ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-136/18 от 07.08.2018 Владимирского областного суда (Владимирская область)

11-136/2018 судья Королев А.Н.

РЕШЕНИЕ

г. Владимир 7 августа 2018 года

Судья Владимирского областного суда Агафонова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления ФАС по Владимирской области П на решение судьи Ковровского городского суда Владимирской области от 23 мая 2018 года, вынесенное в отношении должностного лица – директора муниципального автономного учреждения культуры муниципального образования город Ковров «Дом культуры им.В.И.Ленина» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ,

установил:

постановлением руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области П № А-1330-02/2017 от 31 января 2018 года должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Ковровского городского суда Владимирской области от 23 мая 2018 года вышеназванное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной во Владимирский областной суд, руководитель Управления ФАС по Владимирской области П просит решение отменить, оставить в силе вынесенное постановление.

Указывает, что при оглашении решения судья применил норму закона, не подлежащую применению. Полагает вывод суда о том, что должностное лицо ФИО1 не может являться субъектом административного правонарушения, ошибочен, равно как и ошибочен вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Управления ФАС по Владимирской области ФИО2, поддержавшую жалобу, защитника ФИО1 - Иголкину К.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы и представившую в обоснование своей позиции дополнительные доказательства, прихожу к следующему.

Частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило обращение ООО «Мегалит» по факту предоставления под фитнес-центр нежилых помещений, расположенных в муниципальном автономном учреждении культуры муниципального образования город Ковров «Дом культуры им. В.И. Ленина» в аренду без проведения торгов. По информации заявителя, в данных нежилых помещениях оказывает платные услуги индивидуальный предприниматель Б

При рассмотрении данного обращения УФАС по Владимирской области установило, что муниципальным автономным учреждением культуры муниципального образования город Ковров «Дом культуры им.В.И. Ленина» на рассмотрение наблюдательного совета передано обращение по вопросу о сдаче в аренду муниципального имущества (помещений левого крыла Дома культуры площадью 285,8 кв.м и подвального помещения площадью 139,9 кв.м), принадлежащего ДК им. Ленина на праве оперативного управления. Наблюдательным советом рекомендовано проведение необходимых процедур по сдаче в аренду, согласно действующему законодательству. На имя главы города Ковров направлено письмо с просьбой о рассмотрении вопроса о сдаче муниципального имущества в аренду.

После рассмотрения вопроса на Совете народных депутатов решением №54 от 30 марта 2016 года дано согласие на заключение договора аренды сроком действия менее 1 года. На имя начальника управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Ковров направлено письмо с просьбой увеличения срока аренды до 5 лет.

Данное обращение рассмотрено на заседании Совета народных депутатов и решением №79 от 24 апреля 2016 года внесено изменение в решение № 54 от 30 марта 2016 года об увеличении срока аренды до 5 лет.

Кроме того, 21 ноября 2016 года ДК им. Ленина получил от Общероссийской общественной организации «Союз смешанных боевых единоборств» ММА России» ходатайство об оказании содействия региональной общественной организации Владимирской области «Федерация смешанного боевого единоборства (ММА)» в выделении помещения в ДК им. Ленина с целью популяризации и развития вида спорта «смешанное боевое единоборство» (ММА) на территории г.Ковров Владимирской области, а также создания условий по привлечению широких масс к занятиям физической культурой и спортом, повышения потенциала отрасли спорта и эффективности подготовки спортсменов.

24 ноября 2016 года в адрес Дома культуры поступило письмо от РОО ВО «ФОБЕ» с ходатайством перед органами местного самоуправления г.Ковров о предоставлении в адрес Федерации поддержки путем передачи без проведения торгов в долгосрочную аренду (пять лет) муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении ДК им. Ленина, а именно, части нежилого помещения для организации соответствующей материальной базы с целью создания условий для развития физкультурно-спортивной работы.

Также письмом Департамента по физической культуре и спорту администрации Владимирской области от 23 ноября 2016 года №ДФС-1910-04-05, направленным в адрес главы города Ковров, указывается на возможность оказания поддержки Федерации путем предоставления в аренду на долгосрочной основе нежилого помещения (спортивного зала с подсобными помещениями) в ДК им. Ленина для занятий смешанным боевым единоборством.

Совет народных депутатов города Ковров Владимирской области дал согласие ДК им. Ленина на заключение договора аренды нежилых помещений, расположенных в ДК им.Ленина по адресу: <...>, закрепленных на праве оперативного управления за Домом культуры в целях организации фитнес-центра.

28 ноября 2016 года между ДК им. Ленина, в лице директора ФИО1 (Арендодатель) и РОО ВО «ФОБЕ», в лице президента Г (Арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 285,8 кв.м, расположенных по адресу: ул.Лопатина, д. 4, г. Ковров, сроком на 11 месяцев.

22 декабря 2016 года между ДК им. Ленина в лице директора ФИО1 (Арендодатель) и РОО ВО «ФОБЕ», в лице президента Г (Арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 287,5 кв. м, расположенных по адресу: ул.Лопатина, д.4, г.Ковров, сроком на 5 лет. Согласно пункту 1.4 указанного договора аренды недвижимого имущества помещения передаются Федерации для организации спортивного комплекса многоцелевого назначения.

05 декабря 2016 года Правлением РОО ВО «ФОБЕ» принято решение о предоставлении в пользование члену Федерации Б нежилых помещений для организации фитнес-центра в арендованном РОО ВО «ФСБЕ» нежилом помещении.

20 мая 2017 года на заседании Общего собрания членов Федерации внесены изменения в протокол от 05 декабря 2016 года. Изменены пункты о предоставлении помещений, арендованных по договору между РОО ВО «ФСБЕ» и ДК им. Ленина, Б для организации фитнес-центра.

При этом он принял на себя дополнительные обязательства, а именно, обеспечивать свободный (льготный) доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом различных возрастных и социальных групп, включая бесплатные занятия для лиц с ограниченными возможностями, малообеспеченных и многодетных семей; объединять спортсменов- профессионалов для развития и совершенствования мастерства, пропаганды здорового образа жизни среди различных категорий граждан и групп населения; использовать оборудование для занятий спортсменов и тренеров, занимающихся смешанными боевыми единоборствами; содействовать развитию физической культуры и спорта для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; содействовать развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры; создания в случае необходимости временных групп для реализации отдельных спортивных проектов; обеспечение льготного доступа к тренировкам для спортсменов, которые будут представлять Федерацию на региональных, межрегиональных и всероссийских соревнованиях по смешанному боевому единоборству.

Согласно данным инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области (№ИГСН- 1327-01-04 от 24 июля 2017), установлено, что в 2016 году в Доме культуры производились работы в объеме существующих помещений: построена входная группа в левом крыле здания; на первом этаже возведены подсобные, гардеробная, душевые, туалет; на втором этаже возведена антресоль из металлопроката, на которой установлены тренажеры.

21 февраля 2017 года Владимирским УФАС России в адрес Совета народных депутатов г.Ковров было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем исключения из решения Совета от 30 марта 2016 года № 54 «О предоставлении полномочий на заключение договоров аренды» пункта 1.2, с внесенными изменениями решением Совета от 27 апреля 2016 года №79.

Указанное предупреждение антимонопольного органа не было выполнено Советом народных депутатов г.Ковров, в связи с чем, согласно части 8 статьи 391 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции», Владимирское УФАС России 31 марта 2017 года приказом 38/17 возбудило дело.

Лишь дополнительным соглашением от 24 мая 2017 года договор аренды нежилых помещений от 22 декабря 2016 года, заключенный между Домом культуры и РОО ВО «ФСБЕ» (ММА), расторгнут, прекратив свое действие с 30 мая 2017 года.

Решением Совета народных депутатов от 31 мая 2017 года №118 «О предоставлении полномочий на заключение договора безвозмездного пользования», пункт 1.2 решения Совета народных депутатов от 30 марта 2016 года №54 «О предоставлении полномочий на заключение договоров аренды» и решение Совета от 27 апреля 2016 года №79 признаны утратившими силу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ решение об отмене решения по делу об административном правонарушении выносится в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таких нарушений по данному делу не допущено.

В ходе рассмотрения дела судьей первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства.

Судья, принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, указал на отсутствие доказательств наделения муниципального автономного учреждения функциями органа местного самоуправления.

Указанный вывод суда, вопреки доводам жалобы, соответствует обстоятельствам дела, мотивирован в решении судьи надлежащим образом. Оснований подвергать сомнению данную в судебном акте правовую оценку не имеется.

По смыслу ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение создается для выполнения государственных работ или оказания услуг в определенных сферах и не вправе выполнять функции органов власти.

В силу пункта 2.1 Устава муниципального автономного учреждения культуры муниципального образования город Ковров «Дом культуры имени В.И.Ленина», утвержденного постановлением администрации г.Коврова от 10 ноября 2011 года, на л.д.72-87 дела УФАС по Владимирской области № К-267-02/2017 том № 1, учреждение осуществляет свою деятельность путем оказания услуг по совершенствованию условий для реализации культурных потребностей жителей города, оказания практической поддержки в сфере досуговой деятельности и любительского искусства учреждениям и организациям, творческим союзам и объединениям, частным лицам города Коврова.

Согласно пункту 1.5 Устава учредителем учреждения является муниципальное образование город Ковров, от имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Коврова, собственником имущества является муниципальное образование город Ковров, в отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, права собственника осуществляет Совет народных депутатов города Коврова.

В соответствии с пунктом 4.7 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Ковров, утвержденного решением Ковровского городского Совета народных депутатов от 17 января 2001 года №2/1, в отношении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, права собственника осуществляет Совет народных депутатов города Ковров.

Таким образом, Дом культуры им.Ленина не может иметь функции органов власти и не может их реализовывать.

Ссылка в жалобе на отсутствие в решении Совета народных депутатов города Ковров от 30 марта 2016 года № 54 наименования арендатора муниципального имущества и отсутствие порядка и условий заключения сделки не может быть принята в качестве обоснования передачи и делегирования Дому культуры имени Ленина властных полномочий по передаче муниципального имущества ввиду вышеизложенного, а также следующих обстоятельств.

При заключении договора аренды Федерация представила документы, позволяющие директору автономного учреждения ФИО1 в строгом соответствии с п.4 ч.1 ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключить его без проведения аукциона или конкурса.

Помимо этого Б, как член РОО ВО «ФСБЕ», пользовался нежилым помещением на основании решения Правления Федерации безвозмездно, и Федерация оплачивала аренду нежилых помещений.

Фактически до конца мая 2017 года Совет народных депутатов был осведомлен о передаче нежилых помещений в аренду Федерации.

При рассмотрении настоящей жалобы также принимается во внимание, что предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, было выдано Управлением ФАС по Владимирской области Совету народных депутатов.

Кроме того суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии соглашения между директором учреждения ФИО1 и индивидуальным предпринимателем Б

Как следует из материалов дела, на заключение договора аренды помещений имелось согласие и решение Совета народных депутатов, согласно данному решению уполномоченного органа договор аренды заключен директором учреждения ФИО1 с Федерацией Смешанного Боевого Единоборства, членом которого является индивидуальный предприниматель Б и которому не ФИО1, а Федерацией были переданы для использования арендуемые помещения.

Истребованные областным судом доказательства, на которые должностное лицо административного органа ссылается в постановлении по делу, в том числе, письмо Б о согласовании проекта выполняемых ремонтно-отделочных работ с отметкой ФИО1, договор поставки оборудования, локальный ресурсный сметный расчет, ведомость объемов работ текущего ремонта, утвержденная директором учреждения ФИО1, акт приемки выполненных работ, не свидетельствуют о заключении ФИО1 недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения с индивидуальным предпринимателем Б по смыслу рассматриваемой нормы закона.

Содержащиеся в жалобе доводы не являются основаниями для отмены решения судьи, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных в полном соответствии с правилами ст. 26.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного акта незаконным, не установлено.

При этом следует признать довод жалобы о необоснованном выводе судьи Ковровского городского суда об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, однако это обстоятельство не влечет изменение или отмену вынесенного решения, поскольку производство по настоящему делу прекращено по другому основанию - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Каких-либо доводов, касающихся обстоятельств происшедшего, и не бывших предметом рассмотрения судьи городского суда в рассматриваемой жалобе и в настоящем судебном заседании не приведено, при таких обстоятельствах состоявшееся судебное решение сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ковровского городского суда Владимирской области от 23 мая 2018 года, вынесенное в отношении должностного лица – директора муниципального автономного учреждения культуры муниципального образования город Ковров «Дом культуры им.В.И.Ленина» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления ФАС по Владимирской области П – без удовлетворения.

Судья Е.В.Агафонова