ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-21/22 от 17.01.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

61RS0019-01-2021-006077-77

Судья: Рыбакова М.И. № 11-21/22

Р Е Ш Е Н И Е

17 января 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «ЭКОГРАД» ФИО1 на решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 21 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и республике Калмыкия от 12 августа 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОГРАД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 21 октября 2021 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и республике Калмыкия от 12 августа 2021 года оставлено без изменения, жалоба директора ООО «ЭКОГРАД» ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, директор ООО «ЭКОГРАД» ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица административного органа, прекращении производства по делу. Заявитель, ссылаясь на ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», полагает, что несоблюдение требований, содержащихся в Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация» не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. Факт нахождения шин автомобильных на полигоне не свидетельствует о захоронении.

Вызванные для участия в рассмотрении жалобы лица не явились, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и дополнения к ней, судья Ростовского областного суда приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и республике Калмыкия в ходе проведения внеплановой выездной проверки 07.07.2021 года установлено, что ООО «ЭКОГРАД» осуществляется эксплуатация объекта размещения отходов с нарушением требований п. п. 2.8, 2.16 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», явившееся причиной возгорания и тления отходов на территории объекта размещения отходов, расположенного по адресу: <...> «ю», а также допущено захоронение запрещенных отходов - шин пневматических автомобильных отработанных.

Фактические обстоятельства дела подтверждены приобщенными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30.07.2021 года; протоколом биотестирования отхода от 16.07.2021 года; протоколом отбора проб отхода от 08.07.2021 года; экспертным заключением; протоколом осмотра от 08.07.2021 года; фотоматериалом; выпиской из Единого реестра юридических лиц и другими материалами дела, которым была дана оценка в совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обоснованность привлечения ООО «ЭКОГРАД» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем привлечение названного лица к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.

Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства, вопреки утверждениям законного представителя общества, материалы дела не содержат.

Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения общества к административной ответственности, несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.

Из материалов данного дела не усматривается, что привлекаемым к административной ответственности ООО «ЭКОГРАД» предприняты необходимые меры, направленные на соблюдение требований норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Вопреки позиции заявителя из положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не следует, что указание на неприменение акта независимо от его отмены распространяется на федеральные законы.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р, в который входят шины пневматические автомобильные отработанные (9 21 110 01 50 4).

Общество допустило размещение отходов на полигоне ТБО по адресу: <...> «ю», размещение которых запрещено в силу распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 N- N 1589-р, "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается", согласно которому утвержден перечень таких отходов.

Вместе с тем, из постановления по делу об административном правонарушении подлежат исключению выводы о нарушении ООО «ЭКОГРАД» требований п. п. 2.8, 2.16 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация».

Статья 24.5 КоАП РФ - обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении - Федеральным законом от 24.02.2021 N 29-ФЗ дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Статья 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", которая регламентирует вопросы обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона ("регуляторная гильотина"), устанавливает, что Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) (часть 1).

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года (часть 2).

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года (часть 3).

Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются (часть 4).

С 1 января 2021 года в перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, утверждаемые в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут включаться нормативные правовые акты, вступившие в силу до 1 января 2020 года, за исключением нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 настоящей статьи (часть 5).

С учетом изложенного, поскольку Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 года, СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», утвержденные Приказом Минстроя России от 17.11.2017 года, вступили в силу до 1 января 2020 года, не включены в Перечень, то они не могут оцениваться в рамках государственного надзора в области обращения с отходами (п. 26.9 Перечня видов государственного контроля (надзора), в рамках которых обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 15.12.2020 N 3340-р).

Вместе с тем, квалификация действий ООО «ЭКОГРАД» по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ является правильной, оснований для ее изменения, в связи с исключением вывода о нарушении ООО «ЭКОГРАД» требований п. п. 2.8, 2.16 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация», не имеется.

Представленные материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами.

Наказание юридическому лицу с учетом обстоятельств дела назначено справедливое, в размере, предусмотренном санкцией статьи.

Доводы ходатайства защитника Недвигиной М.П. о тяжелом финансовом положении юридического лица, с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, его характера, не являются основанием для снижения размера штрафа. Ходатайство удовлетворению не подлежит, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, при производстве по делу допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 21 октября 2021 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и республике Калмыкия от 12 августа 2021 года изменить.

Исключить из мотивировочных частей названных актов выводы о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «ЭКОГРАД» п. п. 2.8, 2.16 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, СП 320.1325800.2017 «Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация».

В остальной части решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 21 октября 2021 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и республике Калмыкия от 12 августа 2021 года оставить без изменения.

СУДЬЯ: