, в том числе по устройству консервационной кровли над зданием, консервации стен и подкровельного карниза; провести противоаварийные и консервационные работы, в том числе по устройству консервационной кровли над зданием, консервации стен и подкровельного карниза;
- до 31 декабря 2021 года разработать научно-проектную документацию на проведение полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия:
- до 31 декабря 2022 года провести полный комплекс работ по сохранению объекта культурного наследия.
Взыскать с ФИО1 в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.А. Санина
Решение в окончательной форме принято 13 сентября 2021.