61RS0041-01-2021-001981-44
Судья: Цокуренко Н.П. №11-2510/2021
Р Е Ш Е Н И Е
25 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Андреевой Е.А. – Шпорт В.В. на решение судьи Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ, в отношении главы Администрации Анастасиевского сельского поселения Андреевой Екатерины Александровны,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями от 15 июля 2021 года глава Администрации Анастасиевского сельского поселения Андреева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 21 сентября 2021 года, постановление заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями от 15 июля 2021 года оставлено без изменения, жалоба Андреевой Е.А. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник Андреевой Е.А. – Шпорт В.В. ставит вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, прекращении производства по делу. По мнению заявителя, Администрация Анастасиевского сельского поселения не правомочна на осуществление каких-либо юридически значимых действий в отношении имущества, которое не соответствует требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, кроме его отчуждения, перепрофилирования или изменения целевого назначения, в том числе не вправе нести расходные обязательства по финансированию разработки паспорта промышленной безопасности ГТС и определению его класса опасности. Учитывая, что главой Анастасиевского сельского поселения Андреевой Е.А. вносились предложения о выделении бюджетных ассигнований, состав административного правонарушения отсутствует.
В судебном заседании защитник Андреевой Е.А. – Шпорт В.В. доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, судья областного суда приходит к следующему.
Статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Указанным выше постановлением должностного лица Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 30 июня 2021 года установлено нарушение статей 9, 9.1, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений» главой Администрации Анастасиевского сельского поселения Андреевой Е.А. на комплексе гидротехнических сооружений водохранилища руслового, расположенного в Северной части с. Анастасиевка, а именно:
- не аттестованы работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией гидротехнического сооружения;
- не обеспечена соответствующим обязательным требованиям квалификация работников эксплуатирующей организации;
- не обеспечен контроль (мониторинг) показателей состояния комплекса гидротехнического сооружения;
- не обеспечена оценка безопасности комплекса гидротехнического сооружения на основании полученных данных, и анализ причин их снижения;
- не обеспечена разработка критериев безопасности комплекса гидротехнического сооружения;
- отсутствуют правила эксплуатации комплекса гидротехнического сооружения, согласованные с Ростехнадзором;
- не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии комплекса гидротехнического сооружения;
- не обеспечено внесение в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о комплексе гидротехнических сооружений.;
- отсутствует декларация безопасности комплекса гидротехнических сооружений;
- отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии комплекса гидротехнического сооружения;
- не обеспечено проведение регулярного обследования комплекса гидротехнического сооружения перед составлением декларации комплекса гидротехнического сооружения комиссией с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий.
Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица Ростехнадзора, согласился с его выводами о наличии в действиях главы Администрации Анастасиевского сельского поселения Андреевой Е.А. состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ.
Однако с такими выводами согласиться нельзя, поскольку факт совершения главой Администрации Анастасиевского сельского поселения Андреевой Е.А. вмененного ей правонарушения, судьей первой инстанции надлежащим образом проверен не был.
Из анализа предоставленных в материалы дела документов следует, что главой Администрации Анастасиевского сельского поселения Андреевой Е.А. предпринимались меры по соблюдению требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения на реке Мокрый Еланчик в с. Анастасиевка.
Так, Андреевой Е.А. в адрес председателя Собрания депутатов Анастасиевского сельского поселения 23.11.2020 года направлялось обращение с просьбой рассмотреть вопрос о включении в бюджет Анастасиевского сельского поселения на 2021 – 2023 гг. денежных средств – 1,989 тыс. рублей на разработку декларации ГТС на реке Мокрый Еланчик в с. Анастасиевка (л.д. 33).
В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.
Пунктом 2 части 1 статьи 25 Устава Муниципального образования «Анастасиевское сельское поселение» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении отнесено к исключительной компетенции Собрания депутатов Анастасиевского сельского поселения.
Согласно протоколу Собрания депутатов Анастасиевского сельского поселения № 40 от 27.11.2020 года в выделении денежных средств на разработку декларации безопасности ГТС на реке Мокрый Еланчик в с. Анастасиевка отказано (л.д. 36).
Решением Собрания депутатов Анастасиевского сельского поселения от 29.10.2019 года № 100 в собственность Российской Федерации переданы объекты муниципальной собственности, в том числе гидротехническое сооружение (плотина), протяженность 472 м, инвентарный номер 14/427, адрес: 160 метров по направлению на запад от ориентира с. Анастасиевка, ул. Ленина, 62 «а», расположенного за пределами участка, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 19-20). Указанное решение опубликовано в информационном бюллетене 29.10.2019 года.
Главой Администрации Анастасиевского сельского поселения Андреевой Е.А. в адрес Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области 17.12.2019 года направлялось письмо с просьбой рассмотреть вопрос передаче из муниципальной собственности Муниципального образования «Анастасиевское сельское поселение» в собственность Российской Федерации выше названного гидротехнического сооружения.
Не получив ответа из Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, Администрация Анастасиевского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд с иском к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области об обязании принять в федеральную собственность объект недвижимости: гидротехническое сооружение (плотина), протяженностью 472 м, инвентарный номер 14/427, расположенное в 160 метрах по направлению на запад от ориентира с. Анастасиевка, ул. Ленина, 62 «а» (дело № А53-40060/2021).
Таким образом, неисполнение требований по обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения обусловлено объективными обстоятельствами, а не умышленным бездействием Главы Администрации Анастасиевского сельского поселения. Андреевой Е.А. направлялись ходатайства о выделении бюджетных ассигнований, но при этом бюджетные средства на указанные цели не были выделены.
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
На основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2478-О положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Главой администрации Анастасиевского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области Андреевой Е.А. принимались все зависящие от нее меры по обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения. Однако бюджетные ассигнования на указанные цели не выделены.
При таких обстоятельствах вина Андреевой Е.А. во вмененном административном правонарушении отсутствует, что влечет прекращение производства по делу по основанию, предусмотренному части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями от 15 июля 2021 года, решение судьи Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 21 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ, в отношении главы Администрации Анастасиевского сельского поселения Андреевой Екатерины Александровны, отменить, производство по данному делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья