Судья Сапожникова Л.В. Дело № 11-1256/2020
Р Е Ш Е Н И Е
1 октября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев, с участием прокурора Емелиной Е.А, жалобу защитника ГУП РО «УРСВ» ФИО1 на решение судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ГУП РО «УРСВ»,
установил :
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 18 февраля 2020 года ГУП РО «УРСВ» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
ГУП РО «УРСВ» обжаловало указанное постановление в суд.
Решением судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 мая 2020 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Защитник ГУП РО «УРСВ» ФИО1 подал жалобу на судебное решение в Ростовский областной суд, просит его отменить, как незаконное и необоснованное по доводам жалобы.
В судебном заседании защитник ГУП РО «УРСВ» ФИО2 доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 4 ст.5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия труда на рабочем месте.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение требований статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовых договорах №1541 от 1 июля 2019года, заключенного с М.А.А. и №1685 от 9.12.2019года, заключенного с Ч.А.А. условия труда на рабочем месте не указаны.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГУП РО «УРСВ» административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.57 КоАП РФ. Решением судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 мая 2020года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Вместе с тем обжалуемые акты законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностным лицом при рассмотрении дел об административном правонарушении, а также судебной инстанцией при рассмотрении жалобы, поданной на постановление должностного лица в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9, КоАП РФ, оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Характеристики условий труда - это количественные показатели (параметры), характеризующие влияние вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов на организм человека (например, уровень шума, загазованности, запыленности, температурные режимы, освещение, электромагнитное излучение, ионизирующее излучение, степень воздействия физических, химических, биологических факторов и т.д.).
Характеристики условий труда на рабочем месте в трудовом договоре отражаются на основании результатов специальной оценки условий труда при выявлении вредных и (или) опасных условий труда. Данные об условиях труда указываются в соответствии с картой специальной оценки условий труда, которая содержит сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.
Как следует из материалов дела, на момент заключения ГУП РО «УРСВ» трудовых договоров с М.А.А.. и Ч.А.А. а так же на момент проведения проверки Красносулинской районной прокуратурой, специальная оценка условий труда в ГУП РО «УРСВ» проведена не была.
Не приняв во внимание указанное обстоятельство, суд не дал оценки тому, что в случаях если работник принимается на рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то в трудовом договоре не могут быть указаны условия труда на рабочем месте, поскольку они еще не определены.
Только по завершении специальной оценки условий труда трудовой договор модет быть дополнен недостающими сведениями (в частности, идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда).
Таким образом, работодатель мог ничего не указывать в трудовом договоре с работником относительно вредных и (или) опасных условий труда, предусматривающих гарантии и компенсации, а добавить таким условия договора после проведения спецоценки.
Действительно, в соответствии со ст. 212 ТК РФ проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.
Согласно ст. 3 Закона об оценке труда специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися предпринимателями. На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона об оценке труда и Методики проведения специальной оценки условий труда.
Нарушение вышеуказанных требований закона влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Указанным обстоятельствам судом не дана надлежащая правовая оценка. Так же как не дана оценка тому, что в акте Красносулинской районной прокуратуры, составленном по результатам проверки, нарушение трудового законодательства, выразившегося в ненадлежащем оформлении трудового договора, не отражено. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не конкретизирован объем обвинения, поскольку не указаны какие именно трудовые договоры и с кем оформлены ненадлежащим образом.
Допущенные судьей районного суда нарушения требований статьи 24.1. 26.1, 30.6 КоАП РФ являются существенными, повлиял на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
С учетом изложенного, принятое решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Ростовского областного суда
Р Е Ш И Л :
Решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 12 мая 2020 года отменить. Дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья