ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 10495/15 от 29.09.2015 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 10 495/15 29 сентября 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга

В составе: председательствующего судьи Масленниковой Л.О.

При секретаре Юровой В.А.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнекамского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО « Лента» об обязании привести здание ( помещение) в соответствии с нормами законодательства о пожарной безопасности и устранить нарушения

УСТАНОВИЛ:

Нижнекамский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика ООО « Лента» привести здание ( помещение), находящееся по адресу: <...> в соответствии с нормами законодательства о пожарной безопасности и устранить нарушения.

В обосновании своих требований истец ссылается на те обстоятельства, что прокуратурой г. Нижнекамска совместно с инспектором отдела надзорной деятельности МЧС России по Нижнекамскому муниципальному району была проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства в здании, помещении торгового комплекса ТК-65 ООО « Лента», расположенного по адресу: <...>.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований правил противопожарного режима в Российской Федерации:

- отсутствуют соответствующие знаки пожарной безопасности у извещателей пожарных ручных (п. 6.2.1, приложение Ж (обязательное) ГОСТ Р 12.4.026-2001);

- эвакуационные знаки пожарной безопасности с электрической подсветкой размещены на высоте более 1,8 метра, применён знак Е02-01 без каких-либо других эвакуационных знаков ( п.6.4.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009; п. 6.2.1. приложение И ( обязательное) ГОСТ Р 12.4.026-2001);

- двери кладовых (поз. 211, 110) не противопожарные, не имеют соответствующего предела огнестойкости (п.7.4. СНиП 21-01-97*; р.6.8.19 СП 2.13130.2009);

- в серверной поз 224 не организовано проведение работ по заделке отверстий негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград (стен) венкоробами. ( п.22 Постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года « О противопожарном режиме»);

- шкафы пожарных кранов не имеют красного сигнального цвета в наружном оформлении, возможности осмотра содержимого без открытия, отверстий для проветривания ( п.6.13 СНиП 2.04.01- 85*; 4.1.13 СП 10.13130 2009 п 5 3 5 20 ГОСТ Р 51844-2009);

-трубопроводы, сварные швы системы автоматического спринклерного пожаротушения не окрашены в соответствующий цвет ( п.5.7.2.1 СП 5.13130. 2009);

- произведено изменение объёмно-планировочных решений, в результате чего часть помещений не защищена автоматической пожарной сигнализацией: кладовая поз 211 п/п е) п.23 Правил противопожарного режима РФ ( Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 « О противопожарном режиме»).

- не произведен монтаж системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 4 типа (п.8 таблицы СП 3.13130.2009).

Представитель заявителя в суд не явился, о дне слушания дела извещен.

Ответчик – представитель ООО « Лента» по доверенности ФИО1 в суд явился, исковые требования не признал, пояснил суду, что предписания Нижнекамской прокуратуры от 31 октября 2014 года об устранении выявленных нарушений ООО «Лента» не получало. Было предписание от 21 октября 2014 года, все нарушения, указанные в данном предписании были устранены, о чем свидетельствует справка от 20 апреля 2015 года № 1114-2-3720 Начальника ОНД.

Как пояснил представитель ответчика из названной справки следует, что не устранены только 2 выявленных нарушения, а именно: шкафы пожарных кранов не имеют красного сигнального цвета в наружном оформлении, возможности осмотра содержимого без открытия, отверстий для проветривания и трубопроводы, сварные швы автоматического спринкерного пожаротушения не окрашены в соответствующий цвет.

Как пояснил представитель ответчика, указанные нарушения не могут быть вменены в вину, поскольку те нормы, на которые ссылается истец, носят рекомендательный, а не обязательный характер.

3-е лицо – представитель ОНД по Нижнекамскому муниципальному району Республики Татарстан в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Из материалов дела усматривается, что 21 октября 2014 года в адрес Директора торгового комплекса ООО « Лента» в г. Нижнекамске было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противопожарной безопасности Нижнекамским городским прокурором Мустакимовым Ф.С. (л.д. 9-12).

В своем исковом заявлении Нижнекамский городской прокурор просит обязать ответчика привести здание (помещение), находящееся по адресу: <...> в соответствии с нормами законодательства о пожарной безопасности в срок до 20 мая 2015 года и устранить вышеуказанные нарушения.

В материалах дела имеется справка начальника отдела НД – главного государственного инспектора по Нижнекамскому муниципальному району по пожарному надзору ФИО2 от 20 апреля 2015 года № 1114-2-37-20 (л.д. 30-41), из которой усматривается, что ответчиком не устранены только 2 нарушения, а именно: шкафы пожарных кранов не имеют красного сигнального цвета в наружном оформлении, возможности осмотра содержимого без открытия, отверстий для проветривания ( п.6.13 СНиП 2.04.01- 85*; 4.1.13 СП 10.13130 2009 п 5 3 5 20 ГОСТ Р 51844-2009) и

трубопроводы, сварные швы системы автоматического спринклерного пожаротушения не окрашены в соответствующий цвет (п.5.7.2.1 СП 5.13130. 2009).

Суд направил в адрес Нижнекамского городского прокурора уведомлением с просьбой уточнить исковые требования (л.д. 121), однако, в своем ответе (л.д. 125-126), свои исковые требования истец не конкретизировал, констатировал обстоятельство об исполнении части требований, просил исполнить требования в части названных выше нарушений.

В связи с тем, что истцом не оспаривается, тот факт, что часть выявленных нарушений, ответчиком устранены, а от исковых требований в этой части истец не отказался, суд считает возможным отказать в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, суд считает возможным рассмотреть исковое заявление только в части указанных выше нарушений.

В иске указано, что шкафы пожарных кранов не имеют красного сигнального цвета в наружном оформлении, возможности осмотра содержимого без открытия, отверстий для проветривания ( п.6.13 СНиП 2.04.01- 85*; 4.1.13 СП 10.13130 2009 п 5 3 5 20 ГОСТ Р 51844-2009).

Пункт 6.13 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий не может быть вменен в качестве описанного истцом нарушения в силу следующего».

Нормы СНиП 2.04.01-85* распространяются на проектирование строящихся и реконструируемых систем внутреннего холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков, а п. 6.13 данного СНиП устанавливает требование в отношении пожарного крана, а не пожарного шкафа.

Торговый комплекс «Лента», расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Нижнекамск, ул. Лесная, д.14, не является проектируемым, строящимся или реконструируемым объектом недвижимости, введен в эксплуатацию «14» августа 2014 года (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU16530117-03-70 от 14.08.2014).

Кроме того, в соответствии с приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 № 2079 раздел 6 СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий, кроме разделов 2, 7 - 9, 10 (пунктов 10.4 - 10.10, 10.12 - 10.20), 12 (пунктов 12.1 - 12.20, 12.24 - 12.27), 13 (пунктов 13.2 - 13.10, 13.12 - 13.19), 14, включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», т.е. раздел 6 СНиП 2.04.01-85*, вменяемый в качестве нарушения заявителю требований пожарной безопасности, носит рекомендательный характер, не содержит обязательных требований и не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов и пожарной безопасности.

В соответствии со ст.ст. 1, 20, Закона № 69-ФЗ, п.п. 2, 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ, п. 2 ст. 15, п.п. | 1 и 4 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ, пп. 54 и 215 Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 123-ФЗ, утвержденного приказом Росстандарта от 16.04.2014 № 474, в силу прямого указания в п. 1.1 СП 10.13130.2009, в п. 1 приказа Ростехрегулирования от 18.02.2009 № 52-ст, СП 10.13130.2009 и ГОСТ Р 51844-2009, вменяемые заявителю в качестве нарушений требований пожарной безопасности, утверждены для добровольного применения, носят рекомендательный характер и не содержат обязательных требований. Неприменение стандартов и (или) сводов правил, носящих рекомендательный характер, не может оцениваться как несоблюдение требований пожарной безопасности. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности.

Согласно п. 4.1.13 СП 10.13130.2009, на который ссылается истец, пожарные краны следует размещать в пожарных шкафах, имеющих отверстия для проветривания.

В соответствии с п. 5.3 ГОСТ Р 51844-2009 конструкция пожарного шкафа должна обеспечивать его естественную вентиляцию. Вентиляционные отверстия следует располагать в верхних и нижних частях дверок или на боковых поверхностях стенок пожарного шкафа (модуля). Общая площадь вентиляционных отверстий должна быть не менее 10 см2. Допускаются другие конструктивные решения обеспечения естественной вентиляции шкафа.

Согласно п. 5.20 ГОСТ Р 51844-2009 внешнее оформление пожарного шкафа (модуля) должно включать красный сигнальный цвет в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. При этом указанное положение ГОСТ Р 51844-2009 не содержит прямого требования устанавливать пожарный шкаф полностью окрашенный в красный сигнальный цвет, а отсылает к ГОСТ Р 12.4.026-2001, который также не содержит такого требования.

В здании ТК Лента 65 установлены допущенные к эксплуатации шкафы пожарные ШПК ВЫМПЕЛ, имеющие отверстия для проветривания общей площадью более 10см2. Шкафы имеют белый цвет и выделяются за счет нанесения на них самоклеящихся знаков пожарной безопасности F02 «пожарный кран» красного сигнального цвета (устанавливаемый в местах нахождения комплекта пожарного крана с пожарным рукавом и стволом) и F04 «огнетушитель» красного сигнального цвета (устанавливаемый в местах нахождения огнетушителя), предусмотренные п.п. 6.2.1, 6.3.2, приложением «Ж» ГОСТ Р 12.4.026-2001. Указанные шкафы изготовлены в соответствии с техническими условиями ТУ-4854-001-55745425-2002 и признаны годными для эксплуатации, что подтверждается соответствующими паспортами (копия паспорта прилагается). Указанное обстоятельство подтверждается фотографиями №№ Б.5.1-Б.5.9.

Учитывая изложенное, суд приходить к выводу о том, что исковые требования в этой части не могут быть удовлетворены.

Также нет оснований и для удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика устранить нарушения окрашивания в части трубопроводов, сварных швов системы автоматического спринклерного пожаротушения в соответствующий цвет (п.5.7.2.1 СП 5.13130. 2009).

Согласно п. 5.7.21 СП 5.13130.2009 опознавательная окраска или цифровое обозначение трубопроводов должны соответствовать ГОСТ Р 12.4.026 и ГОСТ 14202:

- водозаполненные трубопроводы спринклерной, дренчерной и спринклерно-дренчерной АУП, а также водозаполненные трубопроводы пожарных кранов - зеленый цвет или цифра.

При этом, ГОСТ Р 12.4.026 не устанавливает специальных требований к окраске трубопроводов спринклерной АУП, ГОСТ 14202 распространяет свое действие на здания промышленных предприятий, к которым ТК Лента 65 не относится, а СП 5.13130.2009 не указывает в каком объеме или в какие места должна быть нанесена опознавательная окраска.

Кроме того, согласно примечанию и. 5.7.22. по требованию заказчика допускается изменение окраски трубопроводов в соответствии с интерьером помещений.

Требования к окраске сварных швов системы автоматического спринклерного пожаротушения ни п. 5.7.21 СП 5.13130.2009 ни СП в целом не установлены.

Вмененное прокуратурой нарушение не соответствует действительности, из фотографий Б.5.1-Б.5.4 следует, что требования положений п.п. 5.7.21, 5.7.22 СП 5.13130.2009 ответчиком соблюдаются. Интерьер помещений ТК Лента 65 преимущественно составляет белый цвет. В здании ГК Лента 65 трубопроводы системы спринклерного пожаротушения с подключением пожарных кранов имеют белый цвет и выделяются за счет нанесения на них самоклеящихся полос зеленого цвета. Указанное обстоятельство также подтверждается справкой начальника ОНД от 20.04.2015.

Наряду с изложенным, в соответствии со ст.ст. 1, 20 Закона № 69-ФЗ, п.п. 2, 3 ст. 4 Закона № 123-ФЗ, п. 2 ст. 15, п.п. 1 и 4 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ, пп. 45 Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 123-ФЗ, утвержденного приказом Госстандарта от 16.04.2014 № 474, в силу прямого указания в п. 1.1 СП 5.13130.2009, вмененный административным органом в качестве нарушения СП 5.13130.2009 утвержден для добровольного применения, носит; рекомендательный характер, не содержит обязательных требований и не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности.

С учетом изложенного, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Нижнекамского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО « Лента» об обязании привести здание ( помещение) в соответствии с нормами законодательства о пожарной безопасности и устранить нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через суд, принявший решение.

Судья: