УИД 61RS0009-01-2021-000963-41
Судья Бакулина О.Н. Дело №11-1394/2021
РЕШЕНИЕ
23 августа 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера ООО «Азовский морской порт» ФИО1 на решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера Общества с ограниченной ответственностью «Азовский морской порт» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 февраля 2021 года главный инженер Общества с ограниченной ответственностью «Азовский морской порт» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 27 мая 2021 года постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 5 февраля 2021 года, оставлено без изменения, жалоба главного инженера ООО «Азовский морской порт» ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе заявитель просит об отмене решения судьи городского суда, как незаконного и необоснованного.
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, представил заключение экологической экспертизы.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, судья Ростовского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со ст. 32 Федеральной закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям, в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" указано, что данный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Закона об экологической экспертизе экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологический экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы, и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17.12.1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31.07.1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона об экологической экспертизе результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 названного Закона.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (пункт 5 статьи 18 Закона об экологической экспертизе).
В соответствии со статьей 11 Закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в частности, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних морских водах).
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (пункт 2 статьи 34 Закона о внутренних морских водах).
Установлено, что в период с 03.11.2020 г. по 01.12.2020 г. на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020 №66-р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Азовский морской порт» в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных законодательством РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.
Хозяйственная деятельность осуществляется в границах акватории морского порта Азов. При этом ООО «Азовский морской порт» осуществляет свою деятельность на объекте негативного воздействия на окружающую среду без положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей данную деятельность. Осуществление хозяйственной деятельности в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы не соответствует положениям ст.34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Согласно Приказу генерального директора ООО «Азовский морской порт» №57 от 25.06.2019 г. главный инженер ФИО1 назначен ответственным по осуществлению контроля за выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и требований федеральных контролирующих органов.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, указанное выше нарушение требований природоохранного законодательства, Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" были допущены должностным лицом - главным инженером ООО «Азовский морской порт» ФИО1, который ненадлежащим образом исполнял организационно-распорядительные функции, не организовал работу общества в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением о проведении проверки от 30.10.2020 года № 66-р, актом проверки от 01.12.2020 года, информацией об осуществлении ООО «Азовский морской порт» погрузочной деятельности, свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, приказом об организации природоохранных мероприятий; должностной инструкцией главного инженера ООО «Азовский морской порт», протоколом об административном правонарушении от 22 января 2021 года, и другими доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия главного инженера ООО «Азовский морской порт» ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и природоохранного законодательства, Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Судья первой инстанции проверил дело в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, и вынес законное и обоснованное решение.
Довод жалобы о том, что срок выполнения предписания осуществлять деятельность при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы документов продлен до 23.11.2020 года, не влечет освобождение ФИО1 от административной ответственности.
В данном случае главный инженер ООО «Азовский морской порт» ФИО1 привлекается к административной ответственности не за неисполнение предписания, а за нарушение природоохранного законодательства, выявленного в рамках пунктов 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования законодательства в области охраны окружающей среды должны соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выданного предписания.
На момент выявления административного правонарушения заключение экологической экспертизы ООО «Азовский морской порт» не было получено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Срок давности и порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица и судьи городского суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Азовского городского суда от 27 мая 2021 года оставить без изменения, а жалобу главного инженера ООО «Азовский морской порт» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья