ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-1431/18 от 04.12.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Манаева Л.А. № 11-1431/18

Р Е Ш Е Н И Е

04 декабря 2018 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера Акционерного общества «Азовская судоверфь» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 августа 2018 года главный инженер по охране окружающей среды Акционерного общества «Азовская судоверфь» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 26 октября 2018 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 августа 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В Ростовский областной суд ФИО1 подана жалоба, в которой он просит отменить решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 26 октября 2018 года. Заявитель в жалобе указывает на то, что нормативы, установленные выданным Обществу разрешением, не учитывают нерегулируемые природные факторы и фоновые концентрации загрязняющих веществ в водных объектах. После корректировки разработчиком проекта нормативов допустимых сбросов веществ в водный объект, он был сдан 12.09.2018 года в Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, где находится на согласовании.

В судебном заседании защитник Власкина С.Н по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, судья Ростовского областного суда не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу частей 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно статье 37 Водного кодекса РФ сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что с 12 июля 2018 года по 10 августа 2018 года на основании приказа от 29 июня 2018 года № 311-КНД руководителя Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Азовская судоверфь».

В ходе проверки АО «Азовская судоверфь» представлены протоколы лабораторных исследований сточных вод на выпусках № 1, № 2 в реке Дон от 18.06.2018 года, в соответствии с которыми установлены превышения нормативов допустимых сбросов взвешенных веществ, утвержденных разрешением на сброс загрязняющих веществ от 10.07.2017 года № С-15/25.

Согласно разрешению на сброс загрязняющих веществ в водные объекты № С-15/25 от 10.07.2017 года допустимая концентрация взвешенных веществ в сточных водах составляет 0,25 мг/дм?.

По протоколам лабораторных исследований сточных вод на выпуске № 1 концентрация взвешенных веществ в сточных водах составляет 11,8 мг/дм?, на выпуске № 2 концентрация взвешенных веществ в сточных водах составляет 9,5 мг/дм?.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15.08.2018 года протокола об административном правонарушении, на основании которого 29.08.2018 года вынесено постановление о признании главного инженера АО «Азовская судоверфь» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки от 10.08.2018 года, разрешением № С-15/25 на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, выданное АО «Азовская судоверфь» по выпускам № 1 и № 2 в период с 10.07.2017 года по 21.06.2022 года; протоколами лабораторных исследований № 148 и № 149 от 18.06.2018 года; должностной инструкцией главного инженера АО «Азовская судоверфь», которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные доказательства получены в установленном законом порядке в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сброс неочищенных сточных вод в водный объект (реку Дон) с превышением допустимых концентраций сбросов веществ без соответствующего разрешения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установленное в ходе проверки нарушение стало возможным в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом главным инженером АО «Азовская судоверфь» ФИО1 своих должностных обязанностей, поскольку согласно его должностной инструкции он руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, обязан обеспечить соблюдение действующего природоохранного законодательства (п. п. 2.3, 2.7).

Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ФИО1 выполнению установленных законом обязанностей, документов, а также сведений о принятии им всех зависящих от него мер в материалы дела не представлено.

Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 года предусмотрено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что предусмотренная ею возможность установления лимитов на выбросы и сбросы, превышающих нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ допускается лишь в исключительных случаях как временная мера только на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, когда соблюдение таких нормативов невозможно по объективным причинам. При этом такие лимиты устанавливаются соответствующими разрешениями.

Допустимых доказательств невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ, а также того, что превышение нормативов допустимых выбросов и сбросов вызвано объективными причинами, носящими временный и вынужденный характер, связанными с внедрением новых технологий или реализации других природоохранных проектов ФИО1 не представлено.

Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера Акционерного общества «Азовская судоверфь» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

СУДЬЯ: