ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-154/2021 от 09.07.2021 Владимирского областного суда (Владимирская область)

.

Дело №11-154/2021 судья Гудимов А.С.

Р Е Ш Е Н И Е

9 июля 2021 года г.Владимир

Судья Владимирского областного суда Баштрыкова В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации МО Судогодский район Дубровного О.В. на решение судьи Судогодского районного суда Владимирской области от 12 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Судогодский район Владимирской области (далее – Администрация),

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 29 октября 2020 года администрация муниципального образования Судогодский район Владимирской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Судогодского районного суда Владимирской области от 12 мая 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица изменено в части назначенного административного наказания путем его снижения с применением положений ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ до 200 000 рублей. В остальном постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной во Владимирский областной суд, защитник Администрации Дубровный О.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда. Указывает на допущенные по делу процессуальные нарушения норм КоАП РФ, что выразилось в не проведении административного расследования и нарушении срока составления протокола об административном правонарушении. Кроме того обращает внимание на несоблюдение требований Административного регламента, утвержденного приказом Россельхознадзора от 08.07.2019 №662, что влечет признание полученных в результате проведенного рейдового осмотра территории доказательств недопустимыми.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, Управление извещено о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. Каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания во Владимирский областной суд не поступало, в связи с чем неявка представителя Управления не препятствует рассмотрению жалобы.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав позицию защитника администрации МО Судогодский район Владимирской области Дубровного О.В., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Постановлением должностного лица Управления Россельхознадзора по Владимирской области администрация МО Судогодский район Владимирской области привлечена к административной ответственности за невыполнение обязательных мероприятий по защите земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: ****, с кадастровыми номерами ****) и ****), что выразилось в следующем:

1) земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, покрыт сорной и древесно-кустарниковой растительностью (крапива, осот, кипрей, пижма высотой до 1,5 метра; ива, клен ясенелистый (американский) высотой до 2,5 метров). На земельном участке имеется разрушенное строение, элементы которого лежат на площади около 570 кв.м. Выявлено два слива нечистот общей площадью 498 кв.м и две свалки твердых коммунальных отходов площадью 48 кв.м;

2) земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м зарос сорной и древесно-кустарниковой растительностью (пижма, пырей, люпин многолетний дикорастущий, тысячелистник; единично и очагами ива, береза до 3 метров и выше). Кроме того на земельном участке обнаружены: заболоченные заросшие рогозом водоемы, разрушенное строение на площади 1280 кв.м; снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади ориентировочно 33 кв.м; свалка твердых коммунальных отходов ориентировочной площадью 104 кв.м.

Данные обстоятельства выявлены в ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного в период с 30 июня 2020 года по 9 июля 2020 года на основании приказа Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 27.03.2020 №32-УФ-05. По результатам осмотра составлен акт №67 от 09.07.2020 с приложенными к нему фототаблицами, схемами фотосъемки, схемами расчета площадей и отбора почв, актами отбора почвенных образцов, которые в совокупности с протоколом об административном правонарушении, протоколами испытаний и выписками из ЕГРН являются доказательствами по делу.

При рассмотрении жалобы судья районного суда согласился с выводами должностного лица Управления Россельхознадзора по Владимирской области о доказанности наличия в действиях администрации МО Судогодский район Владимирской области вмененного ей состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, изменив только размер назначенного Администрации наказания в виде административного штрафа, снизив его с применением положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

Вместе с тем должностным лицом Управления Россельхознадзора по Владимирской области и судьей районного суда не учтено следующее.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Порядок осуществления государственного земельного надзора закреплен в статьях 71 - 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на момент рейдового осмотра – 30.06.2020 – 09.07.2020).

Согласно ч.4 ст.71 ЗК РФ (в редакции, действующей по состоянию на момент рейдового осмотра – 30.06.2020 – 09.07.2020) при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных ЗК РФ.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008, Закон) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Закона.

Частями 2, 4, 5 статьи 8.3 указанного федерального закона установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).

Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 статьи 8.3 Закона, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора) результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора).

В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 статьи 8.3 Закона, нарушений обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора) мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008.

Аналогичные правовые положения закреплены в ст.13.2 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008, регулирующей порядок проведения плановых (рейдовых) осмотров, а также в Приказе Минсельхоза России от 16.10.2015 N 475 "Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований", принятым в соответствии со ст.13.2 Закона.

Кроме того Приказом Россельхознадзора от 08.07.2019 N 662 утвержден Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в котором также в пунктах 123-134 закреплены положения, касающиеся порядка проведения плановых (рейдовых) осмотров.

В частности в п.132 данного Административного регламента указано, что в случае выявления при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования нарушений обязательных требований должностные лица Россельхознадзора (территориального органа) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя Россельхознадзора (территориального органа) мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 73 Административного регламента.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 27.03.2020 №32-УФ-05 выдано плановое (рейдовое) задание, правовым основанием для проведения которого являлись положения Приказа Минсельхоза России от 16.10.2015 N 475 (л.д.20).

В период с 30.06.2020 по 09.07.2020 должностными лицами Управления Россельхознадзора по Владимирской области проведен рейдовый осмотр земельных участков с кадастровыми номерами **** и ****, результаты которого зафиксированы в акте №67 от 09.07.2020 с приложенными к нему документами (л.д.21-39, 46, 51-52, 93-94).

Кроме того 12 августа 2020 года государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Т на имя и.о.руководителя Управления Россельхознадзора по Владимирской области Ч составлено мотивированное представление (л.д.107-120) с информацией о выявленных нарушениях по результатам рейдового осмотра для принятия решения о назначении внеплановой проверки в отношении граждан М, К При этом в данном документе также указано на то, что в отношении администрации МО Судогодского района необходимо возбудить дело об административном правонарушении по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ без проведения внеплановой проверки, руководствуясь п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, как было выше указано при анализе правовых норм, последствия, которые могут наступать после получения результатов проведения рейдового осмотра, четко зафиксированы в положениях ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008, Приказа Минсельхоза России от 16.10.2015 N 475 и Приказа Россельхознадзора от 08.07.2019 N 662.

Таким образом, если в ходе проведения рейдового осмотра должностным лицом Управления Россельхознадзора были выявлены нарушения обязательных требований, то должна быть назначена внеплановая проверка или приняты меры по пресечению нарушений, в целях чего могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные гл.27 КоАП РФ.

Оснований для возбуждения дела об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении после проведения рейдового осмотра не предусмотрено.

Кроме того в перечень мероприятий, проводимых в ходе планового (рейдового) осмотра, входил осмотр земельных участков по необходимости с отбором почвенных образцов и проведением фотосъемки (л.д.20).

Таким образом, на момент рейдового осмотра сведения о собственнике (владельце) земельного участка не могли быть установлены, поскольку требуют осуществления соответствующих запросов и получения выписок из ЕГРН. Между тем такая информация могла быть получена, в случае необходимости (при наличии признаков нарушений обязательных требований), в рамках производства по делу об административном правонарушении или в ходе назначаемой внеплановой проверки.

При таких обстоятельствах полученные в рамках рейдового осмотра доказательства не могут быть признаны допустимыми, а одного протокола об административном правонарушении, составленного на основании акта рейдового осмотра недостаточно для признания Администрации МО Судогодский район Владимирской области виновной в совершении вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, постановление должностного лица Управления Россельхознадзора по Владимирской области и решение судьи Судогодского районного суда Владимирской области не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене с прекращением производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено постановление.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Владимирской области от 29 октября 2020 года и решение судьи Судогодского районного суда Владимирской области от 12 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Судогодский район Владимирской области отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено постановление.

Судья областного суда В.Л.Баштрыкова