Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №11-176/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сироткиной Е.М.,
при секретаре Волыцкой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 11 мая 2011 года дело по апелляционной жалобе Администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение мирового судьи Октябрьского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми по делу по иску ФИО1 к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка», Администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась к мировому судье Октябрьского судебного участка г.Сыктывкара с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» о взыскании денежной компенсации. В обоснование требований истица указала, что поскольку ее семья на основании удостоверения ... является многодетной, она обратилась к ответчику с просьбой о выплате денежной компенсации за приобретение школьной и спортивной одежды для ее сына , ученика МОУ «СОШ № 21» за период ** ** **, ** ** ** учебные годы в размере ... руб., а также компенсации за питание за период ** ** ** учебного года в размере ... руб., однако в ответ получила рекомендацию обратиться с таким заявление в ГОУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сыктывкара», денежная выплата ответчиком не произведена.
Решением мирового судьи Октябрьского судебного участка г.Сыктывкара исковые требования ФИО1 удовлетворены в части, в ее пользу с Администрации МОГО «Сыктывкар» взысканы расходы на приобретение спортивной одежды в сумме ... руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме ... руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований о взыскании расходов на питание, приобретение школьной и спортивной формы к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка», Управлению образования Администрации МО ГО «Сыктывкар» отказано.
Администрация МОГО «Сыктывкар», не согласившись с решением мирового судьи, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой указала, что Федеральным законом от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственный власти субъектов РФ» решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных), отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления социальное обеспечение граждан не относится, а принятие нормативно-правовых актов субъектов РФ с передачей части государственных полномочий на муниципальный уровень возможно только законом Республики Коми с соответствующей передачей финансовых средств. Данный закон не был принят субъектом РФ, передача полномочий не производилась, следовательно, возмещение затрат на приобретение школьной, спортивной формы и питания не входит в полномочия органов местного самоуправления, а входит в полномочия субъекта РФ, которым является Республика Коми и должно возмещаться за счет республиканского бюджета Республики Коми.
Дело рассматривалось в отсутствие истицы, согласно представленному заявлению.
В судебном заседании представитель ответчика МОУ СОШ №21 ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение мирового судьи отменить, поскольку финансовое обеспечение питания обучающихся средних школ из семей, признанных малоимущими, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми через ГУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара».
Представитель соответчика Управления образования АМО ГО «Сыктывкар» ФИО3 просил решение мирового судьи отменить, на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель соответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО4 на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила решение мирового судьи отменить, поскольку возмещение ФИО1 затрат на приобретение школьной, спортивной формы и питания не входит в полномочия органов местного самоуправления, а относится к полномочиям субъекта РФ, а именно, Республики Коми и должно возмещаться за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, либо за счет средств федерального бюджета.
Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по РК ФИО5, привлеченный судом апелляционной инстанции в качестве соответчика, иск не признал.
Представители третьих лиц ГУ РК «...», Агентства РК по социальному развитию по г.Сыктывкару в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, согласно ст.167 ГПК РФ.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи Октябрьского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Семья ФИО1 признана многодетной, в связи с чем ей выдано удостоверение ... на период с ** ** ** по ** ** ** их семья признана малоимущей.
Сын истицы является учеником МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка» (...).
Согласно пп.б п.1 Указа Президента РФ №431 от 05.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлено в том числе бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений, а также бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.
Статьей 19 Закона Республики Коми №55-РЗ от 12.11.2004 года «О социальной поддержке населения в РК» установлены меры социальной поддержки многодетных семей, среди которых: оплата в размере 30 процентов указанным семьям за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 30 процентов указанным семьям коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения; пособие на оплату проезда детей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений, в пассажирском транспорте в расчете на каждого; первоочередное получение садово-огородных участков.
В силу ст.2 Закона РК от 26 декабря 2005 года №143-РЗ «О предоставлении питания учащимся государственных общеобразовательных учреждений, государственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, а также муниципальных общеобразовательных учреждений из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми» решение о предоставлении питания принимается государственным учреждением Республики Коми, определенным Правительством Республики Коми, по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи. Предоставление питания осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
Порядок предоставления питания учащимся, обучающимся по очной форме обучения в государственных общеобразовательных учреждениях, государственных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, и муниципальных общеобразовательных учреждениях, из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2005 года №342.
Образовательные учреждения не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в центры по предоставлению государственных услуг табели посещаемости учащимися учебных заведений и документы, подтверждающие произведенные расходы по предоставлению питания. Финансирование расходов по предоставлению питания осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год Агентством Республики Коми по социальному развитию в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Истица указала, что выделяемых денежных средств на питание сыну не хватало, поэтому она давала ему дополнительно на обеды денежные средства.
Доводы истицы в указанной части не основаны на законе, в связи с чем, мировой судья обоснованно требования истицы о компенсации расходов за питание в размере ... руб. оставил без удовлетворения.
Истицей представлен расчет потраченных средств на приобретение школьной и спортивной формы на период ** ** ** на сумму ... руб. и на период ** ** ** в сумме ... руб. ...).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Поскольку истицей, кроме письменного перечня приобретенной формы, других допустимых и надлежащих доказательств не представлено, мировой судья пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о возмещении стоимости формы на сумму ... руб.,
ФИО1 предоставлен кассовый чек на приобретение спортивной обуви в размере ... руб.
Представители ответчиков, в опровержение доказательств истицы, ссылались на отсутствие идентификации чека, и доказательств, что обувь приобретена именно Михаилу. Указанные доводы судом не могут быть приняты во внимание, учитывая, что в данной части бремя доказывания возлагается на ответчиков, которые и должны подтвердить свои возражения.
Несмотря на то, что в Указе Президента РФ №431 от 05.05.1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» отсутствует порядок и условия возмещения расходов на осуществление таких мер, это не является основанием для отказа в их предоставлении.
Пунктом 3 Указа Президента РФ предписано Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Органы местного самоуправления могут нести ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий, переданных от органов государственной власти, в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами, в связи с чем расходы истца возникли из-за отсутствия финансирования из бюджета Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2002 года №68-0 указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, именно Минфин РФ как орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета, несет ответственность за неурегулирование порядка распределения расходов, возникших в связи с исполнением указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Учитывая вышеизложенное, поскольку мера социальной поддержки многодетным семьям в спорный период предусмотрена федеральным законодательством, при этом органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения расходов на ее предоставление, и фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, ей не возмещены, суд приходит к выводу о том, что в силу установленного действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, федеральными законами о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 № 68-О, расходы на реализацию вышеуказанных льгот относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, соответственно, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, решение мирового судьи Октябрьского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение мирового судьи Октябрьского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми по делу по иску ФИО1 к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка», АМО ГО «Сыктывкар», Управлению образования АМО ГО «Сыктывкар» отменить.
Принять новое решение.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 расходы на приобретение спортивной обуви в сумме ... рублей; расходы по уплате государственной пошлины в сумме ... рублей.
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству финансов РФ в остальной части оставить без удовлетворения.
В иске ФИО1 к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с углубленным изучением немецкого языка», АМО ГО «Сыктывкар», Управлению образования АМО ГО «Сыктывкар» о взыскании денежных средств, отказать.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Сироткина Е.М.
а