61RS0014-01-2022-000854-22
Судья: Куканова Н.А. № 11-1674/2022
Р Е Ш Е Н И Е
5 октября 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Ушников М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации города Донецка ФИО1 на постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения – старшего судебного пристава Донецкого городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 13 июля 2022 года, решение судьи Донецкого городского суда Ростовской области от 25 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города Донецка,
установил:
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава Донецкого городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 13 июля 2022 года Администрация города Донецка признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление Администрация города Донецка обжаловала в суд.
Решением судьи Донецкого городского суда Ростовской области от 25 августа 2022 года постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава Донецкого городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 13 июля 2022 года оставлено без изменения, жалоба Администрации города Донецка – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, глава Администрации города Донецка ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи, прекращении производства по делу.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующему выводу.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Как следует из материалов дела, 10 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем Донецкого городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области возбуждено исполнительное производство НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ИП с требованием: Обязать Администрацию г. Донецка Ростовской области произвести снос расселенных аварийных жилых домов, расположенных по адресам: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрации г. Донецка был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
11 января 2021 года в связи с неисполнением требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, установлен новый срок исполнения до 29 января 2021 года.
16 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем Донецкого городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области в отношении Администрации г. Донецка составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
12 марта 2021 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 16 апреля 2021 года.
19 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем Донецкого городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области в отношении Администрации г. Донецка составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
26 апреля 2021 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 21 мая 2021 года.
28 мая 2021 года должником в суд подана жалоба на постановление врио начальника отделения о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Решением Донецкого городского суда от 1 июня 2021 года Администрация г.Донецка освобождена от взыскания исполнительского сбора.
Решением судьи Донецкого городского суда от 14 февраля 2022 года постановление врио начальника Донецкого городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено.
4 апреля 2022 года должнику направлено постановление о назначении нового срока исполнения до 29 апреля 2022 года. До настоящего времени решение суда не исполнено.
Постановлением врио начальника отделения-старшего судебного пристава Донецкого городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области ФИО3 от 11 октября 2021 года наложен штраф в размере 30000 рублей в рамках административного дела № 232/21/61-044-АП-АП по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации г. Донецка Ростовской области.
Решением судьи Донецкого городского суда Ростовской области от 16 ноября 2021года данное постановление оставлено без изменения, а жалоба Администрации г.Донецка Ростовской области на постановление от 11 октября 2021 года без удовлетворения.
Решением судьи Ростовского областного суда от 27 января 2022 года постановление временно исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Донецкого городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области от 11 октября 2021 года, решение судьи Донецкого городского суда Ростовской области от 16 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Донецка Ростовской области оставлено без изменения, жалоба главы Администрации г. Донецка Ростовской области без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации г. Донецка постановлением Донецкого городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области от 13 июля 2022 года к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление от 13 июля 2022 года, не нашел оснований для его отмены, поскольку, по его мнению, достаточной совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтверждается наличие в действиях администрации г. Донецка состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, а также вина юридического лица во вмененном правонарушении.
Между тем, с указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Одним из обязательных признаков субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является умышленное невыполнение требований судебного пристава-исполнителя, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.Согласно части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Установление виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 2.1, ст. 26.1 КоАП РФ наличие объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа, с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования.
Вместе с тем, снос объектов капитального строительства до 13 апреля 2020 года осуществлялся в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 3 августа 2017 года №539 «Об утверждении порядка проведения проверки достоверности применения сметных нормативов» на основании сметной документации и заключения проверки достоверности применения сметных нормативов.
В целях реализации мероприятий по сносу расселенных аварийных домов Администрация города Донецка в 2019 году разработала сметную документацию и получила положительное заключение проверки достоверности применения сметных нормативов ГАО РО «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий» на 9 аварийных домов.
29 августа 2019 года данные документы направлены в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в целях подтверждения потребности в средствах на реализацию мероприятий по сносу домов, расселенных в рамках постановления Правительства Ростовской области от 12 августа 2016 года №569 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2017-2025 годах».
В январе 2020 года Администрацией города Донецка разработана сметная документация ещё на 6 расселенных аварийных домов.
В целях софинансирования сноса расселенных аварийных домов, решением Донецкой городской Думы от 24 декабря 2019 года №545 «О бюджете города Донецка на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год» в бюджете города на 2020 год были предусмотрены средства в размере 749700 руб., в соответствии с уровнем, определенным постановлением Правительства Ростовской области от 28 декабря 2011 года №302 «Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения».
Однако бюджетные средства, запланированные на снос расселенных аварийных домов в 2020 году, Администрацией города Донецка не освоены в связи с изменением законодательства.
Постановлением Правительства Ростовской области от 13 апреля 2020 года №336 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 3 августа 2017 года №539» исключен снос объектов капитального строительства из Порядка проведения проверки достоверности применения сметных нормативов.
Порядок сноса объектов капитального строительства вновь установлен постановлением Правительства Ростовской области от 23 июня 2020 года №582 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 4 октября 2012 года №945.
В соответствии с данными изменениями, снос объектов капитального строительства за счет бюджетных средств на территории Ростовской области осуществляется на основании проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, сметы и проверки на предмет достоверности сметных расходов проведенной в ходе государственной экспертизы.
Учитывая данные изменения законодательства, Администрация города Донецка обратилась в ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» с заявлением о проведении проверки определения сметной стоимости проектных и изыскательских работ.
19 ноября 2020 года ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» уведомил Администрацию города Донецка о невозможности принятия заявления к рассмотрению в виду отсутствия данного вида работ в постановлении Правительства Ростовской области от 24 июня 2019 года №437 «Об утверждении Положения о порядке проведения некоторых видов проверок документации, осуществляемых государственными учреждениями Ростовской области, подведомственных Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области».
20 ноября 2020 года Администрация города Донецка обратилась в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области с просьбой оказать содействие и дать поручение ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» провести проверку достоверности определения сметной стоимости проектных и изыскательских работ по сносу 15 аварийных домов.
24 декабря 2020 года ГБУ РО «Ростоблстройзаказчик» выдал Администрации города Донецка положительные заключения на сметную стоимость проектных и изыскательских работ по сносу 15 аварийных домов.
18 января 2021 года Администрация города Донецка обратилась в адрес Губернатора Ростовской области с письмом о рассмотрении выделения в 2021 году бюджету города Донецка средств в объеме 6996000 руб. на разработку проектной документации по сносу 15 аварийных домов.
После выделения денежных средств и проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании результатов проведенной закупки №0158300019521000031 9 августа 2021 года Администрацией города Донецка заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ по сносу аварийных домов. Акт выполненных работ по указанному контракту подписан сторонами 24 декабря 2021 года.
В связи с отсутствием бюджетных средств на выполнение работ по сносу 15 расселенных аварийных домов, 17 января 2022 года Администрация города Донецка обратилась в финансовое управление Администрации г. Донецка с письмом о выделении денежных средств на выполнение работ по сносу 15 аварийных расселенных домов, в рамках исполнения решения суда, в объеме 814000,12 руб.
1 февраля 2022 года Администрация города Донецка повторно обратилась в Финансовое управление Администрации г.Донецка.
15 февраля 2022 года Администрация города Донецка обратилась в адрес Губернатора Ростовской области с письмом о выделении средств в 2022 году бюджету города Донецка в объеме 29075700 руб. на снос 15 аварийных домов, в том числе строительный контроль 508800 руб.
24 марта 2022 года Администрация города Донецка обратилась в Финансовое управление Администрации г. Донецка с письмом о выделении денежных средств.
30 мая 2022 года Администрация города Донецка повторно обратилась в адрес Губернатора Ростовской области с аналогичным письмом.
30 июня 2022 года Администрация города Донецка обратилась в Финансовое управление Администрации города Донецка с письмом о выделении в 2023 году средств на выполнение работ по сносу 15 аварийных расселенных домов, в рамках исполнения решения суда.
27 июля 2022 года Администрация города Донецка обратилась в адрес Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области с письмом о выделении средств на снос 15 аварийных домов.
Несмотря на многочисленные обращения, денежные средства ни из областного бюджета, ни из бюджета города Донецка до настоящего момента Администрации города Донецка не выделены.
Таким образом, анализ представленных привлекаемым к ответственности лицом в обоснование своей позиции по данному делу доказательств позволяет сделать вывод о том, что Администрацией города Донецка предпринимались реальные, действенные и разумные меры, направленные на предоставление финансирования, формального подхода к разрешению данного вопроса и игнорирования должником предъявленных к нему требований не усматривается. Между тем, судебным приставом исполнителем установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 29 апреля 2022 года, который, учитывая вышеизложенные обстоятельства, не может быть признан разумным и обоснованным.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из вышеизложенного, вопрос о вине юридического лица не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку с учетом исследования собранных по делу доказательств в их совокупности виновность должника в совершении инкриминируемого деяния нельзя считать безусловно установленной, постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава Донецкого городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 13 июля 2022 года и решение судьи Донецкого городского суда Ростовской области от 25 августа 2022 года по настоящему делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Донецкого городского суда Ростовской области от 25 августа 2022 года, постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения - старшего судебного пристава Донецкого городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области от 13 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации города Донецка - отменить.
Производство по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Донецка прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: