ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-1331 от 14.12.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Акименко Н.Н. Дело №11-1331

Р Е Ш Е Н И Е

14 декабря 2017 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО1 на решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 19 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 КоАП РФ, в отношении ФГУП «Росморпорт»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №0180/02/1492/ПП/2017 от 21 августа 2017 года ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Указанное постановление директор Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО1 обжаловало в суд.

Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 19 октября 2017 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, а жалоба директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, директор Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа от 21 августа 2017 года и решения судьи городского суда от 19 октября 2017 года, ссылаясь на отсутствие в действиях учреждения состава вмененного ему правонарушения. В обоснование доводов заявитель указал, что факт нахождения забора в границах водного объекта не подтвержден какими-либо допустимыми доказательствами. Напротив, согласно утверждениям заявителя, забор находится в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Также заявитель ссылается на то, что распоряжением Правительства РФ от 05 мая 2008 года №623-р «О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 года №1800-р» из перечня внутренних водных путей исключены часть реки Дон (Азово-Донской морской канал г.Азов р.Дон приемный буй-р.Дон 3121км), в том числи участок р.Дон, где расположен Лоцпост ФГУП «Росморпорт». Указанный участок водных путей приобрел статус внутренних морских вод РФ в соответствии с ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года №155-ФЗ. Указанное, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что береговая линия должна определяться по линии максимального отлива, которая ни административным органом, ни судьей городского суда установлена не была.

В судебное заседание явился представитель ФГУП «Росморпорт» Сердечная Ю.В., действующая на основании доверенности от 03 ноября 2017 года, доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

В судебное заседание явился помощник Волго-Донского транспортного прокурора Кудрявец К.В., просил в удовлетворении жалобы ФГУП «Росморпорт» отказать.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.12.1 КоАП РФ несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ФГУП «Росморпорт» послужило то, что Волго-Донской транспортной прокуратурой в результате проверки обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО7 в интересах жителей х.Донской Азовского района Ростовской области по вопросу ограничения Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» прохода (проезда) жителей х.Донской Азовского района через территорию Лоцпоста для пользования р.Дон, были выявлены нарушения водного законодательства.

Так, проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в с.Кагальницком Азовского района Ростовской области расположен Лоцпост ФГУП «Росморпорт», по периметру которого оборудовано ограждение, в том числе непосредственно примыкающее к акватории р.Дон. На территории указанного объекта организован пропускной и внутриобъектовый режимы, которые обеспечиваются ЧОП ООО ЧОО «Карат».

Порядок прохода на территорию Лоцпоста регламентирован Инструкцией по организации пропускного и внутриобъектового режимов на территории предприятия, утвержденной заместителем директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» по безопасности 04 июля 2016 года.

Согласно п. 2.1 Инструкции проход лиц и проезд автотранспорта на территорию объекта осуществляется по пропускам и служебным удостоверениям работников Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». В исключительных случаях проход лиц, проезд автотранспорта на территорию объекта допускается по устному указанию начальника.

В период 2016 года с разрешения директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» жителям х.Донской Вазовского района предоставлялись пропуски на территорию Лоцпоста в целях прохода к водному объекту общего пользования – р.Дон, причаливания маломерных судов, погрузки (выгрузки) продуктов питания, медикаментов и других личных нужд.

Однако с начала 2017 года выдача пропусков физическим лицам, в том числе жителям х.Донской Азовского района в неслужебных целях по указанию директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» прекращена.

При этом, доступ к р.Дон и предусмотренной водным законодательством для общего пользования 20-тиметровой береговой полосе в районе расположения Лоцпоста жителям х.Донской Азовского района иным образом не обеспечен и в нарушение ст. 6 Водного кодекса РФ в полном объеме ограничен.

При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ФГУП «Росморпорт» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления от 21 августа 2017 года о признании ФГУП «Росморпорт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Судья городского суда пришел к верному выводу, что факт совершения ФГУП «Росморпорт» вышеуказанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, обоснованность привлечения ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Совершенное ФГУП «Росморпорт» административное правонарушение квалифицировано правильно по ст. 8.12.1 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено компетентным должностным лицом административного органа, при привлечении к административной ответственности нарушений ст. 4.5 КоАП РФ не усматривается.

Наказание назначено ФГУП «Росморпорт» в пределах санкции ст. 8.12.1 КоАП РФ.

В жалобе заявитель приводит доводы о том, что поскольку распоряжением Правительства РФ от 05 мая 2008 года №623-р «О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 года №1800-р» из перечня внутренних водных путей исключены часть реки Дон (Азово-Донской морской канал г.Азов р.Дон приемный буй-р.Дон 3121км), в том числе участок р.Дон, где расположен Лоцпост ФГУП «Росморпорт», а указанный участок водных путей приобрел статус внутренних морских вод РФ в соответствии с ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года №155-ФЗ, береговая линия должна определяться по линии максимального отлива.

Между тем, указанные доводы не могут повлечь отмену постановленных по делу судебных актов исходя из следующего.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, береговая полоса, как и сам водный объект, являются общедоступными, что означает право каждого пребывать на любой ее части, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

В соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

В ст. 1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года №155-ФЗ определено, что к внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

В соответствии с Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р, часть реки Дон (от верхней границы - устье 132 канала до нижней границы - г. Азов, протяженность 293 км), включая Азово-Донской морской канал и порт Азов, входила во внутренние водные пути Российской Федерации.

Впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2008 N 623-р "О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 N 1800-р" из Перечня внутренних водных путей исключены Азово-Донской морской канал, г. Азов, р. Дон, приемный буй и подход к пос. Аксай, р. Дон, 3121 км.

Однако, несмотря на указанное обстоятельство, спорный участок расположен вдоль реки Дон, статус которого обусловлен не только географическими, но и климатическими, метеорологическими и гидрологическими характеристиками, свойственными только для реки, как водного объекта. Таким образом, замеры береговой линии проведены административным органом с учетом фактических обстоятельств дела и исходя из того, что данный водный объект является рекой.

Иные приведенные в жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судьей по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.

В целом, жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судьей при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления судьи.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «Росморпорт» допущено не было.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения судьи Азовского городского суда Ростовской области от 19 октября 2017 года не имеется.

Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 19 октября 2017 года оставить без изменения, а жалобу директора Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья