ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-217/19 от 21.02.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Орельская О.В. Дело № 11-217/2019

Р Е Ш Е Н И Е

21 февраля 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Орешкова С.С. на решение судьи Батайского городского суда Ростовской области от 16 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного метролога Общества с ограниченной ответственностью «ГЭС Розница» Орешкова Сергея Станиславовича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Ростовского отдела государственного надзора по Ростовской области Южного межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта) от 29 августа 2018 года главный метролог Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» (далее – ООО «ГЭС Розница») Орешков С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Орешков С.С. обжаловал его в суд.

Решением судьи Батайского городского суда Ростовской области от 16 ноября 2018 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба Орешкова С.С. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, Орешков С.С. просит вынесенные по делу акты отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что резервуары, принадлежащие ООО «ГЭС Розница», нельзя рассматривать в качестве средства измерения. Область применения резервуаров необоснованно отнесена к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

В судебном заседании Орешков С.А. и его защитник Самсонова А.А. доводы жалобы поддержали по основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к жалобе. Кроме того просили учесть, что на АЗС установлена самостоятельно, в целях дополнительного собственного контроля, измерительная система «Струя».

Представитель ЮМТУ Росстандарта Ковач В.В. возражал против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" указанный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Часть 1 статьи 9 выше указанного закона предусматривает, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

В части 1 статьи 5 названного закона определены требования к измерениям, согласно которым измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

В ходе проверки на АЗС № 150 ООО «ГЭС Розница» по адресу: Ростовская область, г. Батайск, Северное шоссе, д. 1, территориальным отделом государственного надзора ЮМТУ Росстандарта установлено нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений поверенных лицом, не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации, и применении средств измерений неутвержденного типа, выразившееся в применении 6 единиц измерений, применяемых в сфере государственного регулирования с нарушениями обязательных требований:

- 2 единицы ареометра стеклянного АНТ-1, зав. №№506,256. межповерочный интервал согласно сведениям из государственного реестра средств измерений составляет 4 года, представлены паспорта с клеймами поверителя от 2 квартала 2017 года, от 2 квартала 2016 года, поверка осуществлена не аккредитованным в соответствии с законодательством РФ в национальной системе аккредитации юридическим лицом РФ ООО «Шатлыгин и К» Украина) - в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерения сведений об указанном юридическом лице отсутствуют;

- 4 единицы средств измерений неутвержденного типа, а именно резервуаров горизонтально цилиндрических (дата изготовления (согласно паспорту) - 24 сентября 2010 года, зав. №№342, 343, 344, 345; изготовитель ООО «ТехМонтажСпецСтрой» г. Пятигорск).

Указанные обстоятельства по делу об административном правонарушении подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 августа 2018 года № 07-28/127 в отношении должностного лица главного метролога ООО «ГЭС Розница» Орешкова С.С.; актом проверки от 17 августа 2018 года; приказом руководителя ЮМТУ Росстандарта о проведении проверки от 22 июня 2018 года; приказом о переводе на должность главного метролога ООО «ГЭС Розница» Орешкова С.С. от 01 апреля 2018 года; должностной инструкцией главного метролога ООО «ГЭС Розница»; протоколом проверки применения эталонов единиц величин, стандартных образцов средств измерений от 07 августа 2018 года; свидетельствами о поверке; техническими паспортами на резервуары; паспортом счетчика.

Установив нарушение главным метрологом ООО «ГЭС Розница» Орешковым С.С. положений ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9, ч. ч. 1, 2, 5 ст. 13 ФЗ "Об обеспечении единства измерений", заместитель начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта пришел к выводу о наличии в действиях Орешкова С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу заявителя в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, судья городского суда на основании имеющихся в деле доказательств проверил законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении и пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены названного постановления.

Выводы должностного лица административного органа и судьи городского суда основаны на правильном применении законодательства об административных правонарушениях и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Поверка ареометров проведена представителем государственной метрологической службы Украины после 17 февраля 2016 года – даты вступления в силу для Российской Федерации Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, совершенном в пос. Бурабай Республики Казахстан от 29.05.2015 года.

Вопреки утверждению заявителя в жалобе, правовых оснований для признания результатов поверки средств измерений, произведенных на территории иностранного государства, не имеется, поскольку Украина не является участником Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, совершенное в пос. Бурабай Республики Казахстан от 29 мая 2015 года. Государственные метрологические службы Украины не аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации Российской Федерации на проведение поверки средств измерений.

Довод Орешкова С.С. о том, что резервуары, принадлежащие ООО «ГЭС Розница», нельзя рассматривать в качестве средства измерения, подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 N 250 утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.

Пунктами 27 - 29 данного Перечня к средствам измерения, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, отнесены средства измерений отпускаемого объема и массы топлива на автозаправочных станциях, средства измерений отпускаемого объема и массы автомобильных масел на автозаправочных станциях, средства измерений отпускаемого объема и массы газа, применяемые для заправки автотранспорта на автозаправочных станциях.

Приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 утверждены Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) (далее - Правила).

Из пункта 20.3 Правил следует, что средства измерения, находящиеся в эксплуатации на автозаправочной станции, подлежат государственной поверке. Согласно Государственному реестру средств измерений, изданному Федеральным агентством по технологическому регулированию и метрологии, резервуары стальные горизонтальные цилиндрические отнесены к средствам измерения.

В государственном стандарте "ГОСТ 8.346-2000. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки", введенном в действие Постановлением Госстандарта РФ от 23.04.2001 N 185-ст (далее - ГОСТ 8.346-2000), установлено, что стальные горизонтальные цилиндрические резервуары подлежат первичной и периодическим поверкам.

Настоящий стандарт распространяется на цилиндрические резервуары, используемые для определения объема нефти и нефтепродуктов при выполнении государственных учетных операций и для их хранения.

Вопреки доводам жалобы, материалами дела не подтверждается и на момент проведения проверки Орешковым С.С. не были представлены доказательства оборудования АЗС системой дополнительного собственного контроля.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения на АЗС № 150 ООО «ГЭС Розница» требований законодательства об обеспечении единства измерений.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Как следует из материалов дела, Орешков С.С. является главным метрологом ООО «ГЭС Розница». В соответствии с п. п. 2.2 и 2.7 должностной инструкции главного метролога ООО «ГЭС Розница», в его функциональные обязанности входит определение политики общества в области обеспечения единства измерений, организация работы по анализу состояния метрологического обеспечения, проведению метрологических аттестаций, не стандартизованных средств измерений.

При таких обстоятельствах, наличие в действиях должностного лица Орешкова С.С. события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, является доказанным.

Судья городского суда обоснованно не усмотрел оснований для назначения наказания ниже низшего предела и признания правонарушения малозначительным.

Нарушений материальных и процессуальных норм судьей городского суда при рассмотрении жалобы не допущено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Батайского городского суда Ростовской области от 16.11.2018 года оставить без изменения, жалобу Орешкова С.С. – без удовлетворения.

Судья