Судья: Фатыхова Е.М. №11-1045/2016
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2016 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего директора АО «Таганрогский морской порт» ФИО1 на решение судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении АО «Таганрогский морской порт»,
установил :
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 4 мая 2016 года ОАО «Таганрогский морской порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Указанное постановление ОАО «Таганрогский морской порт» обжаловал в суд.
Решением судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 июля 2016 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба ОАО «Таганрогский морской порт» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, управляющий директор АО «Таганрогский морской порт» ФИО1, не соглашаясь с решением судьи, просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события правонарушения.
Представитель АО «Таганрогский морской порт» ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Черноморо–Азовского морского Управления Росприроднадзора по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения доводов жалобы, считая ее необоснованной.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья областного суда приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 июля 2016 года не имеется.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 28.03.2016 по 15.04.2016 года Таганрогским отделом по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора на основании приказа от 15 марта 2016 года № 77 проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «Таганрогский морской порт» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
ОАО «Таганрогский морской порт» является юридическим лицом, основными видами (предметами) деятельности которого, согласно Уставу являются: погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, на внутреннем водном транспорте, на ж/д транспорте; перевозка грузов и пассажиров всеми видами транспорта; фрахтование транспортных средств; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом; организация и эксплуатация складов и оказание всех видов складских услуг.
При этом государственная экологическая экспертиза материалов на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах ОАО «Таганрогский морской порт» не проводилась.
Соответственно ОАО «Таганрогский морской порт» осуществляет уставную деятельность по перевалке грузов с использованием акватории морского порта Азов в границах внутренних морских вод в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Из содержания ч. 1. ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В силу ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов:
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Таким образом, всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду рассматривается законодательством как потенциально опасная.Частями 1, 2 ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленными техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
То есть при проведении государственной экологической экспертизы определяется допустимость реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Согласно ч. 7 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат объекты, указанные в Федеральном законе «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза) является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
На основании ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Приказа Минтранспорта РФ «Об открытии морского порта Азов» от 09.07.2009г. № 113 порту Азов присвоен статус морского порта, и он открыт для оказания услуг.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» акватория морского порта Азов относится к внутренним морским водам.
В нарушение действующего законодательства ОАО «Таганрогский морской порт» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах морского порта Азов при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Принимая во внимание, что действующее законодательство РФ разделяет положительное заключение государственной экологической экспертизы на план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и положительное заключение государственной экологической экспертизы на деятельность во внутренних морских водах в целом, а также то, что ОАО «Таганрогский морской порт» представлено только положительное заключение от 09.11.2015 г. №47 государственной экологической экспертизы документации «План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов комплекса ОАО «ТМТП» по перегрузке мазута на судно» и справка о грузообороте за период с 20.04.2015 г. по 20.03.2016, административный орган пришел к обоснованному выводу, что ОАО «Таганрогский морской порт» ненадлежащим образом соблюдались требования законодательства в области охраны и использования водных объектов.
Вина ОАО «Таганрогский морской порт» в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается актом проверки № <.....> от 15.04.2016г., протоколом об административном правонарушении № <.....> от 20.04.2016г. и иными материалами дела.
Приведенные доказательства получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований. Всем доказательствам была дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы, аналогичные указанным в жалобе были предметом проверки городского суда, отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении от 28 июля 2016 года, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления и решения.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ОАО «Таганрогский морской порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 вынесено в соответствии с нормами КоАП РФ.
Административное наказание назначено ОАО «Таганрогский морской порт» в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении АО «Таганрогский морской порт» оставить без изменения, жалобу управляющего директора АО «Таганрогский морской порт» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья