ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-1238/19 от 08.11.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Быченко С.И. № 11-1238/2019

Р Е Ш Е Н И Е

08 ноября 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Югстроймонтаж» адвоката Хмелева С.С. на решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Югстроймонтаж»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Ростовского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды от 20 февраля 2019 года юридическое лицо ООО «Югстроймонтаж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Указанное постановление ООО «Югстроймонтаж», действуя через своего защитника Хмелева С.С., обжаловало в суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 августа 2019 года постановление начальника Ростовского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды от 20 февраля 2019 года оставлено без изменения, жалоба Хмелева С.С. – без удовлетворения.

Не согласившись принятым судом решением, защитник Общества Хмелев С.С. обратился в Ростовский областной суд с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене постановления административного органа и решения суда, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что юридическое лицо не осуществляет хозяйственную деятельность с использованием объектов негативного воздействия на окружающую среду, соответственно обязанность по внесению платы за такую деятельность у него отсутствует.

В судебном заседании защитник Хмелев С.С. поддержал доводы жалобы, указав, что в результате деятельности общества образуются офисные отходы, которые относятся к твердым коммунальным отходам. У арендодателя офиса, в котором расположено ООО «Югстроймонтаж», заключен договор с АО «Чистый город» на размещение и вывоз ТКО.

Представитель министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы, затруднилась ответить на вопрос, какой вид отходов образуется в результате деятельности общества.

Прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Шматова Н.А. возражала против удовлетворения жалобы, указав, что материалы дела свидетельствуют о наличии у Общества обязанности по внесению оплаты за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, исполнение этой обязанности Общество произвело несвоевременно, что и составляет состав правонарушения предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья Ростовского областного суда находит решение судьи районного суда подлежащим отмене.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность на основании статьи 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, выражается в бездействии, выразившемся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.

Законом об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, закон предусматривает обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и предоставлении декларации только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах I - III категории. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории от совершения указанных выше юридически значимых действий освобождены.

Приказом Минприроды России N 3 от 09.01.2017, утвержден порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, определены ее форма и порядок заполнения. Определено, что плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду и указывают, какие основания существовали для ее исчисления.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 установлены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Так, согласно указанному постановлению, к объектам IV категории относятся юридические лица при одновременном наличии следующих критериев:а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа (п. 7 Постановления от 28.09.2015 N 1029).

В Письме от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" Росприроднадзор разъяснил, что у объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны одновременно выполняться условия, указанные в названном пункте. При этом наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории.

В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В случае если объект, заявленный к постановке на учет, не является объектом НВОС в соответствии с Критериями, территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок со дня приема заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет направляют заявителю уведомление с данной информацией и ссылкой на несоответствие объекта положениям Критериев.

В указанном Письме Росприроднадзор разъяснил также, что в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона объекты НВОС подразделяются на четыре категории, иных категорий и видов объектов НВОС в законодательстве не предусмотрено. Если объект хозяйственной деятельности не соответствует Критериям, то такой объект не является объектом НВОС, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.

Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует.

Из постановления заместителя прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.02.2019 года, следует, что в результате анализа сведений, предоставленных Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу, установлено, что ООО «Югстроймонтаж», в процессе деятельности которого оказывается негативное воздействие на окружающую среду, в срок до 01.03.2018 года в полном объеме не произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, в результате чего образовалась задолженность в сумме 10810 рублей 16 копеек. Фактически указанная плата произведена 06.03.2018 года.

На основании названного постановления заместителя прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.02.2019 года, постановлением начальника Ростовского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды от 20 февраля 2019 года ООО «Югстроймонтаж» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела не исследован вопрос о том, какие отходы, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, образуются в результате деятельности ООО «Югстроймонтаж».

В ходе пересмотра постановления должностного лица судьей районного суда не поставлен на обсуждение вопрос о том, является ли офисное помещение, в котором осуществляется деятельность ООО «Югстроймонтаж» объектом НВОС в соответствии с Критериями, и соответственно, не установлено, относится ли деятельность Общества к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Однако из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, постановления о привлечении к административной ответственности, а также из иных материалов дела об административном правонарушении не следует, что в ходе производства по делу об административном правонарушении были осуществлены все необходимые и достаточные для определения объективной стороны вменяемого правонарушения меры.

В материалах дела не содержится данных о размещении обществом отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 названного Кодекса о непосредственности исследования доказательств соблюдены не были.

Указанные сомнения в виновности Общества не были устранены и в ходе пересмотра решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 августа 2019 года, поскольку административный материал, представленный минприроды Ростовской области не содержит объективных данных, свидетельствующих о том, что в процессе осуществляемой ООО «Югстроймонтаж» деятельности на окружающую среду оказывается такое воздействие, которое отвечает установленным законом признакам негативного воздействия.

При таких обстоятельствах судья областного суда считает необходимым отменить решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 августа 2019 года, направив дело на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо дать оценку всем представленным доказательствам по делу, после чего принять законное и обоснованное решение с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.9, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Югстроймонтаж - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.

Судья: