ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-1173/17 от 28.11.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Акименко Н.Н. Дело № 11-1173/2017

РЕШЕНИЕ

28 ноября 2017 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Монмарь Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника муниципального предприятия «Азовводоканал» - ФИО1, - на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 августа 2016 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении муниципального предприятия «Азовводоканал»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 августа 2017 года муниципальное предприятие «Азовводоканал» (далее-Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Указанное постановление муниципальное предприятие «Азовводоканал» обжаловало в суд.

Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 26 сентября 2017 года постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 августа 2017 года оставлено без изменения, жалоба защитника МП «Азовводоканал» по доверенности ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник МП «Азовводоканал» по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа от 11 августа 2017 года и решения судьи городского суда от 26 сентября 2017 года и прекращении производства по делу. В обоснование доводов заявитель указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку предприятию предоставлено право на сброс сточных вод по двум выпускным коллекторам, а не такая обязанность, в связи с чем разрабатывать новые нормативы допустимых сбросов (НДС) необходимости не было.

На вышеуказанное решение судьи городского суда от 26 сентября 2017 года в Ростовский областной суд подана жалоба защитника МП «Азовводоканал» по доверенности ФИО1, в которой он просит постановление административного органа и решение судьи отменить и производство по делу прекратить.

Защитники муниципального предприятия «Азовводоканал» ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

Представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4, в судебное заседание явилась, постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ПЭК).

Аналогичные положения и требования к структуре ПЭК содержатся в п.п. 4.3, 4.4 раздела 4 ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения».

Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении муниципального предприятия «Азовводоканал» послужило то, что в ходе проверки выполнения предписания от 31 октября 2016 года «Осуществлять сброс загрязняющих веществ в водный объект в соответствии с утвержденными нормативами допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов» установлено, что согласно разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № С-15/04 от 24 марта 2014 года муниципальное предприятие «Азовводоканал» разрешается сброс в р. Дон по двум выпускам в период с 24 марта 2014 года по 27 февраля 2019 года: по выпуску №1 – от очистных сооружений канализации г. Азова, по выпуску №2 – от шламонакопителя, предназначенного для отстаивания и обезвоживания шлама, поступающего с водопроводных очистных сооружений.

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов утверждены муниципальным предприятием «Азовводоканал» в 2013 году для двух выпусков сточных вод при условии отсутствия изменений параметров водопользования и водохозяйственной обстановки, а также при отсутствии изменений технологии производства, методов очистки сточных вод и параметров сброса.

Предприятием были представлены изменения к технологическому регламенту по эксплуатации очистных сооружений водопровода, утвержденные 25 августа 2016 года директором муниципального предприятия «Азовводоканал», согласно которому в насосной станции повторного использования воды установлено 2 шламовых насоса для подачи шламовых вод на очистные сооружения канализации и далее на выпуск №1.Согласно акту муниципального предприятия «Азовводоканал» от 09 августа 2016 года сброс шламовых вод с очистных сооружений водопровода в шламонакопитель прекращен. Сброс фактически осуществляется через выпуск № 1.

При этом, изменения в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов допустимого сброса, решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) муниципальным предприятием «Азовводоканал» не внесены.

В соответствии с п. 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизамов в водные объекты для водопользователей (утверждены Приказом Минприроды № 333 от 17 декабря 2007 года) разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях: при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.); при изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса.

Согласно технологическому регламенту по эксплуатации очистных сооружений водопровода, утвержденному 25 августа 2016 года директором муниципального предприятия «Азовводоканал» изменения, указанные в названном пункте Методик, были внесены.

Таким образом, муниципальным предприятием «Азовводоканал» не соблюдаются экологические требования при эксплуатации соответствующих сооружений.

При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о наличии в действиях муниципального предприятия «Азовводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления от 11 августа 2016 года о признании муниципального предприятия «Азовводоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, основываются на доказательствах, в частности протоколе об административном правонарушении от 28.07.2017, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судья городского суда пришел к верному выводу, что факт совершения муниципальным предприятием «Азовводоканал» вышеуказанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Так, конкретизируя свои выводы, судья городского суда, верно сослался на то, что отсутствие у муниципального предприятия «Азовводоканал» программы производственного экологического контроля (ПЭК), утвержденной директором и соответствующей определенным требованиям, достоверно свидетельствует о нарушении предприятием законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Таким образом, обоснованность привлечения муниципального предприятия «Азовводоканал» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Неустранимых сомнений в его виновности не усматривается.

Совершенное муниципальным предприятием «Азовводоканал» административное правонарушение квалифицировано правильно по ст. 8.1 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено компетентным должностным лицом административного органа, при привлечении к административной ответственности нарушений ст. 4.5 КоАП РФ не усматривается.

Административное наказание назначено муниципальному предприятию «Азовводоканал» в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ и является справедливым.

Указание в жалобе на отсутствие в действиях муниципального предприятия «Азовводоканал» состава вмененного ему административного правонарушения со ссылкой на отсутствие доказательств наличия состава административного правонарушения не может повлечь отмену постановленного по делу судебного акта, поскольку несогласие предприятия с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассматривая дело об административном правонарушении, судья дал надлежащую правовую оценку всем имеющимся в деле доказательствам, правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях муниципального предприятия «Азовводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Что касается доводов жалобы защитника МП «Азовводоканал», они, по существу, сводятся к субъективной трактовке обстоятельств правонарушения, переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судьи городского суда, не опровергают установленных судьей обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного акта.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении муниципального предприятия «Азовводоканал» допущено не было.

В связи с изложенным, оснований для отмены постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо – Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 августа 2016 года, решения судьи Азовского городского суда Ростовской области от 26 сентября 2017 года не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 августа 2016 года, решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника МП «Азовводоканал» по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: