ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 100/20 от 12.02.2020 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело – 100/2020

РЕШЕНИЕ

<адрес> 12 февраля 2020 года

Судья Балашихинского городского суда <адрес> Самозванцева М.В., рассмотрев жалобу защитника Администрации г.о. <адрес> по доверенности ФИО3 на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Администрации г.о. <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация г.о. <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Администрации г.о.<адрес> по доверенности ФИО3 обжалует его, просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации г.о.<адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, мотивируя свои требования тем, что постановлением ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, Администрация г.о. Балашиха признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, с назначением административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Как следует из указанного постановления должностным лицом надзорного органа установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12:30 Администрация г.о. Балашиха осуществила социально-экономическую деятельность, выразившуюся в предоставлении земельного участка для установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресному ориентиру: <адрес>, <...> км <адрес> на территории охранной зоны Национальный парк «Лосиный остров», без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России. Земельный участок предоставлен национальному парку «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальном парке «Лосиный Остров» национальный природный парк «Лосиный Остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный Остров». В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ЗЗ-ФЗ с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Однако, автор жалобы указывает, что в настоящее время порядок согласования не разработан, ссылки на какую-либо иную установленную правовыми актами процедуру такого согласования обжалуемое постановление не содержит. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Заявитель указывает, что как следует из выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Администрации г.о.Балашиха является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера. В соответствии с ч.1 ст.19 Закона «О рекламе» владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Таким образом, автор жалобы делает вывод, что социально – экономическую деятельность осуществляет лицо, размещающее рекламную продукцию. Предоставление Администрацией права на размещение рекламной конструкции в соответствии с законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О рекламе» является вопросом социально – экономической деятельности хозяйствующего субъекта. С учетом изложенного, заявитель считает, что у надзорного органа отсутствуют основания для привлечения Администрации г.о.Балашиха к административной ответственности, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Администрация передала право на установку и эксплуатацию рекламных конструкцией по вышеуказанному адресу ООО «БЛЭКБОРД МО», в связи с чем Администрация г.о. Балашиха не является субъектом правонарушения.

В судебном заседании защитник Администрации г.о.<адрес> по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что Администрация г.о.Балашиха не была надлежащим образом извещена о дне рассмотрения дела; кроме того, поскольку право на установку рекламной конструкции предоставлено Администрацией ООО «БЛЭК БОРД» по договору ДД.ММ.ГГГГ, то срок давности привлечения лица к ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления истек.

Администрация г.о.<адрес> извещена о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, в материалах дела имеется расписка.

Государственная инспекция в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» извещена о месте и времени рассмотрения жалобы посредством направления извещения по адресу электронной почты.

Заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

Из обжалованного постановления по делу об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут выявлено нарушение, выразившееся в осуществлении Администрацией г.о.Балашиха социально – экономической деятельности без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России, а именно, в предоставлении земельного участка для установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресному ориентиру: <адрес>, 19 км на территории Национального парка «Лосиный остров».

Указанные действия Администрации г.о.Балашиха нарушили п.4 ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Действия Администрации г.о. <адрес> квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из выписки ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Администрации г.о. Балашиха является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

<адрес> - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах.

В соответствии с п.п.26.1 ч.1 ст. 16 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

В соответствии с п.5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-Ф3 "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

В силу ч.1 ст. 19 Закона «О рекламе», в соответствии с которым владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Таким образом, социально-экономическую деятельность осуществляет лицо, размещающее рекламную продукцию.

Постановлением должностного лица не установлено и материалами дела объективно не подтверждено, что предоставление Администрацией г.о. Балашиха земельного участка для установки и эксплуатации рекламной конструкции в соответствии с приведенными выше законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О рекламе» является вопросом социально – экономической деятельности хозяйствующего субъекта, подлежащим согласованию с Минприроды РФ.

Кроме того, в тексте постановления должностного лица отсутствует указание на то, кому именно и когда Администрацией г.о. Балашиха был предоставлен земельный участок для установки и эксплуатации рекламной конструкции по адресному ориентиру: <адрес>, 19 км на территории Национального парка «Лосиный остров». Отсутствие в постановлении данных, конкретизирующих обстоятельства совершения правонарушения, указывают на то, что постановление должностного лица не отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ

Кроме того, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: <адрес>, 19 км + 500 м, лево, были выданы ООО «БЛЭКБОРД МО» ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133), т.е. на момент вмененного Администрации г.о.Балашиха правонарушения, действие договора истекло. Данный факт также подтверждается предписанием – РК о демонтаже рекламной конструкции по адресу: <адрес>, 19 км + 500 м, лево, выданного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о.Балашиха.

С учетом изложенного следует признать, что у надзорного органа отсутствовали основания для привлечения Администрации г.о. <адрес> к административной ответственности, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершенного административного правонарушения, в связи с чем, вывод должностного лица о доказанности вины Администрации г.о.<адрес> в совершенном правонарушении обоснованным быть признан не может.

Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении обстоятельства, административным органом установлены не были, а обстоятельства, на основании которых вынесено постановление в отношении Администрации г.о. <адрес>, объективно не доказаны.

В связи с тем, что выводы о наличии в действиях Администрации г.о.<адрес> состава административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, являются необоснованными, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушения - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Администрации г.о. <адрес>, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья – подпись

Копия верна: судья М.В. Самозванцева