ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-143/20 от 05.02.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Пухкалова М.О. Дело № 11-143/2020

Р Е Ш Е Н И Е

05 февраля 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев жалобу защитника Хмелева С.С., действующего в интересах генерального директора ООО «Югстроймонтаж» ФИО1, на постановление старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Минприроды Ростовской области от 20 февраля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Югстроймонтаж» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды Минприроды Ростовской области от 20 февраля 2019 года генеральный директор ООО «Югстроймонтаж» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Указанное постановление ФИО1 обжаловала в суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ростовской областной суд, защитник Хмелев С.С., действующий в интересах генерального директора ООО «Югстроймонтаж» ФИО1 на основании доверенности, ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона правонарушения, выражается в бездействии, выразившемся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории от совершения указанных выше юридически значимых действий освобождены.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 установлены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Так, согласно указанному постановлению, к объектам IV категории относятся юридические лица при одновременном наличии следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа (п. 7 Постановления от 28.09.2015 N 1029).

Согласно разъяснениям Росприроднадзор, изложенным в Письме от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», у объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС) IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны одновременно выполняться условия, указанные в названном пункте.

В случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В случае если объект, заявленный к постановке на учет, не является объектом НВОС в соответствии с Критериями, территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок со дня приема заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет направляют заявителю уведомление с данной информацией и ссылкой на несоответствие объекта положениям Критериев.

Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует.

Как следует из материалов дела, в результате анализа сведений, предоставленных Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу, установлено, что ООО «Югстроймонтаж», в процессе деятельности которого оказывается негативное воздействие на окружающую среду, в срок до 01.03.2018 года в полном объеме не произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, в результате чего образовалась задолженность в сумме 10810 рублей 16 копеек. Фактически указанная плата произведена 06.03.2018 года.

В связи с указанными обстоятельствами постановлением должностного лица от 20 февраля 2019 года генеральный директор ООО «Югстроймонтаж» ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что событие и состав вменяемого административного правонарушения в действиях генерального директора ООО «Югстроймонтаж» ФИО1 подтверждается совокупностью представленных доказательств.

Однако при рассмотрении дела судьей не был исследован вопрос о том, какие отходы образуются от деятельности ООО «Югстроймонтаж», соответствующих доказательств в материалах дела не имеется.

В решении судьи отсутствует вывод об отнесении офисного помещения, в котором осуществляется деятельность ООО «Югстроймонтаж», к объекту НВОС в соответствии с Критериями, осуществляется ли деятельность Общества, при которой происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Кроме того, материалы дела не содержится данных о размещении обществом отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В нарушение положений статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не дал надлежащей оценки обстоятельствам, касающихся вины генерального директора ООО «Югстроймонтаж» ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что судом неполно установлены фактические обстоятельства дела, то дело на основании положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье следует устранить отмеченные нарушения, исследовать и оценить по правилам главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле, и, исходя из установленного, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Югстроймонтаж» ФИО1, отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.

Судья: