Аксайский районный суд Ростовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Аксайский районный суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 10-41/10
Р Е Ш Е Н И Е
г. Аксай 22 апреля 2010 года
Судья Аксайского районного суда Ростовской области Рубежанский С.Л., рассмотрев жалобу защитника Селиховой О.Н. в интересах ФИО1 на постановление № 10313000-89/2010 начальника таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону от 3 марта 2010 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ и на решение начальника Ростовской таможни № 10313000/7ф/7А от 25 марта 2010 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону № 10313000-89/2010 от 3 марта 2010 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ: недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, и к ней применено административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 451 419 рублей.
Решением начальника Ростовской таможни № 10313000/7ф/7А от 25 марта 2010 года постановление № 10313000-89/2010 начальника таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону от 3 марта 2010 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ оставлено без изменения.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили следующие обстоятельства: 26.01.2010 года в 06 часов 50 минут ФИО1, проходя таможенное оформление на авиарейс «Ростов-на-Дону - Стамбул», не задекларировала в письменной форме товар - дорожные чеки на сумму 30 000 долларов США, вывозимые ею с территории РФ.
Обжалуя постановление начальника таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону № 10313000-89/2010 от 3 марта 2010 года и решение начальника Ростовской таможни № 10313000/7ф/7А от 25 марта 2010 года, защитник Селихова О.Н. в интересах ФИО1 просит их отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, так как, по ее мнению, таможенные органы необоснованно отнесли дорожные чеки к товару, КоАП РФ не содержит специальной нормы за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами дорожных чеков, действия ФИО1 могли быть квалифицированы по ст. 16.4 КоАП РФ, предусматривающей наиболее мягкое наказание, ФИО1 не имела целью скрыть наличие дорожных чеков от таможенных органов и по первому требованию их предъявила, тем самым у нее отсутствовал умысел на их тайный вывоз с территории РФ, понятие дорожных чеков содержит Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», нормы которого относят дорожные чеки к валюте, между тем соответствующие изменения в нормы КоАП РФ законодателем внесены не были, тем самым имеет место «пробел» в законодательстве.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник по ордеру Селихова О.Н. доводы жалобы поддержали в полном объеме, дополнив, что в настоящее время ими направлена жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации о признании ст. 16.4 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ.
В судебном заседании уполномоченный по ОВД отделения административных расследований таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону Ростовской таможни ФИО2, действующая на основании доверенности, просила обжалуемые постановление и решение оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы административного дела, доводы ФИО1 и ее защитника Селиховой О.Н., изложенные в жалобе, их пояснения и пояснения представителя Ростовской таможни в судебном заседании, изучив материалы административного дела № 10313000-89/2010, суд не находит оснований для отмены постановления начальника таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону № 10313000-89/2010 от 3 марта 2010 года и решения начальника Ростовской таможни № 10313000/7ф/7А от 25 марта 2010 года.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в том числе наличие состава административного правонарушения, доказанность вины в его совершении лица, привлекаемого к ответственности.
Статья 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается доказательствами, находящимися в материалах дела.
Суд считает данный факт установленным, а вину ФИО1 доказанной.
Действия ФИО1 квалифицированы правильно по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, мера административного наказания определена в соответствии с санкцией статьи.
Постановление составлено надлежащим лицом, в пределах своей компетенции, вынесено в срок, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ. Процессуальные права и положения соблюдены.
Материалами дела об АП № 10313000-89/2010 установлено, что 26.01.2010 в 06 час. 50 мин. в ходе таможенного оформления пассажиров международного авиарейса № 1394 "Ростов-на-Дону - Стамбул" в "зеленый" канал зоны таможенного контроля, расположенной в зале вылета международного сектора аэропорта г. Ростов-на-Дону, обозначенной специальным графическим символом в виде восьмиугольника зеленого цвета на белом фоне, а также выполненными зеленым цветом на русском и английском языках надписями "Зеленый канал" "Green channel", "Товаров, подлежащих письменному декларированию, нет" и "Nothing to declare", вошла и пересекла зеленую линию шириной 50 см, ограничивающую зону таможенного контроля, ФИО1, вылетавшая вышеуказанным авиарейсом. Пассажирскую таможенную декларацию ФИО1 таможенному органу не подавала. К таможенному контролю ФИО1 были предъявлены паспорт, авиабилет, багаж (дорожную сумку синего цвета, 1 место) и ручная кладь (дамская сумка черного цвета, 1 место). При прохождении таможенного контроля на вопрос инспектора о наличии валюты, ФИО1 сообщила, что у нее имеется наличная валюта в сумме 1 300 (одна тысяча триста) евро и предъявила вышеуказанную валюту к таможенному контролю. На вопрос инспектора о наличии ценных бумаг, ФИО1 сообщила, что у нее имеются дорожные чеки AMERICAN EXPRESS на сумму 30 000 (тридцать тысяч) долларов США, не задекларированные ею по установленной письменной форме, и предъявила дорожные чеки к таможенному контролю.
Пунктом 2 ст. 12 Таможенного кодекса РФ установлено, что порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей регулируется валютным законодательством Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного контроля и Таможенным кодексом РФ. Согласно п. 3.1 ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 № 173-ФЗ при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
Одновременно, п.9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2003 N 715 "Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" установлено, что декларирование в письменной форме осуществляется на бланках таможенной декларации (пассажирская таможенная декларация), форму и порядок заполнения которой устанавливает Федеральная таможенная служба.
В соответствии с п. 1 ст. 286 Таможенного кодекса РФ, декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ. При этом согласно пп. 5 п. 2 ст. 286 Таможенного кодекса РФ декларированию в письменной форме подлежат товары, обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП России предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, является порядок декларирования товаров. Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, подлежащих декларированию, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.
Квалификация деяния, выраженного в недекларировании по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, в частности дорожных чеков, дополнительно разъяснена в письме ФТС РФ от 10.01.2008 N 01-11/217 "О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства", где указано, что в случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также в случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих декларированию путем подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП России.
Статьей 16.4 КоАП России установлена административная ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:
- валютой Российской Федерации являются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
- иностранной валютой являются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Таким образом, понятие «валюта» законодателем определено четко и недвусмысленно, и в соответствии с действующим законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, дорожный чек не может быть отнесен к иностранной валюте или валюте РФ, следовательно, ответственность за их недекларирование не может наступить по ст. 16.4 КоАП РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ к товарам относится любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество. Как следует из п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» дорожные чеки как внешние ценные бумаги являются валютными ценностями. Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что дорожные чеки являются товарами, за недекларирование которых по установленной, в данном случае - письменной, форме наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.
Ссылка в решении начальника Ростовской таможни № 10313000/7ф/7А от 25.03.2010 на письмо ФТС РФ от 10 января 2008 № 01-11/217 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» имеет информационный характер.
Выводы о наличии в действиях гр-ки ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, основаны на положениях Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ, Таможенного кодекса РФ и КоАП России, а также на оценке доказательств по делу об АП № 10313000-89/2010.
Ссылка таможенного органа в решении начальника Ростовской таможни № 10313000/7ф/7А от 25.03.2010 и в постановлении по делу об АП № 10313000-89/2010 на то обстоятельство, что ФИО1 при пересечении государственной границы РФ нарушены требования ст. 286 ТК РФ правомерна, так как в соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров через границу. В соответствии с п. 1 ст. 286 ТК РФ декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ. При этом в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 286 ТК РФ декларированию в письменной форме подлежат товары, обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3.1 ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
Вместе с тем, вывозимые гр-ой ФИО1 дорожные чеки в сумме 30 000 долларов США не были задекларированы ею по установленной письменной форме.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, образует недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной» товаров …., подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП России. Материалами дела об АП № 10313000-89/2010 полностью доказан факт недекларирования по установленной (письменной) форме гр-ой ФИО1 дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, подлежащих обязательному письменному декларированию, а также вина (в форме неосторожности) гр-ки ФИО1 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.
Административным расследованием по делу установлено, что дорожные чеки, эмитированные компанией AMERICAN EXPRESS, были проданы Ростовским отделением № 5221 гр-ке ФИО1 на основании паспорта гражданина Российской Федерации серия <...>: 28.12.2009 - на сумму 6 000 долларов США; 30.12.2009 - на сумму 2 000 долларов США, 13.01.2010 - на сумму 13 000 долларов США, 20.01.2010 - на сумму 4 000 долларов США, 25.01.2010 - на сумму 5 000 долларов США, т.е., их стоимость составляет именно 30 000 долларов США. Таком образом, размер административного штрафа определен правильно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для изменения или отмены постановления № 10313000-89/2010 начальника таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону от 3 марта 2010 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ и решения начальника Ростовской таможни № 10313000/7ф/7А от 25 марта 2010 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд -
Р Е Ш и л :
Постановление № 10313000-89/2010 начальника таможенного поста Аэропорт Ростов-на-Дону от 3 марта 2010 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ и решение начальника Ростовской таможни № 10313000/7ф/7А от 25 марта 2010 года оставить без изменения, а жалобу защитника Селиховой О.Н. в интересах ФИО1 - без удовлетворения.
Данное решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Аксайского районного суда
Ростовской области С.Л. Рубежанский