Судья: Шегидевич Е.Ю. №11-1543/18
Р Е Ш Е Н И Е
17 декабря 2018 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 11.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного метролога Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Ростовского отдела государственного надзора по Ростовской области Южного межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта) от 29.08.2018 года главный метролог Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» (далее – ООО «ГЭС Розница») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд.
Решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 11.10.2018 года постановление заместителя начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта от 29.08.2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ФИО1 просит решение судьи от 11.10.2018 года и постановление должностного лица административного органа от 29.08.2018 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправомерность вывода суда о незаконности результатов поверки средств измерений, оформленных ДП «Полтавастандартметрология» и ДП «Харьковстандартметрология», а также о нарушении Порядка проведения поверки средств измерений. Резервуары, принадлежащие ООО «ГЭС Розница», нельзя рассматривать в качестве средства измерения. Область применения резервуаров необоснованно отнесена к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В судебном заседании ФИО2 и его защитник по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержали по основаниям, изложенным в дополнениях к жалобе.
Старший государственный инспектор территориального отдела (инспекции) Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта ... возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, доводы жалобы, оснований к отмене решения не усматриваю, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" указанный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Часть 1 статьи 9 выше указанного закона предусматривает, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В части 1 статьи 5 названного закона определены требования к измерениям, согласно которым измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
В ходе проверки на АЗС № 165 ООО «ГЭС Розница» по адресу: <...> д. ?, Ростовским отделом государственного надзора ЮМТУ Росстандарта установлено нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений поверенных лицом, не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации, и применении средств измерений неутвержденного типа, выразившееся в применении 9 единиц измерений, применяемых в сфере государственного регулирования с нарушениями обязательных требований:
- 1 единицы ареометра для нефти типа АНТ – 2, зав. № 09233, межповерочный интервал согласно сведениям из государственного реестра средств измерений составляет 4 года, с 2013 года 5 лет, представлен паспорт с клеймом поверителя от 3 квартала 2017 года, поверка осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации юридическим лицом ГП «Полтавастандартметрология» (Украина) – в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерения сведения об указанном юридическом лице отсутствуют;
- 1 единицы ареометра стеклянного АНТ -1, зав. № 777, межповерочный интервал и согласно сведениям из государственного реестра измерений составляет 4 года, представлен паспорт с клеймом поверителя от 2 квартала 2017 года, поверка осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации юридическим лицом ПФ ООО «Шатлыгин и К» (Украина) – в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерения сведения об указанном юридическом лице отсутствуют;
- 1 единицы ареометра стеклянного АНТ-2, зав. №1201, межповерочный интервал согласно сведениям из государственного реестра средств измерений составляет 4 года, представлен паспорт с клеймом поверителя от 4 квартала 2016 года, поверка осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации юридическим лицом ПФ ООО «Шатлыгин и К» (Украина) - в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерения сведения об указанном юридическом лице отсутствуют;
- 2 единиц гигрометров психрометрических ВИТ – 2, зав. №№ 11252, 11236, межповерочный интервал согласно сведениям из государственного реестра средств измерений составляет 2 года, из представленных паспортов с клеймами поверителя от 3 квартала 2017 года следует, что поверка осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации юридическим лицом ГП «Полтавастандартметрология» (Украина) – в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерения сведения об указанном юридическом лице отсутствуют;
- 4 единиц средств измерений неутвержденного типа, резервуаров горизонтальных цилиндрических (дата изготовления согласно техническим паспортам - 1986 год, 1987 год, 1988 год, зав. №№ 10223, 516, 211, 375; изготовитель завод Тутмаш).
Указанные обстоятельства по делу об административном правонарушении подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.08.2018 года № 07-28/128 в отношении должностного лица главного метролога ООО «ГЭС Розница» ФИО1; актом проверки от 17.08.2018 года; приказом руководителя ЮМТУ Росстандарта о проведении проверки от 22.06.2018 г.; приказом о переводе на должность главного метролога ООО «ГЭС Розница» ФИО1 от 01.04.2018 г.; должностной инструкцией главного метролога ООО «ГЭС Розница»; протоколом проверки применения эталонов единиц величин, стандартных образцов средств измерений от 07.08.2018 года; свидетельствами о поверке; техническими паспортами на резервуары; паспортом счетчика.
Установив нарушение главным метрологом ООО «ГЭС Розница» ФИО1 положений ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 2, 5 ст. 13 ФЗ "Об обеспечении единства измерений", заместитель начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу заявителя в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, судья районного суда на основании имеющихся в деле доказательств проверил законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении и пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены названного постановления.
Выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда основаны на правильном применении законодательства об административных правонарушениях и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Поверка ареометров проведена представителем государственной метрологической службы Украины в период с 4 квартала 2016 года по 3 квартал 2017 года, то есть после 17.02.2016 года – даты вступления в силу для Российской Федерации Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, совершенном в пос. Бурабай Республики Казахстан от 29.05.2015 года.
Вопреки утверждению заявителя в жалобе, правовых оснований для признания результатов поверки средств измерений, произведенных на территории иностранного государства, не имеется, то есть результаты поверки, произведенной в период с 4 квартала 2016 года по 3 квартал 2017 года, не признаются на территории Российской Федерации. Украина не является участником Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, совершенное в пос. Бурабай Республики Казахстан от 29.05.2015 года. Государственные метрологические службы Украины не аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации Российской Федерации на проведение поверки средств измерений.
Довод ФИО1 о том, что резервуары, принадлежащие ООО «ГЭС Розница», нельзя рассматривать в качестве средства измерения, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 N 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.
Пунктами 27 - 29 данного Перечня к средствам измерения, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, отнесены средства измерений отпускаемого объема и массы топлива на автозаправочных станциях, средства измерений отпускаемого объема и массы автомобильных масел на автозаправочных станциях, средства измерений отпускаемого объема и массы газа, применяемые для заправки автотранспорта на автозаправочных станциях.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 утверждены Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) (далее - Правила).
Из пункта 20.3 Правил следует, что средства измерения, находящиеся в эксплуатации на автозаправочной станции, подлежат государственной поверке. Согласно Государственному реестру средств измерений, изданному Федеральным агентством по технологическому регулированию и метрологии, резервуары стальные горизонтальные цилиндрические отнесены к средствам измерения.
В государственном стандарте "ГОСТ 8.346-2000. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки", введенном в действие Постановлением Госстандарта РФ от 23.04.2001 N 185-ст (далее - ГОСТ 8.346-2000), установлено, что стальные горизонтальные цилиндрические резервуары подлежат первичной и периодическим поверкам.
Настоящий стандарт распространяется на цилиндрические резервуары, используемые для определения объема нефти и нефтепродуктов при выполнении государственных учетных операций и для их хранения.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения на АЗС № 165 ООО «ГЭС Розница» требований законодательства об обеспечении единства измерений.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является главным метрологом ООО «ГЭС Розница». В соответствии с п. п. 2.2 и 2.7 должностной инструкции главного метролога ООО «ГЭС Розница», в его функциональные обязанности входит определение политики общества в области обеспечения единства измерений, организация работы по анализу состояния метрологического обеспечения, проведению метрологических аттестаций, не стандартизованных средств измерений.
При таких обстоятельствах, наличие в действиях должностного лица ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, является доказанным.
Судья районного суда обоснованно не усмотрел оснований для назначения наказания ниже низшего предела и признания правонарушения малозначительным.
Нарушений материальных и процессуальных норм судьей районного суда при рассмотрении жалобы не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 11.10.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного метролога Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья