ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-1253/19 от 23.10.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Халина И.Л.. № 11-1253/2019

Р Е Ш Е Н И Е

23 октября 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев жалобу защитника Цацулина А.В., действующего в интересах генерального директора АО «Канализационное хозяйство» Орловского района Ростовской области ФИО1, на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 28 мая 2019 года, решение судьи Орловского районного суда Ростовской области от 15 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора АО «Канализационное хозяйство» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 28 мая 2019 года генеральный директор АО «Канализационное хозяйство» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Указанное постановление ФИО1 обжаловал в суд.

Решением судьи Орловского районного суда Ростовской области от 15 августа 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовской областной суд, защитник Цацулина А.В., выражая несогласие с состоявшимися по делу актами, ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и изменении постановления должностного лица в части назначенного наказания.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен.

В судебном заседании защитник Цацулин А.В., действующий в интересах генерального директора АО «Канализационное хозяйство» Орловского района Ростовской области ФИО1 на основании доверенности от 10 декабря 2018 года, доводы жалобы поддержал.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Цацулин А.В., оснований к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда не нахожу.

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу частей 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно статье 37 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 24 декабря 2015 года АО «Канализационное хозяйство» для сброса сточных вод предоставлен в пользование водный объект- река Двойная (балка Двойная) – бассейн р. Большая Куберле на 45 км по левому берегу от устья р. Большая Куберле, в границах п. Орловский Орловского района Ростовской области, географические координаты 46°52'53,22" СШ, 42°01'46,5" ВД.

01 февраля 2018 года на основании утвержденных НДС Департаментом Росприроднадзора по ЮФО АО «Канализационное хозяйство» выдано разрешение № С-15/06 на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект река Двойная (балка Двойная) по выпуску № 1 на срок с 01 февраля 2018 года по 04 декабря 2022 года.

Согласно данным, полученным из Донского БВУ, АО «Канализационное хозяйство» в 4 квартале 2018 года осуществляло сброс сточных вод в водный объект река Двойная (балка Двойная) с превышением нормативов предельно допустимых концентраций. Превышение концентрации фактического сброса загрязняющего вещества, по сравнению с допустимой концентрацией загрязняющего вещества на выпуске № 1 сточных (дренажных) вод в пределах норматива допустимого сброса (НДС), предусмотренным разрешением № С-15/06 составило по азоту аммонийному в 6 раз, сульфатам в 3,6 раз, сухому остатку в 1,8 раз, фосфатам в 2 раза, взвешенным веществам в 8 раз, БПК 5 в 2,7 раз, БПК - полное в 2,6 раз.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 17 мая 2019 года протокола об административном правонарушении, на основании которого 28 мая 2019 года вынесено постановление о признании генерального директора АО «Канализационное хозяйство» Орловского района Ростовской области ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: письмом Донского БВУ № 01-14/759 от 12 марта 2019 года, должностной инструкцией генерального директора, разрешением № С-15/06 на сброс веществ, сведениями сброса сточных вод за 4 квартал 2018 года, которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные доказательства получены в установленном законом порядке в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сброс неочищенных сточных вод в водный объект (реку Двойная) с превышением допустимых концентраций сбросов веществ без соответствующего разрешения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установленное в ходе проверки нарушение стало возможным в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом генеральным директором АО «Канализационное хозяйство» Орловского района Ростовской области ФИО1 своих должностных обязанностей.

Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ФИО1 выполнению установленных законом обязанностей, документов, а также сведений о принятии им всех зависящих от него мер в материалы дела не представлено.

Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года предусмотрено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что предусмотренная ею возможность установления лимитов на выбросы и сбросы, превышающих нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ допускается лишь в исключительных случаях как временная мера только на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, когда соблюдение таких нормативов невозможно по объективным причинам. При этом такие лимиты устанавливаются соответствующими разрешениями.

Допустимых доказательств невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, а также того, что превышение нормативов допустимых выбросов и сбросов вызвано объективными причинами, носящими временный и вынужденный характер, связанными с внедрением новых технологий или реализации других природоохранных проектов ФИО1 не представлено.

Доводы о наличии оснований для изменения постановления должностного лица и необходимости назначения привлекаемому лицу наказания в виде предупреждения, приводились при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, были исследованы судьей районного суда, им дана правовая оценка, которая является правильной. Необходимости в повторении мотивов отклонения указанных доводов в рамках настоящего решения не имеется.

Правовых оснований к отмене либо изменению состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления и решения по доводам жалобы и материалам дела не имеется.

С учетом изложенного, судья, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу, начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 28 мая 2019 года, решение судьи Орловского районного суда Ростовской области от 15 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора АО «Канализационное хозяйство» ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Цацулина А.В., действующего в интересах генерального директора АО «Канализационное хозяйство» Орловского района Ростовской области ФИО1, – без удовлетворения.

СУДЬЯ: