ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-1026/2022 от 06.07.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

61RS0020-01-2022-000652-19

Судья: Пухляков В.Г. Дело № 11-1026/2022

РЕШЕНИЕ

6 июля 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Маримов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 14 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ростовской области и Республике Калмыкия, главного специалиста – экспертом отдела государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 № 0036/04/3412/РЕ-09/67/2022 от 17.02.2022 г. ФИО1, как должностное лицо – начальник станции НПС «Родионовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Решением судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 14 апреля 2022 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, прихожу к следующему.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Непосредственным объектом указанного правонарушения является несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.?

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении начальника станции НПС «Родионовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО1 явились результаты плановой проверки АО «Черномортранснефть», проведенной на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2021 года № РЕ -09/67, в ходе которой было установлено, что АО «Черномортранснефть» осуществляется эксплуатация объекта НВОС - НПС «Родионовская» (код объекта: № 60-0161-000134-П), расположенного по адресу: 346580, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, сл. Родионово-Несветайская, ул. Мичурина, 2. Объект НВОС - НПС «Родионовская» поставлен на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду 15.12.2016 года № 2921105. Дата ввода объекта в эксплуатацию 11.09.1976 г., тип объекта площадной. При постановке на учет объекту присвоена II категория негативного воздействие на окружающую среду. 19.01.2021 г. по объекту НВОС - НПС «Родионовская» проведена актуализация учетных сведений (свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 19.01.2021 г. № 3686377).

НПС «Родионовская» осуществляет прием нефти по магистральному нефтепроводу «Суходольная-Родионовская» и перекачку ее по двум ниткам магистральных нефтепроводов «Лисичанск-Тихорецк-1,2» на перевалочную нефтебазу (ПНБ) «Тихорецкая».

АО «Черномортранснефть» осуществляется эксплуатация зданий, строений, сооружений, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на объекте НВОС НПС «Родионовская».

АО «Черномортранснефть» во исполнение требований ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ, в 2018 году проведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС - НПС «Родионовская».

АО «Черномортранснефть» представлена в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия декларация о воздействии на окружающую среду через личный кабинет природопользователя (вх. № 22/7336 от 27.08.2021 г.).

Согласно раздела IV. Масса выбросов загрязняющих веществ представленной декларации на территории объекте НВОС - НПС «Родионовская» имеется 50 источников выбросов, из них 10 организованные и 40 неорганизованные источники выбросов. В атмосферу в процессе работы технологического оборудования на объекте НВОС - НПС «Родионовская» выделяется 35 загрязняющих атмосферный воздух вещества, в том числе, 8 - твердых и 27 - жидких и газообразных. Выбрасываемые вещества образуют 12 групп суммации вредного действия.

Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от источников выбросов, расположенных на объекте НВОС - НПС «Родионовская» составляет –618,405134315 т/год, в том числе: твердых –0,1072313153 т/год, жидких и газообразных –618,297903 т/год.

Программа производственного экологического контроля для нефтеперекачивающей станции (НПС) «Родионовская», утверждена 11.01.2021 г. главным инженером ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО6

В ходе исследования программы производственного экологического контроля для нефтеперекачивающей станции (НПС) «Родионовская» установлено, что указанная программа разработана для двух объектов НВОС: объект НВОС - НПС «Родионовская» (местонахождение объекта: 346580, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, сл. Родионово-Несветайская, ул. Мичурина, 2. Тип объекта: Площадной. Код объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 60-0161-000134-П, II категория, негативного воздействия на окружающую среду); объект НВОС - Эксплуатационные скважины НПС «Родионовская» №№ 61626,61651. Лицензия РСТ №01824 от 31.01.2008 г. (местоположение объекта: западная окраина сл. Родионово-Несветайская, Родионово-Несветайского района, Ростовской области. Тип объекта: Площадной. Код объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: № 60-0161-003332-П, III - категория, негативного воздействия на окружающую среду).

На 08.11.2021 г. программа производственного экологического контроля для нефтеперекачивающей станции (НПС) «Родионовская», утвержденная 11.01.2021 г. главным инженером ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО3 не соответствует требованиям п. 1 Требований к содержанию программы производственного экологического, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74, согласно которому программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, что является нарушением п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г.а № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

АО «Черномортранснефть» разработаны и утверждены 09.08.2021 г. мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для объекта НВОС - НПС «Родионовская», расположенного по адресу: 346580, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, сл. Родионово-Несветайская, ул. Мичурина, 2.

АО «Черномортранснефть» 23.09.2021 г. согласовало с Минприроды Ростовской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для объекта НВОС - НПС «Родионовская», расположенного по адресу: 346580, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, сл. Родионово-Несветайская, ул. Мичурина, 2.

АО «Черномортранснефть» в период с 01.01.2021 г. по 22.09.2021 г. не имело согласованных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, Мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для объекта НВОС - НПС «Родионовская», Расположенного по адресу: 346580, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, сл. Родионово-Несветайская, ул. Мичурина, 2, что является нарушением п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2, 5, 19 Требований к мероприятиям по уменьшению Сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных Метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811.

АО «Черномортранснефть» в инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС - НПС «Родионовская» не учтены изменения к порядку проведения инвентаризации, предусмотренные приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», что является нарушением п. 4 ст. 22, п.1 от. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

АО «Черномортранснефть» используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС - НПС «Родионовская» методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что является нарушением п. 2 ст. 22, п.1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 № 422, п.п. 5, 10 приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352.

Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС - НПС «Родионовская» произведен АО «Черномортранснефть» на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, что является нарушением ст. 12, п.1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 10, 20, 28, 42 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 № 352, п. 9 приказа Минприроды России от 11.08.2020 №581.

Программа производственного экологического контроля для объекта НВОС - НПС «Родионовская» АО «Черномортранснефть» разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, что является нарушением п.п. 2, 3, 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1, 2, 4 приказа Минприроды России от 28.02.2018 №74.

Результаты осуществления производственного экологического контроля АО «Черномортранснефть» на объекте НВОС - НПС «Родионовская», содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой производственного экологического контроля с использованием Методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что является нарушением п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 9.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

АО «Черномортранснефть» осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС - НПС «Родионовская», в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), что является нарушением ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Расчет массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду для объекта НВОС - НПС «Родионовская», произведен по методике расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не вошедшей в перечень методик, Утверждённых приказом Минприроды России от 31.07.2018 г. № 341, что является нарушением п. 10 ст. 15, ст. 22, ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного Воздуха», п. 10 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352.

В связи с установленными в результате вышеуказанной плановой выездной проверки нарушениями, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ростовской области и Республике Калмыкия, главным специалистом – экспертом отдела государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 в отношении начальника станции НПС «Родионовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО1, на которого приказом ТРУМН АО «Черномортранснефть» № 3134 от 04.12.2020 г. возложена обязанность за проведение производственного экологического контроля, составлен протокол об административном правонарушении № 0036/04/3412/РЕ-09/67/2022 от 15.02.2022 г. по ст. 8.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении № 0036/04/3412/РЕ-09/67/2022 от 15.02.2022 г., а также других материалов дела об административном правонарушении, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ростовской области и Республике Калмыкия, главный специалист – эксперт отдела государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО7 пришел к выводу о наличии в действиях начальника станции НПС «Родионовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, в связи с чем, постановлением 0036/04/3412/РЕ-09/67/2022 от 15.02.2022 г. начальник станции НПС «Родионовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении 0036/04/3412/РЕ-09/67/2022 от 15.02.2022 г., составленным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ и являющимся надлежащим доказательством по делу; приказом ТРУМН АО «Черномортранснефть» №-123-к от 26.06.2012 г. о приеме ФИО1 на работу на должность начальника станции НПС «Родионовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть»; приказом ТРУМН АО «Черномортранснефть» № 3134 от 04.12.2020 г. о возложении на ФИО1 обязанности за проведение производственного экологического контроля; Актом плановой выездной проверки от 19.11.2021 г., а также иными доказательствами, представленными в материалы дела об административном правонарушении, которым должностным лицом была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Невыполнение должностным лицом Общества установленной в области охраны окружающей среды обязанности по разработке предельно допустимых выбросов, необходимых для целей государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также для целей государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установив факты, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, оценив представленные в материалах дела и добытые в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда обоснованно признал правомерность привлечения начальника станции НПС «Родионовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО1 к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Решение судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 14 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья: