Кировский районный суд г. Хабаровска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кировский районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 11-240/2011
В суде первой инстанции слушал дело мировой судья 19 судебного участка Кировского района г.Хабаровска Слепченко А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ
13 декабря 2011 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи С.Н. Опалей
при секретаре Панченко О.В.,
с участием истца Черкасского П.А., представителя ответчика Ипатовой К.А., действовавшей на основании доверенности от 01.01.2011 года, представителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Муркаева М.Ю., действовавшего на основании доверенности от 31.10.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к ЗАО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис», ОАО «Авиакомпания «Россия» о взыскании ущерба, компенсации морального вреда
и апелляционную жалобу истцов на решение мирового судьи судебного участка №19 Кировского района г. Хабаровска от 27 октября 2011 года, которым исковые требования удовлетворены частично,
У С Т А Н О В И Л:
Черкасский П.А. и Черкасская И.В. обратились в суд с иском к ЗАО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис» (далее – ЗАО "ДВ САС") о взыскании ущерба в пользу: Черкасского П.А. в размере 2220 рублей, Черкасской И.В. в размере 1110 рублей, а также в пользу каждого компенсацию морального вреда по 500 рублей.
В обоснование указали, что 08.07.2011 года при возврате ими 3 авиабилетов по маршруту Санкт-Петербург – Краснодар ответчиком с них был удержан сбор в сумме 610 рублей за один билет, всего 1830 рублей за три билета, при этом в справках о возврате авиабилетов и произведенном перерасчете основанием удержания указано несвоевременный отказ со стороны истцов от полета. Ссылаясь на ст. 108 Воздушного кодекса РФ, п. 106 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимание сборов в области гражданской авиации, считают взимание сбора незаконным, поскольку отказались от полета и уведомили об этом ответчика за несколько недель до отправления воздушного судна. Кроме того, в нарушение ч. 3 п. 93 вышеназванных Правил, им не возвращено за оформление по 500 рублей за один билет, всего 1500 рублей за три билета. В результате нарушения прав потребителя истцам был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, размер компенсации которого определяется ими в сумме 500 рублей каждому.
05.10.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Авиакомпания «Россия».
Решением мирового судьи судебного участка №19 Кировского района г. Хабаровска от 27.10.2011 года исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено взыскать с ОАО «Авиакомпания «Россия» в пользу Черкасского П.А. ущерб в сумме 1220 рублей, в пользу Черкасской И.В. ущерб в сумме 610 рублей, с ЗАО "Дальневосточное авиационное агентство "Спектр Авиа Сервис" в пользу Черкасского П.А. и Черкасской И.В. взыскана компенсация морального вреда в сумме 500 рублей, каждому, в удовлетворении остальной части требований отказано. С ОАО "Авиакомпания "Россия" в бюджет муниципального образования "Город Хабаровск" взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей. С ЗАО "Дальневосточное авиационное агентство "Спектр Авиа Сервис" в бюджет муниципального образования "Город Хабаровск" взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе истцы не согласны с постановленным мировым судьей решением в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ЗАО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис» денежных средств, удержанных за оформление билетов в сумме 1000 и 500 рублей, просят в данной части его отменить, поскольку является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истец Черкасский П.А. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
В судебное заседание Черкасская И.В. не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ЗАО «ДВ САС» с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение мирового судьи отменить в полном объеме.
Соответчик ОАО «Авиакомпания «Россия» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю считает, что требования истцов являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению полном объеме. По данному факту, 23.09.2011 года заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Царенко С.А. в отношении ЗАО «ДВ САС» составлен протокол об административном правонарушении и 31.10.2011 года ЗАО «ДВ САС» привлечено к административной ответственности по ст. 14.8 ч. 1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, суд находит решение мирового судьи подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о взыскании расходов за оформление перевозки и принятии нового решения в данной части по следующим основаниям.
Согласно статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 103, 105 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Согласно п.п. 44, 45, 50 Общих правил воздушных перевозок, перевозочным документам является билет, который оформляется перевозчиком или уполномоченным агентом. Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе.
Как следует из пункта 46 Общих правил воздушных перевозок, оформление перевозочных документов (билетов) осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа (билета) в ручном или электронном режиме.
В соответствии с п.п. 29, 30 Общих правил воздушных перевозок за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата, которая определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы.
Согласно п.п. 5-7 "Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155, денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком. За перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа устанавливается пассажирский тариф.
В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением расходов на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и расходов на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 (далее - Общие правила воздушных перевозок), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.
В соответствии с письмом Министерства экономики РФ от 23.03.1999 г. №7-288, услуги по оформлению и продаже пассажирских билетов на авиаперевозки могут выполняться самими авиапредприятиями, агентствами или другими организациями на основе договоров. Расходы на данные услуги включаются авиапредприятием в себестоимость перевозки. Взимание агентствами с пассажиров дополнительного сбора за оформление и продажу авиабилетов неправомерно.
В соответствии со статьей 10 Закона РФ «О Защите прав потребителей», п. 37 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.; об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна.
Согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Согласно п. 235 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155.
В соответствии с п. 89 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, возвращается тариф, примененный для расчета стоимости перевозки.
Согласно п.п. 96, 97 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, в случае и порядке, установленных настоящими Правилами, при прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или части перевозки, с пассажира взимается сбор за отказ от полета. Сбор за отказ пассажира от полета взимается в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки, кроме случаев, предусмотренных пунктом 106 настоящих Правил.
С учетом требований п. 106 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, сбор за отказ пассажира от полета не взимается в случае, если пассажир уведомил перевозчика об отказе от полета ранее чем за 24 часа до отправления воздушного судна.
Из материалов дела следует, что между ГУАП «Пулково» и ЗАО «ДВ САС» заключено агентское соглашение №1646 от 13.12.2001 года, в соответствии с которым ЗАО «ДВ САС» уполномочено оформлять и продавать авиаперевозки на рейсы ОАО «Авиакомпания «Россия» в соответствии с действующими тарифами ОАО «Авиакомпания «Россия», а также правилами и условиями, регулирующими условия перевозок, которые публикуются в тарифах, расписаниях, инструкциях и других нормативно-правовых актах перевозчика.
Согласно п. 4.1 указанного соглашения, все авиаперевозки, продаваемые агентом в соответствии с настоящим соглашением должны бронироваться и оформляться в строгом соответствии с действующими правилами ИАТА и действующими тарифами, правилами и условиями, регулирующими оформление и выполнение таких перевозок, которые публикуются в тарифах, расписаниях, инструкция, печатных и компьютерных извещениях перевозчика или других нормативных документах перевозчика.
Как следует из п. 4.6 соглашения, агент обязуется информировать пассажиров о правилах применения приобретаемого тарифа с получением подписи пассажира на пассажирском купоне авиабилета.
20.05.2011 года истцы приобрели у агента «Авиакомпания «Россия» - ЗАО «ДВ САС» за авиаперевозку три авиабилета для следования рейсом FV 621 на 02.08.2011 года по маршруту Санкт-Петербург-Краснодар стоимостью 7700 рублей за каждый авиабилет и дополнительно оплатили оформление перевозки в сумме 500 рублей за каждый авиабилет, что подтверждается кассовыми чеками. Перевозочные документы оформлены в электронном виде, на которых указаны правила возврата билета: более чем за сутки - взимается 15 евро, менее чем за сутки – 20 процентов от стоимости, 500 рублей не возвращаются. С условиями применения тарифа Черкасский П.А. был ознакомлен.
08.07.2011 года при возврате приобретенных авиабилетов с истцов был удержан сбор за несвоевременный отказ от полета по 16 евро с перерасчетом курса на день отказа, то есть по 610 рублей за каждый билет, всего 1830 рублей за три билета, кроме того, не возвращено за оформление билета по 500 рублей за три билета, всего 1500 рублей, что подтверждается справками о возврате авиабилетов и произведенном перерасчете, а также ведомостью на оплату возвращенных авиабилетов за 08.07.2011 года.
Согласно Перечню и стоимости услуг, оказываемых в кассах ЗАО «ДВ САС» г. Хабаровск», утвержденных генеральным директором ЗАО «ДВ САС», 500 рублей является платой за оформление авиаперевозки.
Учитывая установленные обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, мировой судья пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания удержанных средств за несвоевременный отказ от полета с ОАО «Авиакомпания «Россия» в сумме 1830 рублей и компенсации морального вреда с ЗАО «ДВ САС» в пользу истцов, поскольку истцы отказались от полета 08.07.2011 года с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна – 02.08.2011 года, кроме того, истцам не была предоставлена достоверная и полная информация об условиях перевозки, а также информация, указанная в оформленном перевозочном документе была изложена на иностранном языке, не было сообщено, что 16 евро, которые подлежат удержанию при возврате авиабилетов, являются платой за операцию по аннулированию бронирования перевозки.
Между тем, выводы мирового судьи об отказе в удовлетворении исковых требований в части возврата удержанных средств за оформление перевозочных документов правильными считать нельзя, поскольку тариф – это денежная сумма за перевозку пассажира между двумя пунктами маршрута перевозки, в которую включены расходы по оформлению перевозочного документа (билетов), а также расходы по оформлению расчетов. Взимание агентством с истцов дополнительного сбора за оформление и продажу авиабилетов неправомерно, поскольку, оплатив установленный авиакомпанией тариф в сумме 6600 рублей за один билет, истцы, в том числе в составе тарифа оплатили и расходы по оформлению авиаперевозки.
Согласно агентскому соглашению ЗАО «ДВ САС» оформляет и продает авиабилеты пассажирам от имени и по поручению авиакомпания «Россия», следовательно, уплатив по требованию агентства за оформление авиаперевозки 500 рублей за один билет, истцы дважды оплатили одну и ту же услугу по оформлению авиаперевозки, что является нарушением закона.
При таком положении требования истцов о взыскании удержанных денежных средств за оформление билетов правомерны, в связи с чем, с ЗАО «ДВ САС» в пользу Черкасского П.А. подлежит взысканию ущерб в сумме 1000 рублей, в пользу Черкасской И.В. ущерб в сумме 500 рублей.
С учетом установленного, решение мирового судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в части требований о взыскании расходов за оформление перевозки на основании ст. 362 ГПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в данной части.
Ходатайство истца о привлечении Беловой О.А. к участию в деле в качестве третьего лица было рассмотрено мировым судьей.
Пояснения свидетелей ФИО8 и ФИО9 были исследованы в судебном заседании, мировым судьей им дана надлежащая оценка, в связи с чем, доводы ответчика в данной части несостоятельны.
Довод ответчика о том, что истцам при продаже и возврате авиабилетов была предоставлена информация об условиях возврата и оплате за возврат в размере 15 ЕВРО был предметом судебного разбирательства мирового судьи, ему дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться, поэтому аналогичные доводы являются несостоятельными.
Доводы ответчика, изложенные в объяснениях не влекут отмену решения в части взыскания ущерба на сумму 1830 рублей и компенсации морального вреда, поскольку имело место нарушение норм закона по оказанию услуги, при купле-продаже авиабилетов, кроме того, доводы направлены не переоценку представленных мировому судье доказательств.
Поскольку судом требования истцов удовлетворены, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебные расходы в виде государственной пошлины взыскиваются с ЗАО «ДВ САС» в бюджет муниципального образования «Город Хабаровск» пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 320, 327-329, 335, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Апелляционную жалобу истцов удовлетворить.
Решение мирового судьи судебного участка № 19 Кировского района г. Хабаровска от 27 октября 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании расходов за оформление перевозки и принять новое.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис» в пользу ФИО2 ущерб в сумме 1000 рублей, в пользу ФИО1 ущерб в сумме 500 рублей. В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис» в бюджет муниципального образования «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 400 рулей.
Апелляционное решение обжалованию в апелляционном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его вынесения. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции – Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья: С.Н. Опалей