ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-1195/19 от 30.09.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Федосеев В.П. № 11-1195/19

Р Е Ш Е Н И Е

30 сентября 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора М.К.П. на решение судьи Чертковского районного суда Ростовской области от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного специалиста Миллеровского межрайонного отдела управления государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области М.К.П. от 30 мая 2019 года Индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Чертковского районного суда Ростовской области от 30 июля 2019 года постановление главного специалиста Миллеровского межрайонного отдела управления государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 30 мая 2019 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП главы КФХ ФИО1 прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В Ростовский областной суд должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, М.К.П. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что с 01.01.2019 года собственники твердых коммунальных отходов должны иметь договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в соответствии с установленным тарифом. У ИП ФИО1 такой договор отсутствовал, в связи с чем, в адрес заявителя было направлено уведомление от 18.04.2019 года № 160/28.МО-02.9 о том, что им не приняты меры по заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области не явился, будучи извещенным о рассмотрении жалобы надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.

Защитник ФИО1 по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы, указав, что заключение договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 26 июня 2019 года обусловлено тем, что Администрацией Чертковского района был утвержден Реестр мест (площадок) накопления ТКО по Чертковскому району только 18 июня 2019 года. В то же время региональный оператор без выписки из реестра площадок для сбора ТКО не принимал документы для оформления договора. Вместе с тем, оплата за вывоз ТКО ФИО1 производилась с 01 января 2019 года, услуги по вывозу ТКО фактически оказывались.

Выслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующему выводу.

Статья 8.2 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении, устанавливала ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области М.К.П. на основании информации, имеющейся в министерстве, пришел к выводу, что ИП главой КФХ ФИО1 не приняты меры по заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что является нарушением п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом в материалах представленного Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области дела (л. д. 28 - 37), указанная в постановлении и протоколе об административном правонарушении информация, позволившая сделать вывод о наличии в действиях ИП главы КФХ ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, отсутствует.

В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении подлежат обязательному указанию место и время совершения административного правонарушения.

Временем совершения ИП главой КФХ ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в протоколе указана дата выявления административного правонарушения – 07 мая 2019 года. Однако материалы дела не позволяют установить, что именно 07 мая 2019 года должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения ИП ФИО1, поскольку отсутствуют сведения о том, когда в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области поступила информация, на которую должностное лицо ссылается в постановлении и протоколе.

Принцип непосредственного исследования доказательств не соблюден, что является существенным процессуальным нарушением, допущенным со стороны должностного лица административного органа при производстве по делу об административном правонарушении.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении от 30 мая 2019 года, судья районного суда исходил из того, что ИП главой КФХ ФИО1 своевременно приняты меры по выполнению требований законодательства в части совершения первоначальных действий с определенным сроком исполнения, не зависящего от заявителя, предшествующих заключению договора с региональным оператором.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным с учетом имеющихся доказательств, которым суд дал оценку в их совокупности и взаимосвязи.

Приведенные главным специалистом Миллеровского межрайонного отдела управления государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области М.К.П. в жалобе доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так, в жалобе должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ссылается на положения части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», согласно которым обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Вместе с тем, обязанность по внесению платы за оказание услуг по вывозу ТКО, индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1 с 01 января 2019 года исполнена.

В договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 69/ип/Ч от 26 июня 2019 года, заключенном между ООО «ЭКОСЕРВИС» и индивидуальным предпринимателем главой КФХ ФИО1, датой начала оказания услуг по обращению с ТКО указана дата – 01 января 2019 года. При этом оплата за вывоз ТКО за январь-июнь 2019 года ФИО1 произведена, что подтверждается представленными в дело счет-фактурой, платежным поручением (л. д. 55-58).

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Судом первой инстанции установлено и должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области М.К.П. не опровергнуто, что ИП главой КФХ ФИО1 не был оформлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по причинам, не зависящим от ФИО1, а именно, в связи с отсутствием утвержденного реестра площадок для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Чертковского района.

ФИО1 были приняты меры по согласованию создания мест площадок накопления ТКО 26 февраля 2019 года. В день получения из Администрации Чертковского района Ростовской области выписки из реестра площадок для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Чертковского района – 26 июня 2019 года, ФИО1 был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д. 41).

Таким образом, в связи с отсутствием вины ИП главы КФХ ФИО1 в выявленном административном правонарушении у главного специалиста Миллеровского межрайонного отдела управления государственного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области М.К.П. отсутствовали основания для привлечения ИП главы КФХ ФИО1 к административной ответственности.

Недоказанность вины, как элемента состава административного правонарушения, свидетельствует о недоказанности в целом состава правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, судья районного суда, основываясь на положениях п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ законно и обоснованно отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в связи с этим влекущих отмену решения судьи, не выявлено.

Исходя из изложенного, решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Чертковского районного суда Ростовской области от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО1, оставить без изменения, жалобу главного специалиста Миллеровского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора М.К.П. – без удовлетворения.

СУДЬЯ: