ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-2454/2021 от 09.12.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Цмакалова Н.В. Дело № 11-2454/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – специалиста по охране труда ООО «ФосАгро-Дон» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия №0412/04/6771/947-СЗ/2021 от 29 июля 2021 года специалист по охране труда ООО «ФосАгро-Дон» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Указанное постановление обжаловано ФИО1 в суд.

Решением судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 сентября 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ФИО1 просит судебное решение отменить, ссылаясь на его незаконность, указывает на то, что необоснованно привлечена к административной ответственности за неуплата в установленный срок сбора, так как обязанность уплачивать указанный сбор у ООО «ФосАгро-Дон» отсутствует, представила в качестве доказательства своей позиции письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.08.2021г.

В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила ее удовлетворить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, представила на обозрение подлинник письма от 20.08.2021г.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, полагаю постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия от 29 июля 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 сентября 2021 года подлежащими отмене с прекращением производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

В силу статьи 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в отдел государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия поступила служебная записка врио начальника отдела администрирования платежей Управления ФИО3, содержащая информацию о природопользователях, несвоевременно представивших Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2020 год и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, а также несвоевременно оплативших экологический сбор.

В соответствии с вышеизложенным должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия установлено, что ООО «ФосАгро-Дон» не произвело в установленные сроки уплату сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Согласно сведениям, представленным ООО «ФосАгро-Дон» уплата экологического сбора за 2020 год по каждой группе товаров, группе упаковки товаров юридическим липом выполнена 19 апреля 2021 года.

Таким образом, должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия было установлено, что ООО «ФосАгро-Дон» внесло экологический сбор 19 апреля 2021 года, что подтверждается платежным поручением от 19 апреля 2021 года, в то время как обязано было внести экологический сбор в срок до 15 апреля 2020 года.

В связи с изменением в установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров ООО «ФосАгро-Дон» был произведен перерасчет суммы экологического сбора за отчетный 2020 год по каждой группе товаров, группе упаковки товаров и выполнена уплата экологического сбора за отчетный период – 05 июля 2021 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения специалиста по охране труда ООО «ФосАгро-Дон» ФИО1 постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья первой инстанции исходил из того, что административная ответственность правомерно возложена на специалиста по охране труда ООО «ФосАгро-Дон» ФИО1 в соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 12 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 №2010, о том, что ответственность за утилизацию установленного количества отходов, образуемых в результате утраты указанными товарами, в том числе упаковки товаров, потребительских свойств, уплату экологического сбора возложена на производителей товаров, импортеров товаров по каждой группе товаров.

С указанными выводами должностного лица и судьи районного суда нельзя согласиться, в силу следующего.

Вопрос о том, является ли ООО «ФосАгро-Дон» субъектом ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей не исследовался.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Объектом посягательства данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Статья 24.2 Закона N 89-ФЗ устанавливает обязанность производителей товаров обеспечить утилизацию установленного количества отходов, образуемых в результате утраты указанными товарами, в том числе упаковки товаров, потребительских свойств.

В соответствии со статьей 24.5 Закона N 89-ФЗ экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Делая вывод о виновности специалиста по охране труда ООО «ФосАгро-Дон» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения, должностное лицо и судья первой инстанции исходили из того, что ООО «ФосАгро-Дон» является ответственным за надлежащее обеспечение утилизации установленного количества отходов, образуемых в результате утраты указанными товарами, в том числе упаковки товаров, потребительских свойств.

Представленные в дело документы не содержат доказательств осуществления ООО «ФосАгро-Дон» деятельности по производству или импорту в соответствии с определением, данным в статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", как не содержат и доказательств осуществления им деятельности по утилизации отходов.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ФосАгро-Дон» не является производителем минеральных удобрений, так как основным видом экономической деятельности заявлено «Торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами», обязанность по выполнению установленных нормативов утилизации отходов на общество не распространяется, и, соответственно, представление отчетной документации по экологическому сбору не требуется.

Указанные обстоятельства своевременно выявлены не были, однако в письме начальника отдела административных платежей межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия от 20.08.2021г., в связи с отсутствием у общества обязанности по представлению отчетности по экологическому сбору, рекомендовано направить корректировку Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров/упаковки товаров за 2020 год.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств тому, что ООО «ФосАгро-Дон» является субъектом административного правонарушения, связанного с несоблюдением правил обращения с отходами производства и потребления вредного воздействия отходов производства и потребления, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентированные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, не обоснован надлежащими доказательствами.

Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия отдела государственного экологического надзора по Ростовской области от 29 июля 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 сентября 2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении специалиста по охране труда ООО «ФосАгро-Дон» ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья: