61RS0002-01-2021-005107-08
Судья: Губачева В.А. № 11-2041/21
Р Е Ш Е Н И Е
22 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» в лице Азовского бассейнового филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 мая 2021 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 210 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 августа 2021 года постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 мая 2021 года оставлено без изменения, жалоба ФГУП «Росморпорт» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ФГУП «Росморпорт» по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица административного органа, прекращении производства по делу, ввиду отсутствия события административного правонарушения. По мнению заявителя, отчет, представленный в Росприроднадзор, соответствует п. 4 Порядка представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды, утвержденного Приказом Минприроды России от 24.03.2014 N 147. Район захоронения грунта, указанный в п. 2 Отчета (подводные отвалы грунта № 969, № 970) соответствует району захоронения донного грунта, указанного в п. 5 Разрешения № 215 М от 24.08.2020 года. Информация о калибровке оборудования, согласно которой результаты анализов получены при помощи применения оборудования с истекшим сроком действия поверок, была отражена в Отчете ввиду технической ошибки. Информация о примененном варианте захоронения донного грунта, указанного в разделе 4 Отчета, представлена в Росприроднадзор согласно пунктам 7 и 9.11 Разрешения № 215М от 24.08.2020 года. Работы на АДМК фактически были начаты 04 октября 2020 года после получения разрешения № 215М от 24.08.2020 года, что подтверждается разделом 4 Отчета и фактом получения 03.09.2020 года договора № 331/р об экологическом мониторинге с подрядчиком – ФГАОУ «Южный федеральный университет».
В судебном заседании защитник ФГУП «Росморпорт» по доверенности Беспечный Е.В. доводы жалобы поддержал, ссылаясь на то, что в отчете указана верная дата фактического начала работ по захоронению водного грунта, ошибка была допущена в сопроводительном письме к отчету.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 возражала против удовлетворения жалобы, указав, что ошибки, допущенные предприятием при составлении отчета по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды (дноуглубительных работ и дампинга грунта на Азово-Донском морском канале) в 2020 году и образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ. ФГУП «Росморпорт» обязано было представить не единый отчет, а отчет по каждому отвалу захоронения донного грунта.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и дополнения к ней, судья Ростовского областного суда приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. ст. 8.19 КоАП РФ административным правонарушением признается самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ (донный грунт), во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ.
В соответствии с требованиям ч. 2 ст. 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море.
В силу требований п. п. 1 и 2 ч. 23 ст. 37.1 Федерального закона от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ заявитель, получивший разрешение, обязан осуществлять захоронение донного грунта в соответствии с разрешением; осуществлять наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений и представлять отчетность по форме и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от 24.03.2014 N 147 утвержден Порядок представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды (далее – Порядок представления отчетности).
Порядок представления отчетности устанавливает процедуру представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, и состоянием морской среды в районе захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ.
Отчетность представляется заявителем, получившим разрешение на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, обязанным осуществлять наблюдения за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений.
Отчетность оформляется на каждый район захоронения в соответствии с формой отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды согласно приложению 1 к настоящему Приказу.
Как усматривается из материалов дела, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по результатам рассмотрения отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ по проектной документации «Проект производства ремонтных дноуглубительных работ на Азово-Донском морском канале на период 2020-2030 гг.» в 2020 году ФГУП «Росморпорт» в соответствии с выданным Разрешением № 215М от 24.08.2020 года, выявлено, что представленный ФГУП «Росморпорт» Отчет не в полной мере соответствует установленной форме и порядку, а именно:
- согласно разрешению № 215 М захоронение донного грунта проводилось на двух отвалах, при этом Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» представлен единый отчет;
- информация о калибровке оборудования свидетельствует о получении результатов анализов при помощи применения весов электронных ВСЛ, зав. № 114890 (срок 21.02.2020), спектрофометра «UNICO», мод. S 2100, 28582-05, зав. № А0603030 (срок 14.02.2020), анализатора жидкости «Эксперт-001», 21068-01, комплект электродов: «ЭЛИТ-021-нитрат» № 11042, «ЭЛИС-131-фтор» № 01599, ЭСр-10101 3,5М №00137, ЭСК-10601/7 № 04050, зав. № 3275 (срок 14.03.2020) с истекшим сроком действия поверок;
- не представлена информация о реализованном варианте захоронения грунта в 2020 году, предусмотренная для представления в соответствии с п. 9.11 Разрешения №215М;
- согласно письму генерального директора ФГУП «Росморпорт» от 24.03.2021 № АС-26/2760-23 работы по указанному объекту проводились с 05.08.2020, в отсутствие Разрешения на захоронение донного грунта, выданного 24.08.2020.
Фактические обстоятельства дела подтверждены приобщенными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 апреля 2021 года; письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.04.2021 года № СР-08-03-31/10563; разрешением № 215М на захоронение донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации в рамках проектной документации: «Проект производства ремонтных и дноуглубительных работ на Азово-Донском морском канале на период 2020-2030 гг.»; отчетом по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды (дноуглубительных работ и дампинга грунта на Азово-Донском морском канале) в 2020 году; свидетельствами о поверке весов электронных ВСЛ, спектрофометра «UNICO», анализатора жидкости «Эксперт-001», которым была дана оценка в совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обоснованность привлечения ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Довод жалобы о том, что информация о примененном варианте захоронения донного грунта, указанного в разделе 4 Отчета, представлена в Росприроднадзор согласно пунктам 7 и 9.11 Разрешения № 215М от 24.08.2020 года, подлежит отклонению. Информация по примененному методу захоронения донного грунта в разделе 4 Отчета не содержит сведений о варианте доставке донного грунта в районы захоронения, указанные в п. 7 Разрешения № 215М.
Неверная информация в Отчете о калибровке применяемого оборудования свидетельствует о нарушении ФГУП «Росморпорт» формы отчетности наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды.
Материалы дела не содержат и заявителем к жалобе не представлено доказательств, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению возложенных на предприятие законодательством Российской Федерации о внутренних морских водах обязанностей по соблюдению порядка представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах.
Вместе с тем, из постановления по делу об административном правонарушении подлежат исключению выводы о не предоставлении ФГУП «Росморпорт» отчета на каждый район захоронения в соответствии с разрешением № 215М, а также о проведении работ с 05 августа 2020 года в отсутствие разрешения на захоронение донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации.
Согласно графику дноуглубительных работ в отчете указана дата начала работ – 25 сентября 2020 года (т. 1 л.д. 191). В письме от 25 сентября 2020 года капитан морского порта Азов, рассмотрев обращение Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» от 24.09.2020 года № АВ-19/3300-05, разрешает с 28.09.2020 года проведение ремонтных дноуглубительных работ (л.д. 94 административного материала).
Доказательств того, что работы по захоронению донного грунта были начаты ранее срока действия разрешения (01.09.2020 года) в материалах дела отсутствуют и при рассмотрении жалобы административным органом не представлены.
Согласно Административному регламенту выдачи разрешений на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 17.10.2019 N 636, разрешение выдается на один район захоронения и содержит характеристики района и метода захоронения донного грунта, местоположение (географические координаты района захоронения в системе координат СК-42 и WGS-84, глубину и расстояние от берега).
В п. 5 Разрешения № 215М на захоронение донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации в рамках проектной документации: «Проект производства ремонтных и дноуглубительных работ на Азово-Донском морском канале на период 2020-2030 гг.» указан район захоронения донного грунта: акватория Таганрогского залива Азовского моря в северном направлении от АДМК, морские отвалы № 969 и № 970 (т. 1 л.д. 226).
Отчетность оформлена ФГУП «Росморпорт» на район захоронения, указанный в Разрешении № 215М от 24.08.2020 года в соответствии с п. 4 Порядка представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды.
Вместе с тем, квалификация действий ФГУП «Росморпорт» по ст. 8.19 КоАП РФ является правильной, оснований для ее изменения, в связи с исключением вывода о не предоставлении ФГУП «Росморпорт» отчета на каждый район захоронения в соответствии с разрешением № 215М, а также о проведении работ с 05 августа 2020 года в отсутствие разрешения на захоронение донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации, не имеется.
Представленные материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами.
Наказание юридическому лицу с учетом обстоятельств дела назначено справедливое, в размере, предусмотренном санкцией статьи.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, при производстве по делу допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 августа 2021 года и постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 мая 2021 года изменить.
Исключить из мотивировочных частей названных актов выводы о не предоставлении ФГУП «Росморпорт» отчета на каждый район захоронения в соответствии с разрешением № 215М, а также о проведении работ с 05 августа 2020 года в отсутствие разрешения на захоронение донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах Российской Федерации.
В остальной части решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 августа 2021 года и постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 мая 2021 года оставить без изменения.
СУДЬЯ: