ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 10/2017 от 03.03.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-10/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2017 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Шаталове Е.А.

с участием прокурора Хохловой А.П.,

представителя административного истца Махова А.В., представителя административного ответчика Карика О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации «Объединение организаций, управляющих недвижимостью «Стратегия» о признании недействующим постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 октября 2016 года № 105-н «О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 16.12.2013 № 586-н/1 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.12.2013 № 586-н/1 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области» были установлены, кроме прочих, нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области, определенные расчетным методом, согласно приложению 5 к указанному постановлению (пункт 5).

Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Ивановская газета» № 232(5561) 18.12.2013.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 октября 2016 г. № 105-н «О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 16.12.2013 № 586-н/1 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области» (далее – Постановление от 28 октября 2016 года № 105-н), опубликованным на официальном сайте Правительства Ивановской области www.ivanovoobl.ru 31.10.2016 и в печатном издании «Ивановская газета» № 87(5983) 04.11.2016, в указанное постановление РСТ Ивановской области внесены изменения в виде изложения таблицы 1 приложения 5 «Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ивановской области» в новой редакции в соответствии с приложением к настоящему постановлению.

Ассоциация «Объединение организаций, управляющих недвижимостью «Стратегия» обратилась в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующим Постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 октября 2016 года № 105-н, указывая, что оно принято с нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», в частности, положений пункта 22 Правил, ввиду необоснованного отказа в применении при расчетах нормативов метода аналогов. В связи с изложенным, административный истец полагает, что установленные оспариваемым постановлением нормативы, уменьшенные по сравнению с ранее действующими от 1,9 до 9,8 раз, являются экономически необоснованными, что нарушает права и законные интересы членов Ассоциации на справедливую плату за оказание коммунальных услуг для общедомовых нужд.

В дополнение к заявленным основаниям административных исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административный истец сослался на то, что в нарушение федерального законодательства при расчете нормативов на общедомовые нужды Департаментом не были учтены необходимые сведения от ресурсоснабжающей организации ОАО «Водоканал» гор. Иваново, не были приняты надлежащие меры к истребованию необходимых сведений непосредственно из ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний города Иваново, что привело к искажению результатов объема выборки многоквартирных домов и необоснованному выводу Департамента о невозможности применения метода аналогов ввиду недостаточности данных приборного учета; а также нарушения при применении расчетного метода по причине использования недостоверных данных об общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, и численности жителей.

В судебном заседании представитель административного истца Махов А.В. поддержал административный иск, настаивая на том, что при использовании всей полноты информации нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета могли быть установлены методом аналогов, имеющим приоритет над расчетным методом.

В судебном заседании представитель административного ответчика Карика О.Н. возражал против удовлетворения административного иска, сославшись на доводы письменных возражений, дополнительно пояснил, что Департамент при установлении нормативов использовал сведения, поступившие от органов местного самоуправления в порядке исполнения соответствующего запроса Департамента от 17 февраля 2016 года. Указанные сведения органы местного самоуправления запрашивали предварительно у ресурсоснабжающих и управляющих организаций, а затем сводили в формате приложенной к запросу таблицы. Информация АО «Водоканал», направленная Администрацией города Иваново 31 мая 2016 года, не содержала необходимых сведений, поэтому не могла быть учтена при расчете объема выборки многоквартирных домов, поскольку из-за имеющихся в ней недостатков невозможно было дифференцировать дома по группам. Поступивший от Администрации города Иваново 31 октября 2016 года электронный диск, содержащий необходимую информацию в сведенном виде, уже не мог быть использован при расчете нормативов. В любом случае, по мнению Департамента, метод аналогов применен быть не мог из-за недостаточности данных приборного учета.

Выслушав в судебном заседании представителей сторон административного дела, исследовав и оценив материалы дела, допросив свидетеля Агапову О.П., заслушав заключение прокурора Хохловой А.П., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В силу части 5 статьи 15 КАС РФ к рассматриваемому административному спору указанные Правила N 306 применяются в редакции постановления Правительства РФ от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации) (пункт 9).

В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.

Предметом оспаривания по данному делу является постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 октября 2016 года № 105-н «О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 16.12.2013 № 586-н/1 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области», которым таблица 1 приложения 5 «Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории Ивановской области» изложена в новой редакции в соответствии с приложением к настоящему постановлению.

Указанные нормативы потребления установлены для 4-х категорий многоквартирных домов:

- с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением;

- с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением;

- с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами;

- с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения,

и дифференцированы в 1-3 группе в зависимости от количества этажей: от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16.

Указанные нормативы действуют с 01 января 2017 года.

Ассоциация ««Объединение организаций, управляющих недвижимостью «Стратегия», целью деятельности которой является координация деятельности и защита интересов членов Ассоциации, объединяет на правах членства несколько десятков юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность в сфере управления многоквартирными домами и их эксплуатации, в связи с чем является субъектом спорных правоотношений, регулируемым оспариваемым нормативным правовым актом.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года N 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, согласно которому Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных настоящим Положением, в полномочия которого входит, в том числе, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением нормативов потребления коммунальных услуг в части газоснабжения и электроснабжения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.п. 1.1, 3.13).

Решения Департамента оформляются постановлениями и опубликовываются в "Собрании законодательства Ивановской области" и (или) "Ивановской газете" и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru) (п. 1.4 Положения), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года N 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации".

В соответствии с пунктом 17 Правил N 306 решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением N 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.

Текст оспариваемого Постановления от 28 октября 2016 года № 105-н с приложением опубликован на официальном сайте Правительства Ивановской области www.ivanovoobl.ru 31.10.2016 и в печатном издании «Ивановская газета» № 87(5983) 04.11.2016.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах его полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

Правомочность органа, принявшего оспариваемое Постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Пункт 14 Правил N 306 устанавливает, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 16 Правил N 306 предусмотрено, что изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в следующих случаях:

а) изменение конструктивных и технических параметров (в том числе в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;

б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;

в) получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив был установлен расчетным методом.

Как следует из экспертного заключения от 28.10.2016 по материалам дела о пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг холодному водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденных постановлением РСТ Ивановской области от 16.12.2013 № 586-н/1 (в редакции от 31.08.2015 № 39-н/1) (том 1 л.д.86-91), основанием для изменения установленных ранее нормативов послужила информация, поступившая от органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, из которой следовало, что в ряде многоквартирных домов г. Иваново площади мест общего пользования в документах, представленных в 2016 году, от 2-х до 42-х раз больше площадей, учтенных в 2015 году при выполнении расчета нормативов на ОДН, установленных указанным выше постановлением, что, по мнению экспертной группы, привело к изменению объема потребления холодной воды, горячей воды более чем на 5%. В этой связи к экспертному заключению в виде таблицы приобщены сведения о площадях мест общего пользования по данным 2015 года и 2016 года в отношении 63-х многоквартирных домов города Иваново (приложение № 2).

Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил № 306).

В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Из совокупности перечисленных норм права следует, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Как следует из постановления РСТ Ивановской области от 16.12.2013 №586-н/1, нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области определены расчетным методом.

Возражая против удовлетворения заявленного административного иска, представитель Департамента энергетики и тарифов Ивановской области сослался на невозможность применения метода аналогов ввиду недостаточности данных приборного учета потребления холодной воды, горячей воды, водоотведения в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Указанный вывод содержится в экспертном заключении от 28.10.2016.

Между тем порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил N 306.

В соответствии с пунктом 33 Правил N 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

В соответствии с пунктом 34 Правил N 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения N 1 к Правилам N 306. Согласно формуле 2 приложения N 1 к Правилам N 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.

Для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение всего срока снятия показаний, используемых для расчета нормативов потребления коммунальных услуг, в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (п. 35).

Согласно пункту 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.

Показания приборов учета снимаются в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа отопительного периода (п. 37 Правил).

Как следует из материалов, имеющихся в деле об установлении нормативов, пояснений представителя ответчика и показаний свидетеля Агаповой О.П., являющейся начальником отдела по утверждению нормативов Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, Департаментом с целью возможности установления нормативов методом аналогов производился сбор информации от органов местного самоуправления.

Письмом от 17 февраля 2016 года, направленным Главам администраций муниципальных образований Ивановской области, Департамент обязал органы местного самоуправления в срок до 01 июня 2016 года представить информацию по всему жилищному фонду муниципального образования за 2015 год и отопительный период 2015-2016 годов в сведенном виде в формате приложенной таблицы, состоящей из 120-ти столбцов, предусматривающей указание сведений по каждому многоквартирному и жилому дому в муниципальном образовании, включая год постройки, % износа, количество этажей, количество квартир, численность проживающих, степень благоустройства, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (без подвалов и чердаков), наличие ОДПУ, показания ОДПУ по каждому виду коммунального ресурса, включая потребление домом холодной и горячей воды за год и за отопительный период и т.д.

31 мая 2016 года от Администрации города Иваново поступила информация для расчета нормативов, полученная в свою очередь от ресурсоснабжающих организаций города Иваново: ОАО «Ивановская городская теплосбытовая компания» - по 1281 многоквартирным домам (далее – МКД), АО «Ивгортеплоэнерго» - по 74 МКД, АО «Водоканал» - по 2935 МКД.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, изложенных в письменных возражениях на иск (том 2 л.д. 1-10, том 3 л.д. 221-230), в связи с тем, что информация АО «Водоканал» не содержала всех необходимых данных, в частности, о статусе дома, общей численности проживающих, степени благоустройства, количестве этажей, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, износе внутридомовых инженерных систем, непрерывности учета в течение всего срока снятия показаний, Департамент не использовал данную информацию при установлении нормативов на ОДН. Таким образом, показания приборов учета коммунальной услуги по холодному водоснабжению в отношении МКД, расположенных на территории города Иваново, Департамент при расчетах нормативов не учитывал. В свою очередь информация ОАО «ИвГТСК» и АО «ИвГТЭ» была использована Департаментом при организации общего свода по региону, но ввиду отсутствия всей необходимой указанной выше информации многоквартирные дома данных организаций не попали в предварительную выборку.

Результаты расчета объема выборки многоквартирных домов отдельно по холодному и горячему водоснабжению приложены к экспертному заключению от 28.10.2016. На основании указанных результатов Департамент энергетики и тарифов Ивановской области сделал вывод о том, что во всех категориях МКД этажностью от 1 до 5, а также в первой категории МКД этажностью от 6 до 9 количество предварительно отобранных домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН, меньше минимального необходимого объема выборки. Во всех остальных категориях МКД выборка не состоялась ввиду отсутствия данных приборного учета, отсутствия данных по общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, данных по количеству проживающих в МКД.

Вместе с тем необходимо учитывать, что оспариваемые нормативы установлены для четырех групп МКД, в каждой из которых предоставляется централизованное холодное водоснабжение и только первой подгруппе предоставляется горячее водоснабжение.

Поскольку в выборку для определения нормативов на ОДН аналоговым методом включаются только те МКД, в отношении которых имеются показания общедомовых приборов учета как по холодному, так и по горячему водоснабжению и сведения об объеме (количестве) потребления коммунального ресурса, основная масса МКД по г.о. Иваново не вошла в выборку для определения нормативов на ОДН методом аналогов, что, безусловно, повлияло на итоговый расчет объема выборки, определяемого по формуле 1 пункта 1 Приложения № 1 к Правилам № 306 на основе предварительной выборки в два этапа (п. 2 Приложения № 1), и, как следствие, на вывод Департамента о том, что выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов, и об отказе от его применения.

В этой связи суд полагает выводы Департамента не объективными, не обоснованными достаточной совокупностью исследованных материалов. Неполучение необходимой информации к указанному в запросе Департамента сроку не может служить достаточным основанием для обоснования невозможности применения метода аналогов, имеющего приоритет над расчетным методом в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Суд считает, что Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области не предприняты все необходимые меры для установления факта отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Положения пункта 9(1) Правил № 306 возлагают на ресурсоснабжающие организации обязанность представлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38 настоящих Правил, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности.

Между тем правом запросить все необходимые сведения непосредственно в АО «Водоканал» либо в Администрации города Иваново Департамент в период с мая по октябрь 2016 года не воспользовался. Административным ответчиком представлено только два письма на имя заместителя председателя Правительства Ивановской области от 08.07.2016 и 11.10.2016, в которых указано, что Администрацией города Иваново представлена неполная информация, в разрозненном виде, без общего свода, что делает ее непригодной для использования при расчете нормативов.

Более того, 27.10.2016 по электронной почте Департаментом получено письмо от Администрации города Иваново о том, что в адрес Департамента направлена дополненная сведенная информация в формате требуемой таблицы на электронном носителе, который поступил в Депертамент 31.10.2016. Об осуществлении Администрацией города Иваново соответствующего свода информации с помещением его на электронный носитель Департаменту было известно еще в мае 2016 года из письма от 31.05.2016. Несмотря на это, нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН были установлены без учета всей необходимой информации по гор. Иваново.

В ходе судебного разбирательства стороны не отрицали, что с учетом всей полноты сведений результаты объема выборки в каждой подгруппе изменились бы. Так, в 1-й подгруппе домов этажностью от 1 до 5 (ХВ) Департамент использовал в своих расчетах сведения только в отношении 106 МКД, расположенных в подавляющем большинстве в муниципальных районах Ивановской области, по которым имелись данные приборного учета. Между тем с учетом всей полноты информации должны были быть учтены дополнительно 185 домов, расположенных в городе Иваново, и в результате, с учетом выполнения п. 33 Правил № 306, количество домов, участвующих в расчетах в этой подгруппе, должно было составлять 190 МКД. Аналогичная ситуация имеется в каждой подгруппе домов.

При этом информация в отношении МКД, расположенных в городе Иваново, являющемся административным центром Ивановской области, имеет существенное значение для установления оспариваемых нормативов потребления на территории Ивановской области, и могла и должна была быть учтена на момент принятия оспариваемого постановления.

С учетом этого обстоятельства суд не принимает во внимание доводы административного ответчика и произведенные им постфактум в ходе судебного разбирательства новые расчеты объема выборки по каждой подгруппе МКД с учетом данных, содержащихся на электронном диске, поступившем в Департамент 31.10.2016 (том 3 л.д. 211-249), о том, что в любом случае, даже с учетом сведенной информации, поступившей от Администрации гор. Иваново в октябре 2016 года, условие представительности выборки не соблюдается, то есть метод аналогов применен быть не мог.

При этом административным истцом в свою очередь приведен контррасчет объема выборки по 1-ой подгруппе МКД этажностью от 1 до 5 (ХВ), с учетом сведений об объеме холодной воды, потребленной за отопительный период 2015-2016 по данным АО «Водоканал» гор. Иваново, количестве зарегистрированных граждан на 01.05.2016 по сведениям управляющих компаний, по результатам которого количество предварительно отобранных домов больше минимального необходимого объема выборки, то есть условие представительности выборки соблюдено (том 3 л.д. 184-191).

Таким образом, административным истцом подтверждается, что, если бы необходимая информация в отношении МКД, расположенных в городе Иваново, была своевременно затребована и использована в полном объеме Департаментом, при установлении нормативов потребления имелись бы основания для применения метода аналогов. При этом численность проживающих имеет существенное значение, поскольку данный показатель участвует в расчете среднего потребления холодной (горячей) воды (из расчета куб.м./чел. в месяц), исходя из которого осуществляется проверка на превышение 20-процентного отклонения от среднего значения расхода коммунального ресурса в соответствии с п. 40 Правил № 306.

Между тем, согласно справкам управляющих компаний, являющихся членами Ассоциации, представленным административным истцом, в отношении 9-ти многоквартирных домов (том 3 л.д.192-209) сведения о численности граждан, зарегистрированных по состоянию на 01.05.2016, не совпадает с их количеством, указанным в расчетных таблицах Департамента.

При таких обстоятельствах нельзя сделать вывод о том, что у Департамента имелись достаточные основания для вывода о невозможности применения метода аналогов ввиду недостаточности данных приборного учета потребления холодной воды, горячей воды, водоотведения в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Следовательно, установление норматива, определенного расчетным методом, противоречит пунктам 19, 21, 22 Правил N306.

Ссылка административного ответчика на действующую с 01.01.2017 новую редакцию Правил № 306, предусматривающую применение при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме расчетного метода как единственно возможного, является несостоятельной.

При использовании расчетного метода установления оспариваемых нормативов также были нарушены требования федерального законодательства.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода установлен в разделе VI Правил N 306.

Согласно пункту 43 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к настоящим Правилам.

Согласно п. 27 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)

(формула 26)

,

где:

0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека);

K - численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив;

- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).

Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

Нельзя не учитывать, что сведений, поступивших от ОАО «ИвГТСК» и АО «ИвГТЭ» об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, и численности жителей обслуживаемых ими МКД гор. Иваново, было недостаточно, поскольку эти организации оказывают услуги по отоплению и горячему водоснабжению. При этом во 2-4 группах МКД, в отношении которых установлен норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, нет горячего водоснабжения, а центральное отопление имеется не во всех МКД. Таким образом, только при наличии сведений от всех ресурсоснабжающих организаций можно было бы утверждать об обоснованности установленных нормативов.

Поскольку судом установлена неполнота информации, на основании которой Департаментом были установлены нормативы потребления расчетным методом, его применение также нельзя признать обоснованным.

Из показаний свидетеля Агаповой О.П. следует, что при своевременном использовании данных АО «Водоканал», поступивших от Администрации гор. Иваново, изменились бы показатели и общей площади помещений и численности жителей, что повлияло бы на установленный норматив.

Этот вывод подтверждается и расчетами Департамента, согласно которым при использовании материалов с электронного диска с надлежащими сведениями АО «Водоканал» нормативы потребления коммунальных услуг в некоторых подгруппах МКД изменились по сравнению с установленными оспариваемым постановлением (том 4 л.д.33-34).

Кроме того, при установлении нормативов потребления расчетным методом, учтенные Департаментом сведения об общей площади помещений, относящихся к общему имуществу (без подвалов и чердаков), в отношении 10-ти МКД не соответствуют данным технических паспортов, представленным административным истцом (том 4 л.д.1-31). Между тем используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте МКД, что также следует из письма Минрегионразвития РФ от 22.11.2012 № 39433-ВК/19.

При этом административный истец документально подтвердил, что при установлении нормативов потребления Департамент использовал неактуальные сведения о численности жителей по состоянию на май 2016 года. Согласно представленным справкам управляющих компаний, входящих в Ассоциацию «Стратегия» (том 3 л.д.192-209), в 9-ти МКД (ул. Правды, д. 7-а, ул. Дунаевского, д. 3, ул. Дзерджинского, д. 49, ул. 8-я Минеевская, д. 67А, ул. 2-я Минская, д. 11, ул. Полка Нормандии-Неман, д. 73, ул. 4-я Деревенская, д. 62, ул. Григория Королева, д.д. 9А и 10А), численность жителей разнится с указанной в расчетах Департамента, как в большую, так и в меньшую сторону.

При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт не может быть признан соответствующим нормативному правовому акту, имеющей большую юридическую силу.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При установленных судом вышеизложенных обстоятельствах, когда оспариваемое Постановление от 28 октября 2016 года № 105-н противоречит федеральному законодательству, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 215 КАС РФ, для признания указанного нормативного правового акта недействующим, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Поскольку оспариваемые нормативы применялись при расчетах за коммунальные услуги с населением Ивановской области, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ понесенные административным истцом судебные расходы в сумме 300 рублей, подтвержденные платежным поручением от 20.12.2016, подлежат возмещению Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области. В связи с неполной оплатой административным истцом государственной пошлины при предъявлении административного иска сумма недоплаты в размере 4200 руб. в порядке ст. 114 КАС РФ подлежит довзысканию с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в бюджет муниципального образования город Иваново.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административный иск Ассоциации «Объединение организаций, управляющих недвижимостью «Стратегия» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 октября 2016 года № 105-н «О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 16.12.2013 № 586-н/1 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области» (с приложением).

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области www.ivanoobl.ru.

Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу Ассоциации «Объединение организаций, управляющих недвижимостью «Стратегия» расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области государственную пошлину в доход муниципального образования город Иваново в размере 4200 (четыре тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

СОГЛАСОВАНО

Судья _____________________ Н.А. Запятова

Размещено на сайте______________________А.М. Каташова