ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-1923/20 от 10.12.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Шегидевич Е.Ю. Дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

РЕШЕНИЕ

10 декабря 2020 года г.Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора АО «ССРЗ Мидель» Гогулина В.В. на решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 08 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «ССРЗ Мидель»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, начальника отдела государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 01 сентября 2020 года АО «ССРЗ Мидель» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Указанное постановление АО «ССРЗ Мидель» обжаловало в суд.

Решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 08 октября 2020 года постановление должностного лица административного органа от 01 сентября 2020 года оставлено без изменения, жалоба АО «ССРЗ Мидель» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, генеральный директор АО «ССРЗ Мидель» Гогулин В.В. просит постановление должностного лица административного органа от 01 сентября 200 года и решение судьи районного суда от 08 октября 2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить. В обоснование доводов заявитель указал, что с 29 сентября 2009 года по 01 января 2019 года хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Поскольку АО «ССРЗ Мидель» является субъектом малого и среднего предпринимательства, до 01 января 2019 года нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для АО «ССРЗ Мидель» Управлением Росприроднадзора не устанавливались.

При этом, заявитель, приводя в качестве правового обоснования положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», указывает на то, что при наличии у общества разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ сроком до 05 октября 2024 года, обязанность по предоставлению декларации возникает у АО «ССРЗ Мидель» после истечения срока действия разрешения – 05 октября 2024 года.

Кроме того, заявитель, настаивая на том, что вмененное обществу правонарушение не является длящимся, утверждает, что срок давности привлечения общества к ответственности не может исчисляться с даты обнаружения нарушения – 18 августа 2020 года, поскольку обязанность предоставления декларации вмелась до 01 января 2019 года, соответственно, срок давности привлечения к ответственности за ее непредоставление начинает течь с 09 января 2019 года.

В судебное заседание явились защитники АО «ССРЗ Мидель» действующие на основании доверенности от 09 декабря 2020 года, доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия проведен анализ имеющихся сведений о соблюдении хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты II категории, негативного воздействия на окружающую среду, требований природоохранного законодательства РФ в части нормирования в области обращения с отходами, в результате которого установлено следующее.

АО «ССРЗ Мидель» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, у него имеется действующее разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух № В-15/200 от 06 октября 2017 года со сроком действия до 05 октября 2024 года, выданное на основании приказа Росприроднадзора по ЮФО от 06 октября 2017 года № 09/1093.

Вместе с тем, установлено, что у АО «ССРЗ Мидель» отсутствуют нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, так как общество является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Однако, в силу вступивших изменений законодательства, согласно ч. 1.2 ст. 11 ФЗ от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, по мнению должностного лица административного органа, в связи с отсутствием у АО «ССРЗ Мидель» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение данному юридическому лицу необходимо было представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия декларацию о воздействии на окружающую среду.

Однако, 18 августа 2020 года установлено, что АО «ССРЗ Мидель» в период до 18 августа 2020 года не представило в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия декларацию о воздействии на окружающую среду.

Указанное, согласно позиции должностного лица административного органа, свидетельствует о том, что АО «ССРЗ Мидель» сокрыл полную и достоверную информацию, содержащуюся в декларации о воздействии на окружающую среду, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление от 01 сентября 2020 года, сделал вывод о его законности и обоснованности, поскольку, по его мнению, достаточной совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтверждается наличие в действиях АО «ССРЗ Мидель» состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, его вина во вмененном ему правонарушении.

Однако с такими выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 февраля 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 31.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

На основании п. 1 ст. 11 ФЗ от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В силу п. 1.2 ст. 11 ФЗ от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, пункт 1.2 статьи 11 указанного закона предусматривает обязанность представить декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из документов, к которым, в частности, относятся: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы).

Установлено, что деятельность АО «ССРЗ Мидель» относится к объектам негативного воздействия на окружающую среду II категории и подлежит федеральному государственному надзору. Эксплуатируемый обществом объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, относится к II категории.

У АО «ССРЗ Мидель» имеется разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух № В-15/200 от 06 октября 2017 года со сроком действия до 05 октября 2024 года, выданное на основании приказа Росприроднадзора по ЮФО от 06 октября 2017 года № 09/1093.

Делая вывод о доказанности вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, административным органом не выяснено, имеет ли юридическое лицо еще какие-либо разрешения и документы, указанные в ч.1 ст. 11 вышеуказанного закона, и если имеет, то когда у них истекает срок действия. Учитывая то обстоятельство, что Общество является субъектом среднего и малого предпринимательства, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для Общества административным органом не устанавливались. Представляется, что только один факт отсутствия у АО «ССРЗ Мидель» декларации о воздействии на окружающую среду не может свидетельствовать о наличии в его действиях состава правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ с учетом прямого указания в законе о том, что декларацию о воздействии на окружающую среду необходимо представить в уполномоченный орган не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 ст. 11 вышеназванного закона разрешений и документов. При этом, из имеющегося у Общества разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух следует, что что срок действия его истекает 05 октября 2024 года.

Между тем, судья районного суда, соглашаясь с выводами должностного лица административного органа о наличии в действиях АО «ССРЗ Мидель» состава вмененного ему правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, данные обстоятельства не учел, правовой оценки не дал.

Кроме того, не принято судьей районного суда во внимание и не дано правовой оценки представленным юридическим лицом документам о направлении и 2019г. и в 2020г. в административный орган отчетов об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Так, как видно из представленных документов, АО «ССРЗ Мидель» в адрес начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу 15 января 2019 года направлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год. Данный отчет согласно штампу Департамента принят 15 января 2019 года.

13 января 2020 года в адрес и.о.руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия АО «ССРЗ Мидель» направлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2019 год. Данный отчет согласно штампу Департамента принят 24 января 2020 года.

Кроме того, не дано судьей районного суда оценки доводам жалобы относительно вынесения постановления за пределами срока давности привлечения к ответственности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В то же время, невыполнение предусмотренной законом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Таким образом, с учётом всех вышеизложенных обстоятельств, следует признать, что судьёй все обстоятельства дела, являющиеся юридически значимыми для его рассмотрения, должным образом не проверены, правовой оценки им не дано, чем нарушен принцип полноты и всесторонности рассмотрения дела, закреплённый в ст. 24.1 КоАП РФ. В связи с чем, решения судьи районного суда подлежит отмене. При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть вышеизложенное и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 08 октября 2020 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «ССРЗ Мидель» направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья